- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»
Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Доманская Е.Н. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»
Цель: формировать у учащихся навыки правильного произношения звука [г]; познакомить детей с детскими играми и развлечениями; совершенствовать речевые умения; развивать диалогическую речь учащихся; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование: детские игрушки; иллюстрации с изображением лисы и гуся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Артикуляционное упражнение (чистоговорки)
Гу-гу-гу - Гале помогу.
Гу-гу-гу - гуси на лугу.
Га-га-га - дайте Гале пирога,
Пирога из творога
- Га-га-га! - гогочет гусь.
- Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь.
2. Разучивание скороговорки
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
3. Беседа
- Вспомните, какие правила поведения на уроке вам известны.
- Что нужно делать на уроке? А чего нельзя делать?
- О каких правилах поведения на перемене вы знаете?
4. Игра «Фотоаппарат»
Учитель расставляет на столе игрушки.
- Внимательно рассмотрите игрушки, постарайтесь запомнить их (1-2 мин).
- Закройте глаза. (Учитель убирает одну игрушку или меняет их местами.) Что изменилось?
III. Сообщение темы и цели урока
- На уроке мы познакомимся с детскими народными играми, забавами, развлечениями.
- Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке.
Шипеть я умею, как будто змея,
И словно змеиная, шея моя,
А плаваю лучше и этим горжусь,
Кто может сравниться со мною? Я - … (гусь).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о гусях. (Учитель вывешивает иллюстрацию гуся.)
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Чтение считалки учителем
Галка селе на забор,
Грач завел с ней разговор.
Гроза грозна, грозна гроза.
Голубь, гусь и галка -
Вот и вся считалка.
2. Беседа
- Какой звук чаще всего встречался в считалочке?
- В названии каких птиц вы слышите звук [г]?
- Какие еще слова с этим звуком вы запомнили?
- Обратите внимание: произношение звука [г] в русском языке отличается от произношения в украинском. Давайте понаблюдаем за произношением звука [г]. (Учитель показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.)
3. Дидактическое упражнение
- Хлопните в ладоши, если услышите звук [г].
М б г в г г п к
Га да мА ба г уро
Гараж, дорога, дерево, машина, гриб, игла.
Гусь гусыне гоготал:
- В гости я вас приглашал!
А гусыня отвечала:
- Я с гусями не играла!
4. Работа по учебнику (с. 92)
1) Разучивание скороговорки.Неугомонный гном много гомонил.
2) Игра «Найди "лишний" рисунок» (волки, галки, голубь).
3) Игра «Назови предметы».
- Правильно произносите слова. (Грабли, гвозди, глобус, гора, гармонь, гладиолусы, гнездо, газеты.)
4) Игра «Кто больше назовет слов со звуком [г]?».
5. Разучивание русской народной игры «Гуси»
6. Беседа
- Дети, как вы думаете, когда можно играть в эту игру? Где в нее можно играть? Кто в эту игру уже играл?
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа по рисункам (с. 93)
- Внимательно рассмотрите картину В. Маковской «Девочка и гуси» на с. 93 учебника.
- Кто изображен на картине?
- Что делает девочка? Сколько гусей она пасет?
- Что делают гуси? Где они пасутся?
- Опишите картину, употребляя как можно больше слов со звуком [г].
2. Слушание сказки К. Ушинского «Лиса и гуси»
3. Беседа по содержанию
- Кто действующие лица в этой сказке?
- Где лиса увидела гусей?
- Какими были гуси?
- Как гуси перехитрили лису?
VI. Итог урока
- О чем вы узнали сегодня на уроке?
- С какой народной игрой вы познакомились?
- Кто написал сказку «Лиса и гуси»?
- Какой Петрушка вас сопровождал на уроке?
- Какое у вас было настроение на уроке? (Самооценивание)
Деление слова на слоги. Понятие об ударении. Ударный слог. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Цель: учить первоклассников делить слова на слоги, выделять ударный слог; ввести понятия «ударный слог», «ударение»; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: фишки для составления звуковых моделей слов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Речевая разминка
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
2. Б еседа
Дружат гласный и согласный,
Составляя вместе слог.
Ма и ша (запомни: Маша)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
Ты и ква, а вместе - тыква,
Со и ва, а так: сова.
- Сколько слогов в словах Маша, тыква, сова?
3. Работа по учебнику (с. 94)
- Рассмотрите рисунок. Составьте предложение.
- Сколько слов в предложении: «Коля из пластилина слепил кота»? (В этом предложении пять слов.)
- Сколько гласных и согласных звуков в каждом из слов? (Коля - 2 согл. + 2 гл.; из - 1 + 1; пластилина - 6 + 3; слепил - 4 + 2; кота - 2 + 2.)
4. Слушание шутки
Вчера из пластилина я вылепил кота.
«Прекрасно! Молодчина! Какая красота!
Как правильно и тонко! - хвалил меня отец, -
Какого поросенка слепил ты! Молодец!»
- Почему вы улыбаетесь? А у вас были такие случаи?
5. Работа по рисункам учебника
- Кого вы видите на рисунке?
- Сколько слогов в слове бык? (Один)
- Сколько в слове гласных звуков?
- Сколько согласных?
- Кого вы еще видите на рисунке?
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)
- Сколько слогов в слове корова? (Три слога.)
- Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов.)
- А сколько гласных в слове корова? (Три) А согласных? (Три)
- Какой слог ударный? (Второй)
- Что нужно сделать, чтобы определить, какой из слогов ударный? («Позвать» слово. Тот слог, который произносится с большей силой голоса, и есть ударный.)
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу». (Теленок)
Аналогичная работа проводится со словом теленок.
- Рассмотрите нижний рисунок (с. 94).
- Какие звери и птицы живут в лесу?
- Назовите их детенышей.
- Укажите ударный слог.
У медведя - медвежонок (ударение падает на третий слог).
У птички - птенец (ударение падает на второй слог).
У белки - бельчата (ударение падает на второй слог и т. д.).
6. Игра «Путаница» (с. 95)
- Рассмотрите рисунки.
- Что перепутал художник?
- К каким сказкам эти рисунки?
- В какое время года происходит действие этих сказок?
Анализ фонетического состава слов. Например: в слове осень два слога, первый слог ударный. В нем один звук, он гласный. Во втором слоге три звука, первый согласный мягкий [с'], второй гласный [э], третий мягкий согласный [н'].
7. Р абота над сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
- Послушайте сказку.
- Кто нянчил мышонка? Ответ на этот вопрос вы найдете на с. 95 учебника.
- Кто еще нянчил мышонка? Кого нарисовал художник?
- Что случилось с глупым мышонком?
- Чем закончилась сказка? Почему так произошло?
IV. Итог урока
- Отгадайте загадку.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышка)
Фонетический анализ слова мышка.
Самооценивание.
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...