Ресурсы школьного музея в воспитательной работе

На пороге  - новое время: новые технологии, новые отношения в производственной сфере, в экономике, в политике. Перед школой ставят задачу – дать качественные знания, вырастить конкурентно способную личность. И в тень уходит воспитание нравственности, гражданственности, а следовательно, воспитание патриота своей страны. Но педагоги должны понимать, что надо не только дать знания, но и воспитать достойного человека. И роль школьного музея в решении этой задачи   неоспорима. Исток родства не замути...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО участника Хижнякова Елена Фёдоровна

Должность- учитель русского языка и литературы

ОУ: МБОУ СОШ №2

Субъект РФ: Республика Хакасия, г.Саяногорск

Ресурсы школьного музея в воспитательной работе

На пороге - новое время: новые технологии, новые отношения в производственной сфере, в экономике, в политике. Перед школой ставят задачу - дать качественные знания, вырастить конкурентно способную личность. И в тень уходит воспитание нравственности, гражданственности, а следовательно, воспитание патриота своей страны. Но педагоги должны понимать, что надо не только дать знания, но и воспитать достойного человека. И роль школьного музея в решении этой задачи неоспорима.

Исток родства не замутился в бедах,

Какой грядущий день нас ни влечет-

Опорой нам - плечо отцов и дедов,

Истории надежное плечо.

Эти слова - девиз, определяющий основное направление работы музея школы №2 города Саяногорска.

Исследования юных поисковиков уходят в глубь семьи, историю школы, города и родного края. Программа учебно - исследовательской и образовательной деятельности школьного музея одним из основных направлений определяет становление музея как центра единения поколений, сохранения традиций.

Взгляд в глубь семьи (особенно в 2008 году, объявленном Годом Семьи) принес школьникам много открытий: кто-то с удивлением узнавал о том, что в их роду были первые поселенцы д. Означенное, кто-то рассказывал о дедушке и бабушке, являющихся старейшими работниками комбината «Саянмрамор».

Узнать корни своего рода, почувствовать себя причастным по родству, по крови к общему движению жизни, захотеть быть похожим на своих прадедов, дедов, отцов - это начало патриотического чувства в растущем человеке.

Музей провел чтение - конкурс ученических исследований о семье, а также выставку семейных гербов. Все авторы работ и родители, помогавшие детям, получили благодарность администрации школы, а лучшие участвовали в конкурсе исследовательских работ в рамках 8-ого городского краеведческого марафона «Моя семья - мое богатство». Работы «Моя родословная», «Страницы времени в судьбах родов Поминовых и Метельских», «Кулацкие» дети (из истории семьи учителей Осетковского и Шалаумовой)» участвовали во Всероссийском историческом конкурсе старшеклассников «Человек в истории. Россия - 20 век» и были награждены поощрительными грамотами общества «Мемориал».

Школьный музей ведет учет детей и внуков выпускников школы. В год 35-летия школы(2010) училось 142 ребенка наших бывших учеников. И нынешние школьники с интересом разыскивают на фотографиях 20 -30- летней давности своих юных родителей или родственников, пишут сочинения - исследования «Кто моя мама».

Понятно, что сохранять традиции школы и знакомить с ними учеников - это главная задача школьного музея. Ежегодно с этой целью музей оформляет выставки к Дню Знаний, к Дню Учителя, Дню Матери, «Новый год в истории школы», «Наши праздники», «Школьный комсомол», «Пионерская жизнь», «Зарница» и др.

К традиционному вечеру встречи выпускников выставка об истории школы расширяется на два этажа, включая стенды о трудовых, военно-патриотических, спортивных событиях, «поезд» выпускников всех лет, стенные газеты и фотоальбомы. Вся школа становится музеем. И пополняется Книга отзывов музея благодарностями за сохранения памяти о детстве:

«…нам подарили минуты воспоминаний, минуты нашей молодости! Очень приятно увидеть всех и встретиться» (выпуск 1978).

«Спасибо за волнение и душевный трепет, которые я испытала, листая историю нашего класса. Спасибо за возможность заглянуть в детство! Ваш труд очень нужен» (Климченко М. П., ученица 1984).

Эти положительные эмоции, это желание и через 25, и через 30 лет встретится, увидеть свое начало жизни, это проявление любви к родной школе - основа патриотизма.

