Рабочая программа по литературе для 5 класс

К рабочей программе учебного предмета литература в 5 классе. Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой на основе программы основной школы по литературе в 5 -9 классах общеобразовательных учреждений с русским ( неродным) и родным ( нерусским ) языком обучения. Авторы программы по русской литературе: с. К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н.Вербовая, К.М..Нартов, Н.С.Русина. Общая редакция К.М..Нартова. Санкт-Петербург. Просвещение .2005.   Минимальное к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.СТАРОТУРАЕВО

Рассмотрено:

На заседании ММО

Протокол №__

от «___»___________2014г.

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР

МОКУ ООШ с. Старотураево

________Мардаганиева Л.Р.

«____»__________2014г

Утверждено:

Директор школы

МОКУ ООШ с. Старотураево

_________ Каримова А.Т.

Приказ № ___ от «___»_______2014







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА











СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

АХТАРЕЕВА АЙГУЛЬ АЙРАТОВНА





2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

К рабочей программе учебного предмета литература в 5 классе.

Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой на основе программы основной школы по литературе в 5 -9 классах общеобразовательных учреждений с русским ( неродным) и родным ( нерусским ) языком обучения.

Авторы программы по русской литературе: с. К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н.Вербовая, К.М..Нартов, Н.С.Русина. Общая редакция К.М..Нартова. Санкт-Петербург. Просвещение .2005.

Минимальное количество часов по программе основного общего образования по литepaтype - в 5 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч в год.

Введение 1 ч

Устное народное творчество-15ч

Литературные сказки 20 ч

Русская литература Х1Х века-28ч

Русская литература XXвека-23ч

Рабочая программа составлена на основе документа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ МОРФ от 05.03. 2004 № 1089)

Преподавание ведется по учебнику - хрестоматии для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы-составители: м. г. Ахметзянов, Л. С. Багаутдинова, Н. Н. Вербовая. с. -По Просвещение.2008.

Количество контрольных работ: классных сочинений - 3.

Цель изучения литературы в школе - воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для чего необходимо приобщить учащихся к богатству русской клaccической и зарубежной·литературы. За основу литературного образования берется чтение с последующим изучением художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством для этой основы на всех этапах изучения литературы в школе становится noвышение качества чтение, расширение его круга, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Такова задача на предстоящий учебный год. Необходимо развивать "души прекрасные порывы" - эмоциональное восприятие произведения , а не просто,текста. Изучение курса литературы в 5 классе определяет

дальнеишее отношение учеников к данному предмету.

Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет. Они уже могут находить «человека» В произведении о природе. Выделяют отдельные места в тексте произведения. Умеют пересказывать. В 5 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие. Преемственность осуществляется.

К концу учебного года учащиеся должны знать авторов, произведения, размеры стихосложения, уметь отвечать на вопросы, составлять монологический ответ, анализировать произведение.





Раздел 2. Содержание тем учебного курса

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

РАЗДЕЛ 3. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

    Отметка

    Основные критерии отметки

    Содержание и речь

    Грамотность

    «5»

    1. Содержание работы полностью соответствует теме.

    2. Фактические ошибки отсутствуют.

    3. Содержание излагается последовательно.

    4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

    5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

    В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

    Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

    «4»

    1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

    2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

    3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

    4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

    5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

    В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

    Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

    «3»

    1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

    2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

    3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

    4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

    5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

    «2»

    1. Работа не соответствует теме.

    2. Допущено много фактических неточностей.

    3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

    4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

    5. Нарушено стилевое единство текста.

    В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

    Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Раздел 4.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь: -определять жанр произведения;

  • -определять мораль сказки и басни;

  • -различать фантастику и сказку;

  • -определять систему обрctзов и выделять главного героя;

  • -знать что такое сюжет его особенности;

  • -роды литературы; ,

  • -сатира и юмор аллегория басни;

  • -определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос;

  • -определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику

  • произведения и его стиль;

  • -иметь понятие об эпитете портрете пейзаже;

  • -уметь составлять характеристику героев произведения;

  • -определять конфликт в произведении композицию;

  • -знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии

  • • и прозы ..

  • Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения, его выразительности, умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ .

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол.ч.

Дата по плану

Факт.

примечание


Введение (1 ч.)





1.

Литература- как вид искусства.

1

5.09




Устное народное творчество (фольклор) (15 ч.)






Русские народные сказки.





2-4.


«Сказка об Иване царевиче, Жар - птице и о Сером волке

3


6.09

12.09

13.09



5

Реальное и фантастическое в сказке

1

19.09



6-7.

«Зимовье зверей». 3вери- персонажи, их особенности и качества.

2

20.09

26.09



8-10

«Каша из топора» бытовые сказки

3

27.09

3.10

4.10



Сказки народов России.





