Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»

Цель: формировать у учащихся навыки правильного произношения звука [г]; познакомить детей с детскими играми и развлечениями; совершенствовать речевые умения; развивать диалогическую речь учащихся; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Оборудование: детские игрушки; иллюстрации с изображением лисы и гуся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Артикуляционное упражнение (чистоговорки)

Гу-гу-гу - Гале помогу.

Гу-гу-гу - гуси на лугу.

Га-га-га - дайте Гале пирога,

Пирога из творога

- Га-га-га! - гогочет гусь.

- Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу, не нагляжусь.

2. Разучивание скороговорки

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

3. Беседа

- Вспомните, какие правила поведения на уроке вам известны.

- Что нужно делать на уроке? А чего нельзя делать?

- О каких правилах поведения на перемене вы знаете?

4. Игра «Фотоаппарат»

Учитель расставляет на столе игрушки.

- Внимательно рассмотрите игрушки, постарайтесь запомнить их (1-2 мин).

- Закройте глаза. (Учитель убирает одну игрушку или меняет их местами.) Что изменилось?

III. Сообщение темы и цели урока

- На уроке мы познакомимся с детскими народными играми, забавами, развлечениями.

- Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке.

Шипеть я умею, как будто змея,

И словно змеиная, шея моя,

А плаваю лучше и этим горжусь,

Кто может сравниться со мною? Я - … (гусь).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о гусях. (Учитель вывешивает иллюстрацию гуся.)

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Чтение считалки учителем

Галка селе на забор,

Грач завел с ней разговор.

Гроза грозна, грозна гроза.

Голубь, гусь и галка -

Вот и вся считалка.

2. Беседа

- Какой звук чаще всего встречался в считалочке?

- В названии каких птиц вы слышите звук [г]?

- Какие еще слова с этим звуком вы запомнили?

- Обратите внимание: произношение звука [г] в русском языке отличается от произношения в украинском. Давайте понаблюдаем за произношением звука [г]. (Учитель показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.)

3. Дидактическое упражнение

- Хлопните в ладоши, если услышите звук [г].

М б г в г г п к

Га да мА ба г уро

Гараж, дорога, дерево, машина, гриб, игла.

Гусь гусыне гоготал:

- В гости я вас приглашал!

А гусыня отвечала:

- Я с гусями не играла!

4. Работа по учебнику (с. 92)

1) Разучивание скороговорки.Неугомонный гном много гомонил.

2) Игра «Найди "лишний" рисунок» (волки, галки, голубь).

3) Игра «Назови предметы».

- Правильно произносите слова. (Грабли, гвозди, глобус, гора, гармонь, гладиолусы, гнездо, газеты.)

4) Игра «Кто больше назовет слов со звуком [г]?».

5. Разучивание русской народной игры «Гуси»

6. Беседа

- Дети, как вы думаете, когда можно играть в эту игру? Где в нее можно играть? Кто в эту игру уже играл?

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по рисункам (с. 93)

- Внимательно рассмотрите картину В. Маковской «Девочка и гуси» на с. 93 учебника.

- Кто изображен на картине?

- Что делает девочка? Сколько гусей она пасет?

- Что делают гуси? Где они пасутся?

- Опишите картину, употребляя как можно больше слов со звуком [г].

2. Слушание сказки К. Ушинского «Лиса и гуси»

3. Беседа по содержанию

- Кто действующие лица в этой сказке?

- Где лиса увидела гусей?

- Какими были гуси?

- Как гуси перехитрили лису?

VI. Итог урока

- О чем вы узнали сегодня на уроке?

- С какой народной игрой вы познакомились?

- Кто написал сказку «Лиса и гуси»?

- Какой Петрушка вас сопровождал на уроке?

- Какое у вас было настроение на уроке? (Самооценивание)

Деление слова на слоги. Понятие об ударении. Ударный слог. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Цель: учить первоклассников делить слова на слоги, выделять ударный слог; ввести понятия «ударный слог», «ударение»; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: фишки для составления звуковых моделей слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

III. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Речевая разминка

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

2. Б еседа

Дружат гласный и согласный,

Составляя вместе слог.

Ма и ша (запомни: Маша)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова:

Ты и ква, а вместе - тыква,

Со и ва, а так: сова.

- Сколько слогов в словах Маша, тыква, сова?

3. Работа по учебнику (с. 94)

- Рассмотрите рисунок. Составьте предложение.

- Сколько слов в предложении: «Коля из пластилина слепил кота»? (В этом предложении пять слов.)

- Сколько гласных и согласных звуков в каждом из слов? (Коля - 2 согл. + 2 гл.; из - 1 + 1; пластилина - 6 + 3; слепил - 4 + 2; кота - 2 + 2.)

4. Слушание шутки

Вчера из пластилина я вылепил кота.

«Прекрасно! Молодчина! Какая красота!

Как правильно и тонко! - хвалил меня отец, -

Какого поросенка слепил ты! Молодец!»

- Почему вы улыбаетесь? А у вас были такие случаи?

5. Работа по рисункам учебника

- Кого вы видите на рисунке?

- Сколько слогов в слове бык? (Один)

- Сколько в слове гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Кого вы еще видите на рисунке?

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

- Сколько слогов в слове корова? (Три слога.)

- Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов.)

- А сколько гласных в слове корова? (Три) А согласных? (Три)

- Какой слог ударный? (Второй)

- Что нужно сделать, чтобы определить, какой из слогов ударный? («Позвать» слово. Тот слог, который произносится с большей силой голоса, и есть ударный.)

Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!

Шаг я сделать не могу». (Теленок)

Аналогичная работа проводится со словом теленок.

- Рассмотрите нижний рисунок (с. 94).

- Какие звери и птицы живут в лесу?

- Назовите их детенышей.

- Укажите ударный слог.

У медведя - медвежонок (ударение падает на третий слог).

У птички - птенец (ударение падает на второй слог).

У белки - бельчата (ударение падает на второй слог и т. д.).

6. Игра «Путаница» (с. 95)

- Рассмотрите рисунки.

- Что перепутал художник?

- К каким сказкам эти рисунки?

- В какое время года происходит действие этих сказок?

Анализ фонетического состава слов. Например: в слове осень два слога, первый слог ударный. В нем один звук, он гласный. Во втором слоге три звука, первый согласный мягкий [с'], второй гласный [э], третий мягкий согласный [н'].

7. Р абота над сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

- Послушайте сказку.

- Кто нянчил мышонка? Ответ на этот вопрос вы найдете на с. 95 учебника.

- Кто еще нянчил мышонка? Кого нарисовал художник?

- Что случилось с глупым мышонком?

- Чем закончилась сказка? Почему так произошло?

IV. Итог урока

- Отгадайте загадку.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышка)

Фонетический анализ слова мышка.

Самооценивание.

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...

© 2010-2022