Интервью как жанр и основа журнальной статьи

Интервью как  жанр и основа журнальной статьи   Цель: 1) Знакомство с новым жанром публицистики. 2) Развитие творческих способностей учащихся. 3) Помощь в  самоопределении.   Ход занятия  Домашнее задание Подготовьте вопросы и информацию по темам «Современная школа», «Идеальный учитель: какой он?»,  «Мое призвание - учитель», «Быть ли двенадцатилетнему образованию?» 1)      Целеполагание Сведения о теле-, радиожурналистике, печатных изданиях Просмотрите внимательно ролик, обратите внимание на особенности работы журналиста Просмотр видеоролика, беседа по вопросам   - Готовился ли журналист заранее? - С какой информацией он работал? - Какова атмосфера проведения интервью? - Добился ли журналист ожидаемых результатов? - Раскрепощено ли себя чувствовал гость? Благодаря чему? - Если бы материал нужно было напечатать, в какую рубрику бы его поместили? Исходя из вышесказанного, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока (Интервью) - А если учесть, что интервью мы будем рассматривать как один из способов создания печатной продукции?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интервью как жанр и основа журнальной статьи

Цель:

1) Знакомство с новым жанром публицистики.

2) Развитие творческих способностей учащихся.

3) Помощь в самоопределении.

Ход занятия

Домашнее задание

Подготовьте вопросы и информацию по темам «Современная школа», «Идеальный учитель: какой он?», «Мое призвание - учитель», «Быть ли двенадцатилетнему образованию?»

  1. Целеполагание

Сведения о теле-, радиожурналистике, печатных изданиях

Просмотрите внимательно ролик, обратите внимание на особенности работы журналиста

Просмотр видеоролика, беседа по вопросам

- Готовился ли журналист заранее?

- С какой информацией он работал?

- Какова атмосфера проведения интервью?

- Добился ли журналист ожидаемых результатов?

- Раскрепощено ли себя чувствовал гость? Благодаря чему?

- Если бы материал нужно было напечатать, в какую рубрику бы его поместили?

Исходя из вышесказанного, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока (Интервью)

- А если учесть, что интервью мы будем рассматривать как один из способов создания печатной продукции?

«Интервью как жанр и основа журнальной статьи». (1 слайд)

- Что вы ждете от занятия?

  • Какие качества характера нужно в себе обнаружить и затем попытаться развить?

  • Чему будем учиться?

Теоретическая исследовательская часть. Построение знаний. Групповая работа.

Давайте обратимся к печатным изданиям, каковы особенности интервью как жанра и основы журнальной статьи

  1. Самостоятельная исследовательская работа

Анализ текстов, предложенных учителем. Подготовка к пониманию типологии интервью (интервью - расспрос, интервью - обмен мнениями, интервью - портрет)

Вопросы для анализа: (на карточках)

  1. Попробуйте дать определение интервью.

  2. Прочитайте текст, определите его жанр.

  3. Найдите в тексте интервью. С какой целью оно используется?

  4. Проанализируйте интервью.

  • В какой части текста встречается интервью? (В начале, в середине, в конце, составляет основу текста, вводится от третьего лица)

  • Как оно вводится в текст статьи? (проанализируйте предложения, которые вводят интервью)

  • Благодаря чему создается иллюзия разговора, непринужденной беседы? (Структура предложений, разговорные слова, простые конструкции и т.д.)

Опрос

Выводы: (на карточках)

Интервью - это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации. Различают интервью-расспрос, цель которого - получение информации; интервью - обмен мнениями, в центре которого находится обсуждение общезначимой проблемы; интервью - портрет, создающий образ интервьюируемого. Характер беседы зависит от того, с какой целью пригласили интервьюируемого - получить от него информацию, обсудить проблему или рассказать о нем.

