Урок русского языка на тему Прямая речь (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Цели урока:

* закрепить понятие прямой речи, знать определение прямой речи, уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять предложения и схемы данных предложений, уметь расставлять знаки препинания;

* развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;

* способствовать воспитанию личностных качеств, творческой деятельности.

Оборудования: интерактивная доска, карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов, иллюстрации к сказкам.

Методы обучения:

Наглядный, практический, словесный.


Бессмертие народа - в его языке.

Ч. Айтматов


Тілі бар ел- мәңгі жасайды

Ч.Айтматов

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня у нас урок проявления самостоятельности и творчества. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит сердце благородными чувствами.

Сообщение цели и темы урока. Слово учителя о языках.

Первый этап урока называется «Знание». На этом этапе урока осуществляются все виды познавательной деятельности: запоминание, воспроизведение в памяти, усвоение значения новых слов. Второй и третий этапы урока развивают готовность и способность учащихся оперативно и умело применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности.

  1. Актуализация знаний

Игра «Крестики-нолики». Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х», не согласны - «о».

  1. Прямая речь - это чужая речь.

  2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

  3. Прямая речь пишется с маленькой буквы.

  4. Прямая речь выделяется кавычками.

  5. Прямую речь можно заменить косвенной речью.

  6. Прямая речь сопровождается словами автора.

  7. Прямая речь-это чужая речь, переданная в измененной форме.

  8. Прямая речь пишется с большой буквы.

  9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

  10. Речь, переданная дословно, без изменений - это прямая речь.

А теперь проверим результаты игры на доске (слайд 2)

3. Итог: так что же такое прямая речь?

Говорящий или пишущий может вставить в текст, созданный им самим, чужой текст. Такой чужой текст принято называть чужой речью. Чужая речь - это как бы текст в тексте, речь в речи. Чужая речь может быть представлена как прямая или косвенная речь. Прямая или косвенная речь- основные способы передачи чужой речи.

Прямая речь - это чужая речь, переданная дословно, без изменений.

Предложение с прямой речью состоит из слов автора и прямой речи.

Повторили? Что такое прямая речь? Теперь давайте повторим способы ее передачи.

  1. Способы передачи чужой речи (слайд 3, 4, 5)

Чужая речь может передаваться с помощью:

  1. Прямой речи

  1. Косвенной речи

  1. Вводных слов

4. Дополнения с предлогом О

Итог: что такое прямая речь и способы передачи чужой речи повторили, теперь повторим знаки препинания

  1. Знаки препинания при прямой речи (схемы, слайд 6, 7, 8) привести примеры

Прямая речь после слов автора: Прямая речь перед словами автора:

  1. А : « П. » 4) « П », - а

2) А : « П! » 5) « П !» - а

  1. А : « П? » 6) « П ?» - а

Прямая речь разрывается словами автора:

7) « П, - а, - п.»

8) « П, - а. - П.»

9) « П ? - а. - П.»

10) « П ! - а. - П.»

Итак, мы повторили с вами все, что знали о прямой речи. Теперь перейдем к практическим занятиям. Откройте тетради, запишите тему урока.

6. Самостоятельная работа по карточкам.

Правильно расставьте знаки препинания (слайд 9, 10)

1.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

2. В своем ежегодном Послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев уверенно сказал Казахстанцы 2050 года - это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках.

3. Казахский язык - это наш духовный стержень отметил Президент.

4. А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу.

5. Мы смогли использовать потенциал для того, чтобы показать миру возможность нашей страны сказал Президент.

6. Слушай Василиса Егоровна отвечал урядник не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву.

7. Ну матушка возразил Иван Кузьмич оставайся пожалуй коли ты на крепость нашу надеешься.

8. В своем ежегодном Послании лидер нации Н.А.Назарбаев отметил На выставке ЭКСПО- 2017 в Астане будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники.

Итог: Отработали постановку знаков препинания при прямой речи.

7. Распределительный диктант: распределите в три колонки номера предложений в соответствии с данной таблицей слайд 11

Прямая речь стоит перед словами автора

Прямая речь стоит после слов автора

Слова автора разрывают прямую речь




  1. «Завтра будет славная погода!»- сказал я.

  2. «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я у штабс-капитана.

  3. Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

  4. «Нехорошо, - подумал я. - Верно, черная кошка между ними проскочила».

  5. Раздался чей-то голосок: «К вам можно?»

  6. «Диктант закончен! - сказала Татьяна Евгеньевна. - Проверьте, что вы написали и сдайте тетрадки».

Проверка (слайд 12)

Прямая речь стоит перед словами автора

Прямая речь стоит после слов автора

Слова автора разрывают прямую речь

1,2

3,5

4,6

Итог: оценивание

  1. Работа в группах.

Психологическая разгрузка: в гостях у сказки

Два человека из группы выходят к доске, один зачитывает диалог, другой записывает на доске этот же диалог в форме прямой речи.

Итог: Ну вот, отдохнули, теперь поработаем в парах.

  1. Работа в парах.

Цель:

Перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части. Запишите, расставьте знаки препинания

1. Командир строгим голосом приказал

А. «Приведите ко мне сержанта!»

2. «Пожар! Пожар!»

Б. Раздался внизу отчаянный крик

3. Спросил я ямщика с нетерпением.

В. «Что же ты не едешь?»

4. «Стой, братцы, стой»

Г. Кричит Мартышка.

Проверка: один из каждой пары читает по предложению, остальные проверяют.

10. Дифференцированная работа.

А сейчас мы с вами поучимся исправлять ошибки, которые были допущены при передаче прямой речи.

З уровня: сильный - красный (перепишите, исправляя предложения. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи)

средний - синий (Перепишите, расставляя знаки препинания)

слабый - зеленый (Перепишите, расставляя знаки препинания)

Красные:

1. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

  1. Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь.

  2. Герой рассказа «После бала» уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи.

  3. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Синие:

1Вдруг он обратился к матушке Авдотья Васильевна сколько лет Петруше?

2Савельич дёргал меня за руку говоря Выходи сударь приехали.

Зеленые:

1. Где начинается река спросил Тёма.

2. Слышите как соловей заливается спросила девочка.

11. Работа с эпиграфом.

А теперь вспомним с чего мы начали урок. Обратимся к эпиграфу. 1 ряд слова автора вначале, затем прямая речь. 2 ряд - слова автора в конце, затем прямая речь. Записать и составить схемы на доске. Слайд 13

12. Итог урока.

1. Что такое прямая речь?

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3. Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

4. Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора?

5. Перед словами автора? Приведите примеры.

13. Оценки

14. Домашнее задание (разноуровневое)

1. §38- выписать из художественного произведения по одному примеру на каждую схему.

2. §38 упр.367


5

© 2010-2022