Презентация по русскому языку в 6 классе Качественные и относительные имена прлагательные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Автор УМК В.В.Бабайцева, учебник Г.К.Линдман-Орлова, С.Н.Пименова «Русский язык. Практика. 6 класс», Москва «Дрофа», 2013.

Тема урока: «Качественные и относительные прилагательные».

Элементы содержания:

Разряды имён прилагательных, их признаки.

Грамматические особенности качественных прилагательных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Средства обучения:

Тестовые задания, ПК, мультимедийный проектор, экран,

составление ОСК, эксперимент, учебники «Теория», «Практика», карточки с дополнительными заданиями из рабочей тетради учащихся.

Цель урока: создать условия для узнавания постоянного признака имени прилагательного: его разрядов по значению: качественных, относительных и притяжательных, сформировать навыки распознавания качественных прилагательных на основе усвоения их опознавательных признаков.

Задачи:

  • Развитие предметных учебных действий: знать разряды имён прилагательных, их смысловые и грамматические признаки, уметь определять разряд прилагательных по значению, использовать прилагательные в переносном значении, определять употребление относительных прилагательных в значении качественных, употреблять в речи в соответствии с орфографическими, лексическими и грамматическими нормами.

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов: регулятивных УУД:

- умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;

познавательных УУД:

- умение вести самопоиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания, составлять алгоритм действий;

коммуникативных УУД:

- умение читать и понимать текст, строить монологические высказывания вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с учителем и сверстниками;

личностных УУД:

- развитие самостоятельности и личной ответственности, саморегулирование;

- создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные и метапредметные результаты

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.

Приветствует учащихся.

Создает благоприятную атмосферу на уроке, позитивный настрой.

- Мы с вами продолжаем изучать часть речи, которая создаёт богатство и придаёт выразительность нашей речи, широко используется в поэзии как различные изобразительно-выразительные средства.

- Что это за часть речи?

- О каких выразительных средствах идёт речь?


Мотивирует учащихся к учению.

- Я думаю, что каждый человек за свою работу желает получать отметки, оценки. Тестовые задания, которые вы выполните самостоятельно, покажут, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

Слайд № 1.

Приветствуют учителя.

Занимают места за партами.



Называют имя прилагательное как самостоятельная часть речи.

Эпитеты, синонимы, антонимы, ряды однородных членов предложения.


Выполняют тестовое задание.

(Приложение № 1).

Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно, записывая ответы в тетради.

.

Формирование эстетических потребностей.


Умение выполнять саморегулирование.


Мотивация к учению.


Ценностно-смысловая ориентация учащихся.


Умение контролировать и оценивать свои действия.


  1. Постановка темы урока. Актуализация.

Целеполагание. Планирование деятельности.

Беседа с учащимися по вопросам:

- Ребята, дайте определение имени прилагательного.

- Каковы морфологические признаки этой части речи?

-С какой частью речи согласуются?

-Как не ошибиться в написании безударного окончания прилагательного?

-Какую роль играют в предложении? Для чего

нужны в тексте?

И всегда ли оправдано их употребление.

Создает проблемную ситуацию.

-Назовите группу слов, где прилагательное не является лишним.

Слайд № 2.

- А какие постоянные признаки есть у прилагательного?

- Откройте тетради, запишите число и тему урока:

Разряды прилагательных по значению.

- Назовите, какие это разряды (группы, виды) прилагательных

по их значению.

- Почему вы не можете назвать постоянный признак имени прилагательного?

Просит выдвинуть предположение о цели урока.

- Подумайте и скажите, какова цель урока.

- Что вы при этом будете знать и уметь?

Просит составить план действий по достижению цели урока.

- Как можно сегодня поработать, чтобы достичь цели урока?

Учитель открывает презентацию на экране, где записаны называемые учащимися на доске цель, задачи, план урока.

(Слайд №3)

Участвуют в беседе.

Дают полное определение.

Называют непостоянные признаки: изменение по родам, числам и падежам.