В интервью-расспросе задача интервьюируемого - предоставить запрашиваемую информацию или раскрыть свое мнение. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист спрашивает, гость отвечает. В ходе интервью задаются вопросы открытого типа (что, где, когда, почему и т.д.), в основе этих вопросов лежит желание узнать информацию.

В интервью-обмен мнениями задача интервьюируемого усложняется: он должен не просто высказать свое мнение, но и доказать, отстоять его.

В интервью-портрете задача журналиста - наиболее полно познакомить читателей с человеком, возможно даже с непривычной точки зрения.

-Как вы думаете, существуют ли определенные этапы подготовки и проведения интервью?

Раздаточный материал

Первая фаза интервью - контактоустанавливающая. К этой фазе относится приветствие, представление, устанавливается эмоциональный контакт.

Вторая (основная) фаза - концентрация внимания на какой-либо проблеме, теме. Диалог между журналистом и гостем.

Ход диалога зависит от того, насколько удачно или неудачно формулируются вопросы. Именно благодаря вопросам отдельные высказывания обретают смысл.

В третьей фазе подводятся итоги разговора, журналист благодарит гостя и прощается с ним.

3. Разминка, упражнение «Минута разговора» Обучающиеся рассаживаются друг против друга, чтобы получились пары, в течение одной минуты пары беседуют на заданные темы («Погода», «Любовь», «Спорт»). По прошествии минуты пары меняются. Заканчивается игра подведением итога: каждый участник делится впечатлениями, рассказывает о том, сколько раз он был слушателем, спрашивающим, говорящим и в какой ситуации он чувствовал себя комфортно. Пары проигрывают интервью с использование разных типов вопросов.

Тип вопроса

Пример

Преимущества и недостатки вопроса

1

2

3

«Да - нет»

«Вы знакомы с этой программой? »

Полезен для проверки фактов, чтобы корректировать направление беседы, но не может быть ее основной

Закрытый вопрос

«Давно ли Вы руководите данным предприятием?»

Сама форма вопроса ограничивает ответ определенной областью, но позволяет сообщить некоторые подробности

Открытый вопрос

«Как Вы представляете решение этой проблемы?»

Подходит для начала диалога, обмена информацией и идеями, но может превратить беседу в спор или увести в «дебри»

Наводящий вопрос

«Вы согласны, что решение руководства отвечает потребностям предприятия?»

Не очень полезен, если только Вы не пытаетесь изменить ход беседы

Провокационный вопрос

«А как Вы думаете, поможет ли Вашей компании назначение нового директора»

Не рекомендуется, может поставить собеседника в тупик. Результат - вероятность, что он замкнется

Подсказка

«и что необходимо предпринять?»

Способствует прогрессу беседы, направляет интервьюируемого в нужное русло. Поясняет проблему, если собеседник не понимает Вас?

Зондирующий вопрос

«А какое место Вы отводите себе в решении вопроса?»

Позволяет получить больше информации, двигаясь от общего к частному

Зеркальный вопрос

«Значит, Вы все-таки решили не включать этот пункт в план действий?»

Способ проверить, правильно ли Вы поняли собеседника

«Что, если?..»

«Предположим, у Вас появилась такая возможность, каковы будут Ваши действия?»

Выдвижение предположений и создание воображаемых ситуаций с последующим выяснением мнения собеседника

Итак, путем исследования мы узнали, как строится статья с элементами интервью. Но это только вершина айсберга, то, что оказалось на поверхности. Чаще всего журналист, строя статью, использует не весь собранный материал, а только то, что считает важным, интересным, актуальным и т.д. То есть многое остается за кадром. Задача следующей части урока - понять правила интервью.

Формулируем правила интервью:

  1. К интервью надо готовиться. Вопросы должны быть продуманы: от этого зависит успех интервью.

  2. Готовясь к интервью, не забывайте о внешнем виде. Аккуратная прическа, не вызывающий наряд благожелательно настроят собеседника.

  3. Представьтесь и попросите разрешения взять интервью.