Семья не живет в одиночестве, школа не стоит в чистом поле, мы вписаны в город, молодой, построенный руками живущих в нем людей. И хотя история города коротка, но для юных исследователей в ней скрыто много интересного. Наша школа - ровесница города (мы старше города на 2 месяца и 4 дня). К 30-летию города музеем был собран материал и оформлены стенды. Ученики, учителя, родители несли в музей иллюстративный материал, фотографии, книги, альбомы, диски. Теперь все это используется на уроках краеведения, на классных часах, при написании исследовательских работ (например, «Истории озеленения города Саяногорска», 2009год»). К этим материалам обращаются участники ежегодного школьного интеллектуального марафона по краеведению (рук. Николаева С.Н.), участники проекта «Моя Саяногория» (рук. Кричевцова С.Ф.), участники конкурса творческих работ «Жемчужина Саян».

Рамки исследовательской работы краеведов расширяются в периоды подготовки к знаменательным датам. Так, к 300-летию вхождения Хакасии в состав России (2007год) была оформлена экспозиция «Хакасия и Россия - 300 лет вместе». Дети узнавали о государственных символах республики, о её древней истории, об исторических памятниках, о природных зонах и ресурсах, о значении географических названий, о городах и промышленных центрах, с интересом рассматривали национальный орнамент. Были написаны учебные исследования. Работа десятиклассницы Медведевой Олеси «Мировоззрение хакасов и его отражение в национальном орнаменте» в секции «Культурология» на первой научной конференции школьников и студентов с международным участием (ноябрь 2007 год) заняла второе место.

Ежегодно актив музея участвует в городском празднике тюркской письменности, где знакомится с обрядом кормления огня, с бытом и прикладным искусством хакасов, смотрит выступления национальных ансамблей.

Мы - страна многонациональная, и воспитание у детей толерантности, уважения к другой культуре, другим обычаям сегодня крайне необходимо.

День Космонавтики - 12 апреля обязательно отмечается большой экспозицией «Человечество стремится в космос». Вот где кладезь событий, которыми должен гордиться каждый россиянин! Обязательно проходят экскурсии для учащихся 6 - 7-х классов. Экскурсоводами выступают восьмиклассники. Учителя физики, используя экспозицию, проводят здесь уроки.

Высшее проявление патриотизма - это готовность встать на защиту Родины, исполнить воинский долг, совершить подвиг. Поэтому с особым старанием, серьезно, ответственно относятся школьники к оформлению экспозиции «Защитнику Отечества посвящается…» (февраль) и «Подвигу жить в веках» (ко Дню Победы).

В феврале показываем и рассказываем о том, как проходили военно-спортивные игры, уроки начальной военной подготовки, военные сборы старшеклассников, об Отечественной войне 1812 года, о воинах- интернационалистах, до конца исполнивших свой воинский долг. Среди них есть и наш бывший ученик, Зверев Владимир. Сейчас у нас учится его племянник, тоже Зверев Владимир, который и подготовил материал о своем дяде и других воинах - интернационалистах нашего города. Со своей работой он выступил на встрече с родственниками погибших в локальных войнах, которая проходила в городском краеведческом музее.

Музей собирает сведения о выпускниках школы, выбравших в жизни военные профессии.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, шефство над ними в истории школы были всегда. Музей школы, собственно и начался с городского краеведческого марафона к 60- летию Победы «Подвигу жить в веках». Первая экспозиция по этой теме состояла из исследовательских работ о военных путях ветеранов, о детстве в военные годы, о судьбах вынужденных переселенцев, об участии сибиряков в военных действиях. Авторы этих работ были и первыми экскурсоводами музея. Экспозиция заняла третье место в городском смотре школьных музеев.

Сегодня мы имеем возможность предоставить для бесед, классных часов о Великой Отечественной войне материал по 18 темам. По всем этим темам ежегодно готовятся экскурсоводы (10кл.), в музее проходят линейки Памяти и экскурсии. Рассказывая о великих битвах, обязательно говорим о саяногорцах, участвовавших в этих сражениях.

Можно сказать, что исследовательская и просветительская деятельность школьного музея в целом направлена на формирование у учащихся уважения и бережного отношения к историческому и культурному наследию, а также служит средством воспитания патриотических чувств. Музей начинал работу в 2003г. с одной выставки, одной экскурсии и четырех экскурсоводов. А в 2012 - 2013 уч.году оформлена 21 выставка, проведено 46 экскурсий, в роли экскурсоводов выступали 53 ученика, а всего в работе музея активно участвовали 109 школьников. Кроме непосредственно занятых в работе музея, все ученики и их родители, гости школы могут осматривать выставки в любое время, так как выставочный зал - помещение открытого доступа - рекреация.

Кто-то это увидел, что-то узнал, сумел рассказать другим. Услышавший и увидевший - задумался. Кто-то написал родословную своей семьи. Кто-то, читая о строителях города или ветеранах войны, увидел знакомую фамилию и заинтересовался своими жизненными корнями. И все это - формирование исторической памяти, понимание связи поколений, уважение к прошлому своей Родины.

© 2010-2022