Рабочая программа спецкурса Беседы о русской стилистике и культуре речи для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование


Название тем курса

Содержание

Формы и методы обучения

Форма контроля

Дата

Раздел 1. Стилистика и культура речи (13ч.)

1

Введение. «Уметь говорить» - искусство, уметь слушать - это культура (Д. С. Лихачев)

1 Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань

Беседа.

Устный опрос. Сочинение-миниатюра

2

Место стилистики в системе наук языкознания.

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.

Ключевые слова и выражения: проблемы культуры речи. Речевая деятельность.

Беседа. Редактирование собственного текста. Отработка видов подчинительной связи. Устранение ошибок в предложении.

Реферат.

3-

Задачи грамматической, функциональной стилистики.

Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).

Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.

Практикум. (Урок можно повести в форме заседания клуба «Любители и почитатели языковедения»). Обсуждение и редактирование лучших рефератов.

Устный опрос

4

Самостоятельная работа

5- 6

Практическая стилистика

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.

Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.

Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.

Практикум. (Урок можно повести в форме заседания клуба «Любители и почитатели русского языка»). Распределение ролей, разыгрывание сценок . Выполнение упражнений повышенной трудности.

Словарная работа (современный лексикон).

7- 8

Функциональная и коммуникативная стилистика

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.

Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.

Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.

Игра на лингвистической конференции.

9 - 10

Формирование коммуникативных единиц

Практикум. (Урок можно повести в форме заседания клуба «Любители и почитатели русского языка»). Работа со словом, словарем.

Экскурсия на производство

11

Формирование коммуникативных единиц

Практикум. (продолжение). Работа с прозаическими и поэтическими текстами.

Словарный диктант на основе включенных слов темы.

12

Комплексный анализ текста

13

Что такое культура речи?

Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.

Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка.

Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка. Степень владения языком. Правильность речи. Выразительность речи. Точность речи. Разнообразие речи. Собственный стиль речи. Стилизация. Несобственно прямая речь.

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П. Чехова «Детвора»

Словарная работа. Взаимопроверка.

Раздел II. Стилистика и риторика (7ч.)


14

О древней науке риторике.

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиани три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Макарий и его «Риторика». Ф. Прокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».

Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы. «Роды речей». «Рассуждающая речь». «Показующая речь». «Судебная речь». Общие требования к речи.

Устное выступление-защита учащихся. Защита рефератов-проектов «Что такое риторика?» Графическое представление науки риторики.

Редактирование рефератов-проектов. Оценка проектов.

15

Виды речи.

16

Книжно-славянская письменная традиция

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно-литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.

Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие). Книжнославянский и письменно обработанный народно-литературный языки.

Устные выступления учащихся.

Работа со словарем.

Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов М.Ю. Лермонтова и Г.Р. Державина.

17

Три стиля в российском языке

Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.

Ключевые слова и выражения: «роды речений»; «три штиля».

Лекция. Исследование текстов.

Выводы сделанные в ходе исследований текстов.

18

Категории «высокого» и «низкого»

Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика (А. А. Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.

Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория (А. И. Ефимов).

Устные выступления учащихся. Исследование фрагментов текста романа А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Поисковая работа на примерах текстов и словаря.

19-

«Хороший», «Дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина - начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность. Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (называние

Лекция с элементами беседы. Исследование.

Сочинение - размышление.

20

Истоки книжно-письменной речи



Раздел III. Стилистика и лексика (5ч.)

21

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.

Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.

Ключевые слова и выражения: диалект. Просторечие. Жаргонизмы, арго (аргонизмы-арготизмы). Разграничительная лексика.

Лекция. Беседа. Исследование (Речь окружающих, надписи в маршрутках, на заборах)

Сочинение - описание предмета, действия в разных стилях

22

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления; термины, книжная, устарелая и разговорная лексика. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы. Пометы в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: торжественное («высокое»). Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное

Лекция. Беседа. Работа со словарем.

Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста.

23-

Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.

Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора. Поэтическая метафора. Окказионализмы.

Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.

Ключевые слова и выражения: чувственно-образный момент (дополнительный). Живая связь представлений и предметов.

Семинар. Составление текста по проверке знаний учащихся 5 классов.

Тест.



Взаимопроверка и самоконтроль

24

Внутренняя форма слова.

25

«Забавные» и «коварные» созвучия

Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.

Ключевые слова и выражения: омонимы. Омофор-мы. Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур. Оговорка. Обмолвка.

Беседа. Исследование некоторых грамматических правил языка. Например: русского, немецкого, английского, французского.

Письменный ответ на вопрос.

Раздел IV. Стилистика и фразеология (5ч.)

26

Устойчивые и свободные словосочетания.

Словорасположение.

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.

Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания

Беседа. Работа с фразеологизмами на время.

Написание статьи в альманах

27

Период. Прозаическая строфа. (абзац)

Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка - своего рода знак препинания» (Л. В. Щерба).

Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный период. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац («Красная строка»).

Беседа. Исследование текстов Л.Н.Толстого (строение текста, роль концовки)

Стилизация текста

28

Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога.

Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.

Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, сообщающий. Языковые приемы драматизации речи. Бытовой диалог. Реплика диалога. Оппонент. Устная речь, письменная речь. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Устный диалог.

Лекция. Анализ текста художественной литературы.

Письменный ответ на вопрос.

29-

30

Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой.

Функциональные стили: публицистический, художественный.

Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.

Семинар. Исследование текста

Выводы на основе практической работы.

Раздел V. Слово и жест (4ч.)


31


Слово и жест


Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.

Ключевые слова и выражения: инверсия. Такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение, понижение тона. Пауза. Ритм. Мелодика. Перенос

Лекция. Исследование фрагментов текста романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Лингво-стилистический анализ текста.

32

Инверсия в прозе и стихотворной речи


Раздел VI. Повторение (3 ч)

33-

Обобщение по теме: «Стилистика и культура речи»

Вопросы и письменные ответы учащихся. Работа с текстом рассказов Чехова.

Анализ текстов (Рассказ А.П. Чехова «Хамелион»)

34

Обобщение по теме «Стилистика и фразеология»

Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.

Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания

Анализ текста художественной литературы.

Тест. Зачёт.

35

Итоговый урок «Поговорим о главном».

Выводы о стилях речи, культуре речи. Вопросы художественного стиля речи. Современная стилистика русской речи

Анализ фрагментов текста из произведений В. Ерофеева, Л. Петрушевской, А. Костюнин и др.



© 2010-2022