- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Классный час «Что же самое главное в жизни?» (по «Письмам о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева
Классный час «Что же самое главное в жизни?» (по «Письмам о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жупикова Н.В. |
Дата | 15.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Верх-Суетская средняя общеобразовательная школа»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Что же самое главное в жизни?»
(по «Письмам о добром и прекрасном»
Д.С. Лихачева)
Выполнила
классный руководитель
10 класса
Жупикова Н.В.
2013 год
Пояснительная записка
Наша школа работает по воспитательной программе «Я - гражданин России». Моя работа как классного руководителя является частью общешкольной работы, свою тему самообразования я назвала «Воспитание нравственности и патриотизма».
Свою работу по данному направлению я решила построить по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», которая позволяет воспитывать в учащихся доброту, порядочность, уважение к другим людям, любовь к своей родине и другие нравственные ценности.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 10 класса. И с этого же времени я начала работать с детьми по данной книге. Изучение «Писем» проходит избирательно, согласно возрасту моих учеников.
Планирую в 11 классе подвести итоги данной работы. Поэтому представленный классный час является завершающим.
Тема классного часа:
«Что же самое главное в жизни?»
Цель:
- подвести итог работы с классом по нравственному воспитанию;
- углубить знание учащихся о личности Д.С. Лихачева;
- учить рассуждать и видеть главное в его «Письмах»;
- продолжить формирование нравственных ценностей у учащихся.
Оборудование:
-
Книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»
-
Презентация «Дмитрий Сергеевич Лихачев»
Ход классного часа
-
Вступительное слово классного руководителя о теме и цели классного часа. (Демонстрация слайдов № 1,2,3,4).
-
Выступление учащегося с сообщением «И это все о нем» (слайды № 5,6).
-
Сообщение «Этапы большого пути» (слайды 7,8,9).
Классный руководитель:
«Поговорим об уроках нравственности Д.С. Лихачева»
-
Что такое интеллигенция?
(Учащийся зачитывает строчки из письма «Человек должен быть интеллигентен»):
«Интеллигенцию нельзя смешивать с образованностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигенция - созданием нового».
«Нация, которая не ценит интеллигенцию, - обречена на гибель».
«Основной принцип интеллигенции - нравственная свобода, не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли» (слайды 10,11).
2. Простые истины, или Лихачев о культуре
Учащиеся обсуждают «Письма» о малой родине, о прошлом своего края, о родословной семьи (слайды 15,16,17).
3. Лихачев - совесть нации
Учащиеся обсуждают вопрос: «Что может в жизни один человек?» (слайды18,19).
4. Лихачев - историк древнерусской литературы
Выступает ученик с сообщением о Лихачева как исследователе древнерусской литературы, зачитывает фрагмент статьи Лихачева «Первые 700 лет русской литературы» (слайды 12,13,14).
5. Обсуждение «Писем»:
«О памяти», «Память культуры», «Еще о памятниках прошлого», «О человеческом искусстве», «Понимать искусство», «Об искусстве слова и филологии».
Слово классному руководителю:
Вы заканчиваете школу и стоите на пороге новой жизни, давайте вспомним его мудрые «Письма» и попытаемся ответить на вопрос: «Что же самое главное в жизни?»
6. Диспут: «Что же самое главное в жизни»?
Классный руководитель обобщает, зачитывает заключительные строчки книги:
- А вот как считает Лихачев: «Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого свое собственное, неповторимое. Главное, каким бы оно не было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким: оно станет большим, если будешь ему верен.
Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливым другим. Это «неразменный рубль» (слайды 20,21).
Помните эти слова, перечитывайте «Письма о добром и прекрасном», и они помогут вам в жизни.