- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация по русскому языку в 6 классе Качественные и относительные имена прлагательные
Презентация по русскому языку в 6 классе Качественные и относительные имена прлагательные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Кокорина Н.А. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Автор УМК В.В.Бабайцева, учебник Г.К.Линдман-Орлова, С.Н.Пименова «Русский язык. Практика. 6 класс», Москва «Дрофа», 2013.
Тема урока: «Качественные и относительные прилагательные».
Элементы содержания:
Разряды имён прилагательных, их признаки.
Грамматические особенности качественных прилагательных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Средства обучения:
Тестовые задания, ПК, мультимедийный проектор, экран,
составление ОСК, эксперимент, учебники «Теория», «Практика», карточки с дополнительными заданиями из рабочей тетради учащихся.
Цель урока: создать условия для узнавания постоянного признака имени прилагательного: его разрядов по значению: качественных, относительных и притяжательных, сформировать навыки распознавания качественных прилагательных на основе усвоения их опознавательных признаков.
Задачи:
-
Развитие предметных учебных действий: знать разряды имён прилагательных, их смысловые и грамматические признаки, уметь определять разряд прилагательных по значению, использовать прилагательные в переносном значении, определять употребление относительных прилагательных в значении качественных, употреблять в речи в соответствии с орфографическими, лексическими и грамматическими нормами.
-
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов: регулятивных УУД:
- умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;
познавательных УУД:
- умение вести самопоиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания, составлять алгоритм действий;
коммуникативных УУД:
- умение читать и понимать текст, строить монологические высказывания вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с учителем и сверстниками;
личностных УУД:
- развитие самостоятельности и личной ответственности, саморегулирование;
- создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные и метапредметные результаты
1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.
Приветствует учащихся.
Создает благоприятную атмосферу на уроке, позитивный настрой.
- Мы с вами продолжаем изучать часть речи, которая создаёт богатство и придаёт выразительность нашей речи, широко используется в поэзии как различные изобразительно-выразительные средства.
- Что это за часть речи?
- О каких выразительных средствах идёт речь?
Мотивирует учащихся к учению.
- Я думаю, что каждый человек за свою работу желает получать отметки, оценки. Тестовые задания, которые вы выполните самостоятельно, покажут, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.
Слайд № 1.
Приветствуют учителя.
Занимают места за партами.
Называют имя прилагательное как самостоятельная часть речи.
Эпитеты, синонимы, антонимы, ряды однородных членов предложения.
Выполняют тестовое задание.
(Приложение № 1).
Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно, записывая ответы в тетради.
.
Формирование эстетических потребностей.
Умение выполнять саморегулирование.
Мотивация к учению.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Умение контролировать и оценивать свои действия.
-
Постановка темы урока. Актуализация.
Целеполагание. Планирование деятельности.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Ребята, дайте определение имени прилагательного.
- Каковы морфологические признаки этой части речи?
-С какой частью речи согласуются?
-Как не ошибиться в написании безударного окончания прилагательного?
-Какую роль играют в предложении? Для чего
нужны в тексте?
И всегда ли оправдано их употребление.
Создает проблемную ситуацию.
-Назовите группу слов, где прилагательное не является лишним.
Слайд № 2.
- А какие постоянные признаки есть у прилагательного?
- Откройте тетради, запишите число и тему урока:
Разряды прилагательных по значению.
- Назовите, какие это разряды (группы, виды) прилагательных
по их значению.
- Почему вы не можете назвать постоянный признак имени прилагательного?
Просит выдвинуть предположение о цели урока.
- Подумайте и скажите, какова цель урока.
- Что вы при этом будете знать и уметь?
Просит составить план действий по достижению цели урока.
- Как можно сегодня поработать, чтобы достичь цели урока?
Учитель открывает презентацию на экране, где записаны называемые учащимися на доске цель, задачи, план урока.
(Слайд №3)
Участвуют в беседе.
Дают полное определение.
Называют непостоянные признаки: изменение по родам, числам и падежам.