Посредством фронтальной обратной связи показывают свое согласие или несогласие с ответом, контролируют правильность ответов одноклассников.


Предварительное знакомство учащихся с явлением плеоназма.


Открывают тетради и записывают число и тему урока.


Испытывают затруднение,

Вступая в диалог, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его.

- Не знаем, это новый для нас материал.


Ответы учащихся:

- Научиться опознавать качественные, относительные имена прилагательные.

-Будем знать:

разряды имён прилагательных, их отличительные признаки.

Уметь:

применять алгоритм рассуждения для выделения качественных прилагательных

Называют этапы урока:

Повторить определение имени прилагательного как части речи, постоянные и непостоянные признаки,

узнать разряды по их значению и грамматическим признакам, применять алгоритм рассуждения в своей практической деятельности, подвести итог урока.

Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.

Умение строить монологическое высказывание, давать полный ответ.






Умение формулировать проблему.



Умение ставить цель и планировать выполнение учебной задачи, возможности ее решения.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.





3. Изучение нового материала

-Я думаю, что теперь вы готовы к изучению новой темы.

Приступим к реализации плана урока.

- Откройте учебник «Практика» на стр.133, обратитесь к опорному материалу. Прокомментируйте его.


Учитель предлагает учащимся систему посильных вопросов и заданий, подводящих их к открытию мыслей.

- Рассмотрите приведённые примеры словосочетаний с именами прилагательными.

- Задайте вопросы и сравните значения этих прилагательных.

Сделайте вывод.

-Трудно различить качественные и относительные прилагательные.

А о чём говорят их названия?

(качество и отношение к материалу, месту, времени, по назначению)

Найдите среди словосочетаний относительные прилагательные,

выпишите их.

Слайд №4.

- Обратимся к учебнику, упр. № 357.

Замените словосочетание синонимичными с относительными именами прилагательными (устно).

Сделайте предположение, используя данный материал: каково значение качественных прилагательных?

Организует работу по корректировке формулировок.

- Сравните ваше правило с тем, которое находится в учебнике.

- Полезно уметь записывать правила кратко, с помощью ОСК, алгоритма рассуждения.

Проведём эксперимент. Возьмём качественное прилагательное в словосочетании «красивая брошь» и относительное прилагательное - «майское утро».

- Можно ли образовать краткую форму от прилагательных?

- Можно ли образовать степени сравнения?

-Могут ли они сочетаться с наречиями, обозначающими качество?

- Могут ли образовывать сложные прилагательные путём повтора?

- Могут ли образовывать новые с приставкой не?

- Могут ли образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

- Можно ли подобрать синонимы и антонимы?

Предлагает записать алгоритм, используя схему на экране ПК.

Слайд № 5.


Формулируют свои

версии, обосновывают их.


Работают с учебником, стр. Читают. Сравнивают. Делают вывод.


Обосновывают высказывания.

Вопрос: чей?- притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность кому-то.

Вопрос: какой - качественные и относительные.



Работают индивидуально, самостоятельно в тетрадях.

Запись: московские гости, балтийские моряки, Володины тетради, Нинин завтрак.


Называют признаки, обозначающие качества предметов:

по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешним размерам, по внутренним качествам.

Работают с материалом учебника «Теория», стр.136, параграф 99.


Участвуют в эксперименте.

Отвечают на вопросы.






Получают продукт своей работы в виде ОСК.

Обсуждают запись, корректируют, приводят примеры.

Владение устной и письменной речью.

Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Умение добывать новые знания из наблюдения.

Умение понимать другие позиции.



Умение понимать, применять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Преобразование познавательной задачи в практическую.

4. Первичное закрепление изученного материала.

Организует работу по первичному закреплению полученных знаний.

  1. Предлагает учащимся выполнить

задания № 1, № 2.

Организует беседу.

Учитель предлагает решить задачи из рабочей тетради учащихся.

Ученики по очереди работают у доски, учащиеся класса взаимодействуют во фронтальном режиме, контролируют правильность ответов одноклассников.