  4. Задавая вопросы, постарайтесь держаться естественно, непринужденно. Если речь собеседника слишком абстрактна, непонятна, корреспондент может перевести ее в более понятную форму. Он должен задать вопросы, переключающие сознание собеседника в нужное русло.

  5. В заключение журналист благодарит гостя за интервью и прощается с ним.

Ну что ж, мы узнали, как берется интервью, как строится статья в жанре интервью. А теперь попробуем себя в роли журналистов. А собеседниками будут наши гости.

«Дыхательное упражнение» Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Упражнение повторить пять раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.

4) Деловая игра. (Использовать правила, напечатанные на листочках, не забудьте поправить прическу)

  1. Подумайте, у кого из наших гостей и на какую тему вы хотели бы взять интервью

  2. Составьте вопросы, которые вы хотели бы задать своим собеседникам.

  3. Корреспонденты могут взять интервью у гостей, а редакторы вместе с исследователями начинают работать над статьей.

5) Мастерская творческого письма. Учитель в роли консультанта.

Интервью - портрет «Мое призвание - учитель»

Интервью - расспрос «Современная школа», «Идеальный ученик: какой он?»

Интервью - обмен мнениями «Быть ли двенадцатилетнему образованию?»

Интервью взяты, ваша задача оформить их в соответствии с предложенной типологией

Рефлексия.

  • Какой этап занятия вам больше всего понравился?

  • Когда вы чувствовали себя наиболее комфортно?

  • Есть ли какие-либо черты характера, которые вы в себе открыли?

  • Над чем вы собираетесь работать в ближайшее время?

Вы сами определили свое домашнее задание.

Приложение №1

Вопросы для интервью с учителем

Когда вы захотели стать учителем?
Где вы учились?
Как вы учились в школе?
Что помните из школьной жизни?
Какие уроки любили, а какие не любили?
Сколько лет вы работаете в школе?
Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?
О чем вы думали, идя на первый урок?
Что вам нравится, и что не нравится в вашей работе?
Чем вы любите заниматься дома?
Ваш любимый писатель, фильм, цвет, музыка, время года...
О чем вы думаете, идя в школу? А из школы? и т. д.

Вы уже давно работаете в школе и классе. Проверим, хорошо ли вы их знаете.
Сколько этажей в школе?
Сколько окон в классе?
Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть в школу?
Где стоит стол в кабинете директора? Завуча?
Как зовут школьную буфетчицу?
Кто в нашем классе увлекается спортом, музыкой... и т. д.



Приложение №2

Вопросы для анализа:

  1. Попробуйте дать определение интервью.

  2. Прочитайте текст, определите его жанр.

  3. Найдите в тексте интервью. С какой целью оно используется?

  4. Проанализируйте интервью.

  • В какой части текста встречается интервью? (В начале, в середине, в конце, составляет основу текста, вводится от третьего лица)

  • Как оно вводится в текст статьи? (проанализируйте предложения, которые вводят интервью)

  • Благодаря чему создается иллюзия разговора, непринужденной беседы? (Структура предложений, разговорные слова, простые конструкции и т.д.)

Приложение №3

Формулируем правила интервью:

  1. К интервью надо готовиться. Вопросы должны быть продуманы: от этого зависит успех интервью.

  2. Готовясь к интервью, не забывайте о внешнем виде. Аккуратная прическа, не вызывающий наряд благожелательно настроят собеседника.

  3. Представьтесь и попросите разрешения взять интервью.

  4. Задавая вопросы, постарайтесь держаться естественно, непринужденно. Если речь собеседника слишком абстрактна, непонятна, корреспондент может перевести ее в более понятную форму. Он должен задать вопросы, переключающие сознание собеседника в нужное русло.

  5. В заключение журналист благодарит гостя за интервью и прощается с ним.

  6. Ну что ж, мы узнали, как берется интервью, как строится статья в жанре интервью. А теперь попробуем себя в роли журналистов. А собеседниками будут наши гости.






© 2010-2022