Посредством фронтальной обратной связи показывают свое согласие или несогласие с ответом, контролируют правильность ответов одноклассников.
Предварительное знакомство учащихся с явлением плеоназма.
Открывают тетради и записывают число и тему урока.
Испытывают затруднение,
Вступая в диалог, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его.
- Не знаем, это новый для нас материал.
Ответы учащихся:
- Научиться опознавать качественные, относительные имена прилагательные.
-Будем знать:
разряды имён прилагательных, их отличительные признаки.
Уметь:
применять алгоритм рассуждения для выделения качественных прилагательных
Называют этапы урока:
Повторить определение имени прилагательного как части речи, постоянные и непостоянные признаки,
узнать разряды по их значению и грамматическим признакам, применять алгоритм рассуждения в своей практической деятельности, подвести итог урока.
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.
Умение строить монологическое высказывание, давать полный ответ.
Умение формулировать проблему.
Умение ставить цель и планировать выполнение учебной задачи, возможности ее решения.
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
3. Изучение нового материала
-Я думаю, что теперь вы готовы к изучению новой темы.
Приступим к реализации плана урока.
- Откройте учебник «Практика» на стр.133, обратитесь к опорному материалу. Прокомментируйте его.
Учитель предлагает учащимся систему посильных вопросов и заданий, подводящих их к открытию мыслей.
- Рассмотрите приведённые примеры словосочетаний с именами прилагательными.
- Задайте вопросы и сравните значения этих прилагательных.
Сделайте вывод.
-Трудно различить качественные и относительные прилагательные.
А о чём говорят их названия?
(качество и отношение к материалу, месту, времени, по назначению)
Найдите среди словосочетаний относительные прилагательные,
выпишите их.
Слайд №4.
- Обратимся к учебнику, упр. № 357.
Замените словосочетание синонимичными с относительными именами прилагательными (устно).
Сделайте предположение, используя данный материал: каково значение качественных прилагательных?
Организует работу по корректировке формулировок.
- Сравните ваше правило с тем, которое находится в учебнике.
- Полезно уметь записывать правила кратко, с помощью ОСК, алгоритма рассуждения.
Проведём эксперимент. Возьмём качественное прилагательное в словосочетании «красивая брошь» и относительное прилагательное - «майское утро».
- Можно ли образовать краткую форму от прилагательных?
- Можно ли образовать степени сравнения?
-Могут ли они сочетаться с наречиями, обозначающими качество?
- Могут ли образовывать сложные прилагательные путём повтора?
- Могут ли образовывать новые с приставкой не?
- Могут ли образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
- Можно ли подобрать синонимы и антонимы?
Предлагает записать алгоритм, используя схему на экране ПК.
Слайд № 5.
Формулируют свои
версии, обосновывают их.
Работают с учебником, стр. Читают. Сравнивают. Делают вывод.
Обосновывают высказывания.
Вопрос: чей?- притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность кому-то.
Вопрос: какой - качественные и относительные.
Работают индивидуально, самостоятельно в тетрадях.
Запись: московские гости, балтийские моряки, Володины тетради, Нинин завтрак.
Называют признаки, обозначающие качества предметов:
по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешним размерам, по внутренним качествам.
Работают с материалом учебника «Теория», стр.136, параграф 99.
Участвуют в эксперименте.
Отвечают на вопросы.
Получают продукт своей работы в виде ОСК.
Обсуждают запись, корректируют, приводят примеры.
Владение устной и письменной речью.
Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Умение добывать новые знания из наблюдения.
Умение понимать другие позиции.
Умение понимать, применять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Преобразование познавательной задачи в практическую.
4. Первичное закрепление изученного материала.
Организует работу по первичному закреплению полученных знаний.
-
Предлагает учащимся выполнить
задания № 1, № 2.
Организует беседу.
Учитель предлагает решить задачи из рабочей тетради учащихся.
Ученики по очереди работают у доски, учащиеся класса взаимодействуют во фронтальном режиме, контролируют правильность ответов одноклассников.