Выполняют взаимопроверку в парах

знания применять в жизни.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.


Владение устной и письменной речью, умение доносить свою позицию до других.

Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в парах.

Умение контролировать и оценивать свои действия.


5. Постановка домашнего задания.

Объясняет сущность домашнего задания:

-«Теория», параграф 99-читать, запоминать, уметь приводить примеры.

Знать алгоритм рассуждения.

Творческое задание.

Упр. 358. Составить предложения с относительными и притяжательными прилагательными, употреблёнными в переносном значении.

Записать.

Делают записи в дневник.

Задают вопросы учителю.

Комментируют домашнее задание.

Прилагательные в переносном значении: железное здоровье (крепкое), лисья хитрость (изворотливая), золотой характер (добрый, уступчивый), медвежья услуга (вредная, неуклюжая), детские рассуждения (наивные, неумные) - всегда можно заменить качественными прилагательными-синонимами.

Умение выполнять выбор.

Самоопределение.

6. Итог урока. Рефлексия.

Организует беседу. Задает вопросы для рефлексии.

-Достигли ли цели урока?

-Что узнали нового?

-Какие задания особенно понравилось выполнять?

-В чем были затруднения?

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Объявляет окончание урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя.

.

Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности.



Приложение № 1. Тестовое задание по теме «Имя прилагательное»

(с опорой на ранее изученное) - слайд № 1.


  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) какой? чей? б) кто? что? в) когда? как скоро?

2. Укажите верное утверждение:

Имя прилагательное обозначает

а) признак предмета б) предмет в) действие предмета

3. Найдите строчку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, жёлтый, белый;

в) медленный, верность, жёлтый белый;

г) медлительность, белый, верность, жёлтый.

4. Укажите имя прилагательное:

а) краснеть; б) красноватый; в) краснота; г)красен.

Приложение № 2. Плеоназм - неоправданное (лишнее) употребление имён прилагательных в речи - слайд № 2

Весёлый весельчак, душистый аромат, высокий айсберг,

маленький лилипут, бумажные обои, ветряная мельница,

мокрый дождь, молодой юноша, тонкий аромат,

сильный дождь, ледяная льдина, весёлый юноша.

Приложение № 4. Задание на различение относительных и качественных прилагательных - слайд № 4.

Зимний день, вечерний концерт, маленький росток,

старая вещь, сильный спортсмен, лёгкий портфель,

спортивная обувь, стеклянная стена, высокое здание,

умный студент, московские площади, ленивый ученик.

Приложение № 5. Опорная схема-конспект для различения качественных и относительных имён прилагательных.

1.Красив, красива, красиво, красивы - краткие прилагательные.

2. Красивее, более красивый, красивейший, самый красивый - сравнительная и превосходная степени сравнения.

3. Очень (слишком, необыкновенно) красивый.

4. Красивый-красивый.

6. Некрасивый (страшный, безобразный).

7.Красивенький.

8. Красивый - прекрасный, прелестный, очаровательный (синонимы);

Красивый - безобразный, отвратительный ( антонимы).

Вывод:

Красивый - качественное имя прилагательное.

Дополнительные задания (карточки) из рабочей тетради учащегося.

№1. Заключите в скобки «четвёртое лишнее».

  1. Каменный, деревянный, звонкий, песчаный.

  2. Весенний, осенний, птичий, соловьиный.

  3. Белый, зелёный, серебристый, юный.

  4. Волчий, медвежий, мамин, птичий.

  5. Зимний, летний, пчелиный, бранный.

- Обозначьте суффиксы и окончания.

- Укажите разряды прилагательных по значению.

№ 2. Укажите разряды прилагательных по значению в словосочетаниях.

  1. Золотое кольцо, золотое сердце, золотой характер.

  2. Серебряные трели, серебряные серёжки.

  3. Железная крыша, железный характер, железная дисциплина.

  4. Каменный взгляд, каменное сердце, каменный дом.

  5. Медвежья шкура, медвежья походка.

  6. Сердечные слова, сердечная мышца.



© 2010-2022