- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему «Сложноподчинённые предложения» (9 класс)
Конспект урока на тему «Сложноподчинённые предложения» (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мендиярова Д.Д. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме, выявить пробелы в знаниях учащихся, подготовиться к контрольному диктанту.
Ход урока:
-
Орг. момент
-
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по контрольным вопросам и заданиям.
- Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?
- Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
- Какова роль указательных слов в сложноподчинён ном предложении?
- Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчинённом предложении могут занимать придаточные?
- Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчинённых предложениях в зависимости от их строения?
- Расскажите о видах сложноподчинённых предложений, приведите примеры.
III. Работа с текстом.
Проецируется и выразительно читается текст Н. В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся объясняют выбор синтаксических конструкций, которые помогают автору реализовать свою мысль.
- Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, проанализируйте знаки препинания при придаточных предложениях, укажите средства связи в сложноподчинённых предложениях, определите вид сложноподчинённых предложений, составьте их схемы.
Едва только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект!
IV. Тренировочные упражнения по учебнику
1. Конструирование.
Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения разных типов из двух простых предложений.
Наступили каникулы. Я с друзьями поехал отдыхать на Чёрное море.
2. Редактирование.
Нужно записать предложения в исправленном виде, объяснить характер ошибок.
1) На выставке, которая недавно открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.
2) Это произошло в горах, когда они манили туристов своей красотой и величием.
3) Проводник говорил, что давайте возвратимся назад.
4) Ежели в четырёхугольнике диагонали, пересекаясь, делятся пополам, это четырёхугольник - параллелограмм.
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчинённые предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Мы бросим жребий кому первому стрелять.
б) Антон ударил по лошадям и они выехали со двора.
в) Вижу что комната мало освещена.
г) Лампада тусклая не гасла не догорала до конца.
Ответ: а, в.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Его койка стояла третьей от окна, и, хотя он заранее выдвинул её к центру палаты, ему предстояло преодолеть огромное пространство.
б) На задаваемые вопросы он объяснил, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, надо ждать затяжного дождя.
в) Я зачитался до того, что, когда услышал звон колокольчика, не сразу понял, кто звонит и зачем.
г) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление не отменят.
Ответ: б.
3. Укажите правильно построенное предложение.
а) Проехав по дороге, с обеих сторон которой слышалась французская речь, Петя и Долохов направились к костру.
б) Вожатый дал девочке трудное задание, которой он очень доверял.
в) Река Днепр, на котором стоит Киев, широкая и полноводная.
г) Безалаберность - наш злейший враг, которую необходимо ликвидировать.
Ответ: а.
V. Итог урока. Учитель оценивает степень усвоения изученного материала в целом, делает замечания тем, кто ещё недостаточно понял тему, даёт рекомендации или предоставляет это сделать наиболее сильному ученику класса.
VI. Домашнее задание: повторить материал , подготовиться к написанию контрольного диктанта
Урок 44. Контрольный диктант с грамматическим заданием
Вариант I
СКРИПУЧИЕ ПОЛОВИЦЫ
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах сладко пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, - это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты.
То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке. (171 слово)
(По К. Г. Паустовскому)
Грамматические задания:
1. Подчеркните придаточные предложения в сложноподчинённых предложениях в первых трёх абзацах (вариант I), в последних двух абзацах (вариант II), охарактеризуйте их.
2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).
Вариант II
В ГОСТЯХ У ЛЕТЧИКА
Садились последние машины. Вот прилетел самолёт командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший лётчик полка. Чтобы не терять попусту время, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, весёлый человек.
Мы двинулись по тропке, протоптанной лётчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шёл быстро, порой нагибался, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть гроздь бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело.
Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в пахнущих прелым листом и грибной сыростью дебрях малинника, медуницы, иван-чая были нарыты землянки.
Когда полоска копотного пламени разогрелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютно-обжитым. Молодые берёзки с не завядшей ещё листвой стояли по углам. От них, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шёл густой запах. На столе стоял солдатский котелок, полный лесной малины. В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающе звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всём теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись. (174 слова)
(По Б. Полевому)
Грамматические задания:
1. Найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными: во втором абзаце (вариант I), в последнем абзаце (вариант II) определите вид придаточных и вид подчинительной связи.
2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).