Выполняют взаимопроверку в парах
знания применять в жизни.
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
Владение устной и письменной речью, умение доносить свою позицию до других.
Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в парах.
Умение контролировать и оценивать свои действия.
5. Постановка домашнего задания.
Объясняет сущность домашнего задания:
-«Теория», параграф 99-читать, запоминать, уметь приводить примеры.
Знать алгоритм рассуждения.
Творческое задание.
Упр. 358. Составить предложения с относительными и притяжательными прилагательными, употреблёнными в переносном значении.
Записать.
Делают записи в дневник.
Задают вопросы учителю.
Комментируют домашнее задание.
Прилагательные в переносном значении: железное здоровье (крепкое), лисья хитрость (изворотливая), золотой характер (добрый, уступчивый), медвежья услуга (вредная, неуклюжая), детские рассуждения (наивные, неумные) - всегда можно заменить качественными прилагательными-синонимами.
Умение выполнять выбор.
Самоопределение.
6. Итог урока. Рефлексия.
Организует беседу. Задает вопросы для рефлексии.
-Достигли ли цели урока?
-Что узнали нового?
-Какие задания особенно понравилось выполнять?
-В чем были затруднения?
Благодарит учащихся за работу на уроке.
Объявляет окончание урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя.
.
Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности.
Приложение № 1. Тестовое задание по теме «Имя прилагательное»
(с опорой на ранее изученное) - слайд № 1.
-
Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) какой? чей? б) кто? что? в) когда? как скоро?
2. Укажите верное утверждение:
Имя прилагательное обозначает
а) признак предмета б) предмет в) действие предмета
3. Найдите строчку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, жёлтый, белый;
в) медленный, верность, жёлтый белый;
г) медлительность, белый, верность, жёлтый.
4. Укажите имя прилагательное:
а) краснеть; б) красноватый; в) краснота; г)красен.
Приложение № 2. Плеоназм - неоправданное (лишнее) употребление имён прилагательных в речи - слайд № 2
Весёлый весельчак, душистый аромат, высокий айсберг,
маленький лилипут, бумажные обои, ветряная мельница,
мокрый дождь, молодой юноша, тонкий аромат,
сильный дождь, ледяная льдина, весёлый юноша.
Приложение № 4. Задание на различение относительных и качественных прилагательных - слайд № 4.
Зимний день, вечерний концерт, маленький росток,
старая вещь, сильный спортсмен, лёгкий портфель,
спортивная обувь, стеклянная стена, высокое здание,
умный студент, московские площади, ленивый ученик.
Приложение № 5. Опорная схема-конспект для различения качественных и относительных имён прилагательных.
1.Красив, красива, красиво, красивы - краткие прилагательные.
2. Красивее, более красивый, красивейший, самый красивый - сравнительная и превосходная степени сравнения.
3. Очень (слишком, необыкновенно) красивый.
4. Красивый-красивый.
6. Некрасивый (страшный, безобразный).
7.Красивенький.
8. Красивый - прекрасный, прелестный, очаровательный (синонимы);
Красивый - безобразный, отвратительный ( антонимы).
Вывод:
Красивый - качественное имя прилагательное.
Дополнительные задания (карточки) из рабочей тетради учащегося.
№1. Заключите в скобки «четвёртое лишнее».
-
Каменный, деревянный, звонкий, песчаный.
-
Весенний, осенний, птичий, соловьиный.
-
Белый, зелёный, серебристый, юный.
-
Волчий, медвежий, мамин, птичий.
-
Зимний, летний, пчелиный, бранный.
- Обозначьте суффиксы и окончания.
- Укажите разряды прилагательных по значению.
№ 2. Укажите разряды прилагательных по значению в словосочетаниях.
-
Золотое кольцо, золотое сердце, золотой характер.
-
Серебряные трели, серебряные серёжки.
-
Железная крыша, железный характер, железная дисциплина.
-
Каменный взгляд, каменное сердце, каменный дом.
-
Медвежья шкура, медвежья походка.
-
Сердечные слова, сердечная мышца.