- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Формирование читательской культуры учащихся на уроках литературы
Формирование читательской культуры учащихся на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Куценко О.И. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование читательской культуры учащихся
на уроках литературы
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Однако чтение серьёзных книг перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию.
Педагоги и психологи отмечают отсутствие у школьников интереса к книге, к произведениям художественной литературы, низкий уровень читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры.
Изменить ситуацию, способствовать формированию личности, адекватно взаимодействующей с другими людьми, призвана художественная литература, а в школьной практике - её изучение в рамках урока литературы. Чтение художественной литературы развивает творческое воображение, призывает к сопереживанию, будит чувства и мысли, задаёт жизненные ориентиры, формирует жизненные ценности, обогащает речь и воспитывает чувство языка.
Итак, цель литературного образования - постижение сущности художественного произведения как вида искусства, формирование культуры читательского восприятия.
Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, используются на уроках литературы? Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании с ИКТ, которые позволяют осуществить различные подходы к изучению текста.
Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Вот некоторые способы, которые обеспечивают достижение этой цели.
1. Эмоциональное восприятие текста. Это самый важный этап при работе с текстом. Необходимо зафиксировать первичное восприятие, чтобы впоследствии соотнести его с новым пониманием произведения, которое появится после его анализа.
2. Структурно-содержательный анализ текста. Художественное произведение - многослойная система. Текст - только первый знаковый уровень, порождающий виртуально - предметный, мифологический и другие.
Таким образом, анализ текста возможен только при овладении теоретико-литературоведческими понятиями, которые работают на постижение замысла писателя:
-
Тема и идея, сюжет и композиция, характеры и система образов.
-
Художественная речь как способ выражения замысла писателя.
-
Жанровое и видовое своеобразие произведения (например, отличие романа от романа-эпопеи).
-
Категория автора-повествователя и рассказчика. Эстетическая позиция писателя.
-
Герой произведения и его отражения (например, герои - двойники в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
-
Сопоставительный анализ мнений критиков об одном и том же произведении.
3. Проблемные вопросы.
Эта группа вопросов выходит за рамки анализа содержания и связана с личным опытом школьника, затрагивает его мировоззрение. При постановке таких вопросов нельзя ожидать однозначных ответов, а потому выработать единственно верную точку зрения часто бывает невозможно.
4. Вопросы культурологического характера.
Если ребёнок способен вступить в диалог с текстом и его творцом, как носителем идеи, то становится соавтором. Чтение - это труд и творчество. Знание нельзя давать в готовой форме. Только при соблюдении этого условия чтение развивает личность, работает на формирование читательской культуры.
Важным элементом урока являются ролевые игры: «я - читатель, критик, исследователь, писатель, экскурсовод»…
Ролевая игра «Я - критик» направлена на анализ произведения. Здесь можно взять интервью у писателя или литературного героя, создать алгоритм анализа текста, организовать дискуссию критиков по одному и тому же произведению. Можно за круглый стол пригласить писателей, которые создали произведения на одну и ту же тему, и поговорить о жизненных уроках, которые вынесли они из детства. Такой разговор возможен лишь тогда, когда обе повести с одноимённым названием будут прочитаны.
Ролевая игра «я - писатель» направлена на овладение навыками написания сочинения. Нелюбовь к одной из самых сложных форм работы могут помочь преодолеть творческие задания малого объёма, например, анонсировать книгу.
Ролевая игра «я - экскурсовод», конечно, самая востребованная. Учащиеся активно привлекают ИКТ, отбирают текстовый материал.
На формирование читательских компетенций работают такие формы уроков: урок - путешествие, пресс- конференция, дискуссия, литературная игра.
Все эти методы и формы направлены на активное сотворчество, а также на осознание литературного произведения как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока - текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Критерием же адекватного понимания произведения становится соответствие трактовки текста его устройству, а также соотношение между организацией текста и структурой изображённого мира.
Формирование читательской культуры - процесс длительный, но увлекательный. Цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность школьнику более глубоко и точно понимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Литература должна быть в центре общественной жизни, и тогда у ученика появится потребность читать. Современное культурное сообщество делает определённые шаги в этом направлении. В последние годы появились новые телепостановки классики, в большом количестве выходят аудиокниги, теле- и радиопрограммы предлагают различные передачи, посвященные художественной книге, в эфире обсуждаются литературные новинки, авторитетное мнение высказывают критики и писатели.
Список литературы
1. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 224с.
2. Бушмин А. С. - Наука о литературе. - М.: Современник,1976.- с.115
-
3. Шевченко М.Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. - 2011. - № 5. - 243 c.
-
4 .Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 239с.
5. Аркин И. И. Литературу ли мы преподаём?/ Литература в школе №2.- 1991.-с.71-83
6. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие - М.: Флинта, Наука, 2000 -248с.