Конспект урока Жизнь и творчество Н. В. Гоголя 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока №__( ______) Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Дата ____________________

Цели урока:

1) обучающая: познакомить учащихся с человеческим и творческим обликом Гоголя.

2) развивающая: развитие аналитического и абстрактного мышления, способности аргументированно отвечать на вопрос учителя.

3) воспитывающая: воспитание уважительного отношения к истории русской литературы.

Тип урока: вводный урок

Оборудование: портрет писателя, презентация, медиа файлы.

Методы и приемы работы: лекция учителя, аналитическая беседа.

ХОД УРОКА:

  1. Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь - одна из ключевых и самых необычных фигур в лите­ратурном процессе девятнадцатого века. Воздействие писателя на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя своей «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.

Гоголь - это неповтори­мая писательская индивидуальность. Облик Гоголя как человека и творца очень сложен, поэтому вот уже на протяжении почти двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его творчества, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Фигура Гоголя до сих пор вызывает споры исследователей, имеющие не только академиче­ское, но и общественное и нравственное значение. Его творчество, во­одушевленное жаждой познания сути русского человека, - живое явление современности. «Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему - «заколдованному месту» русской литера­туры - может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги».

- Что известно из произведений Гоголя? Что понравилось?

(«Ночь перед Рождеством». Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»).


  1. Доклады.

Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу работы над статьей учебника. Ученики читают учебник на стр. 95-96 (1-113-116, НИ). Примерный план статьи учебника.

1. Родина и родители Н.В. Гоголя. Сообщение учащегося.

Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверь­ями, историческими преданиями, будоражившими воо-бражение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих пер­вых повестей («Вечера на хуторе...»). Здесь, в Диканьке, пока-зывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, - все это содействовало раз­витию литературных интересов буду-щего писателя.

2. Нежинская гимназия высших наук. Сообщение учащегося. Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одарен-ность Го­голя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связывает с государ­ственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.

3. Встреча с Пушкиным. Сообщение учащегося.

По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литерато­ров, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831г. у Плет­нева он был пред-ставлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе...»: «Вот настоящая веселость, ис­кренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А мес­тами какая поэзия...!» - пишет он. В 1833-34 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсу­ждает с поэтом свои твор-ческие планы, пишет статью о Пушкине, где опре-деляет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в своею очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.

4. Повесть «Тарас Бульба». Сообщение учащегося.

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт профес-сором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В по-вести речь идет о борьбе Украины с иноземцами в период создания национальной государственности.

В 1835 г. он написал первый вариант повести, и она вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй ре­дакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украин-ского народов. (См. «Тарас Бульба», монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)

5. «Ревизор» - великая комедия Гоголя об общественных нра­вах и о чиновничьей России. Сообщение учащегося.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать с одну кучу все дурное в России... все несправед­ливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от чело-века справедливости, и за одним разом по­смеяться над всем». «Автор-ская исповедь».

6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» - поэма в прозе. Поэма «Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.

7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя - в мастерстве языка и созда­нии художествен=ной детали. Сообщение учащегося.

Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Дон-ском монастыре его несли на руках профессора и студенты университе­та. После революции 1917 г. останки писа-теля были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключи-тельно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «нату­ральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направле-ниях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».

III. Словарная работа.

Запись в тетрадь понятия «художественная деталь».

Художественная деталь - деталь интерьера, пейзажа, внешно­сти героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

В качестве иллюстрации приводится отрывок из сцены борьбы и пленения Тараса, когда он поднимает люльку.

- Какое значение для характеристики Тара-са имеет люлька? (Люлька для Тараса - часть его жизни, его свободы, его веры, по­этому он рискует свободой и поднимает люльку, чтобы она не доста­лась врагу).

- Найдите примеры художе-ственных деталей, которые по­мо-гают глубже понять характер других персонажей повес­ти: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лако-нично?

Ученикам предлагается перечитать следующие отрывки повес­ти: приезд Остапа и Андрия к отцу, рассказ об их жизни в бурсе, их взаимоотношениях с товарищами.

Нередко художественная деталь полностью исчер-пывает харак­теристику образа, однако, мы должны научиться давать по произве­дению полную характеристику персонажа.

- Найдите план характе-ристики героя произведения в спра­вочном разделе учебника. Какое из значений слова «герой» мы можем применить к Тарасу, Остапу, Андрию и другим персонажам?

IV. Характеристика героя.

Учащиеся с помощью учителя пытаются устно по данному пла­ну охарактеризовать одного их героев повести.

Домашнее задание.

1. Подготовить художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Та­рас Бульба».

2. По плану характеристики героя литератур-ного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи.

3. Прочитав повесть, рас-скажите о том, что мы узнаем о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвен­ных средств созда-ния образа героя (сопоставление с другими героями).



© 2010-2022