11-13

«Лиса и перепелка». (башкирская сказка).

3

10.10

11.10

17.10



14-16.

«Старик со старухой и береза» (удмуртская сказка).

3

18.10

24.10

25.10



17

Литературные сказки (20) обзор

1

7.11



18.

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый ... »

1

8.11



19-21.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

3

14.11

15.11

21.11






22.

Идея торжества человеческой верности и

справедливости в сказке.

1

22.11



23.

Поэтичность изображения волшебных событий в сказке, ее стихотворная форма.

1

28.11



24-25.

Вн. чт. А. С. Пушкин.

«Сказка о попе и работнике его Балде».

2

29.11

5.12



26-27.

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик - Кериб»(турецкая сказка).

2

6.12

12.12



28.

Прославление любви, верности, доброты,

осуждение коварства и зла в сказке.

1

13.12



29-30.

Петр Петрович Ершов. «Конек- Горбунок».

2

19.12

20.12



31.

Герой сказки Иван как воплощение духовной силы

и мудрости народа.

1

26.12



33-35.

Сергей Тимофеевич Аксаков.

«Аленький цветочек».

3

27.12

16.01

17.01





36.

Основной мотив сказки.

1

23.01



37

Русская литература XIX века (28 ч.) обзор

1

24.01



38-39.

Иван Андреевич Крылов. «Квартет», «Демьянова

уха», «Ларчик».

2

30.01

31.01



40

Основной художественный прием басни. Мораль.

1

6.02



41.

А. С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье ... »

1

7.02



42.

А. С. Пушкин. «Туча», «Зимний вечер».

1

13.02



43.

Вн. чт. А. В. Кольцов. «Песня пахаря».

И. С. Никитин «Утро».

1

14 .02



44-45.

Николай Васильевич Гоголь.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

2

20.02

21.02




46.

Фантастика и реальность в произведении

Н. В. Гоголя.

1

27.02



47

Поэтизация картин народной жизни и природы,

светлой любви. Подготовка к сочинению.

1

28.02



48.

Классное сочинение по повести "Ночь перед

Рождеством" .

1

6.03



49

Внекл чтение по ТВ. Н.В.Гоголя

1

7.03



50.

Анализ письменных работ.

1

13.03



51

Федор Иванович Тютчев.

1

14.03




"Есть в осени первоначальноЙ ... ", "Весенние воды".





52.

Любовь поэта к родной природе. "Чародейкою

3имою ... ", "Весенняя гроза".

1

20.03



53.

Афанасий Афанасьевич Фет. "Ласточки пропали ... ",

1

21.03



54

"Весенний дождь", "Вечер".

1

3.04




55.

Человек и природа- главная тема лирики Фета.

1

4.04



56

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество

1

10.04



57

"Крестьянские дети".

1

11.04



58.

Восхищение трудолюбием, близостью к природе

крестьянских детей в стихотворении.

1

17.04



59.

Антон Павлович Чехов. Высмеивание невежества и глупости в рассказах А. П. Чехова.

1

18.04



60-61.

А. П. Чехов. "Лошадиная Фамилия".

2

24.04

25.04



62.

Мастерство создания комических ситуаций.

Понятие о юморе.

1

8.05




63.

ВН.Чт. РассказыА. П.Чехова.

1

15.05




Русская литература ХХ века. (23 ч.)





64.

Александр Иванович Куприн. Идеи гуманизма в рассказах писателя

1

16.5




65.

Картины нищеты в рассказе И. Куприна "Чудесный доктор"

1

22.05



66.

Образ известного хирурга Пирогова в рассказе.

Подготовка к сочинению.

1

23.05




67

Классное сочинение по рассказу "Чудесный доктор".

1

29.05



68.

Анализ работ.

1

30.05









РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  • Учебник-хрестоматия для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы составители: Ахметзянов М. Г., Багаутдинова Л. С., Н. Н. Вербовая. С.-П. Просвещение. 2008.

  • Астафьев В. П. Повести. Рассказы. М. Дрофа. 2002. Библиотека отечественной классики.

  • Беломестных . О .Б., М. С. Корнеева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М. Вако. 2003.

  • Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. Просвещение. 1990.

  • Литература в школе. Журнал для учителя.

  • Нагибин Ю. Дворы, переулки и весь мир. Повесть и рассказы. М. Детская

литература. 1984.

  • Нартов К. М. Учебник-хрестоматия. С.-П. Просвещение. 1996.

  • Русская литературная сказка XVIII- ХХ веков. Том 1. БОК. М. Дрофа. 2002.

  • Русская поэзия второй половины XIX века. М. Дрофа. 2002. 10.Русская басня XVIII- ХХ веков. М. Дрофа. 2002.

  • Русская литературная сказка XVIII - ХХ веков. Том 2 . М. Дрофа. 2002 .



© 2010-2022