- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование по литературе 7 класс с УУД
Планирование по литературе 7 класс с УУД
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудинова Т.Н. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
7класс
№
Наименование раздела и темы урока
Дата
проведения
Триместр
ВВЕДЕНИЕ 1 Ч.
Характеристика видов деятельности ученика: конспект лекции, работа с книгой, различные виды пересказа
Учебные универсальные действия:
личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания
познавательные: знать образную природу словесного искусства; умение составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа
регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
коммуникативные: осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию
1
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
1
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 Ч.
Характеристика видов деятельности ученика: выявление характерных для древнерусской литературы тем, образов, приемов изображения человека; выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы; составление характеристики героя древнерусской литературы
Учебные универсальные действия:
личностные: положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
познавательные: давать определение терминам «предание», «пословица», «поговорка», осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; своеобразие былин как героических песен эпического характера; воспринимать и анализировать поэтику былин.
регулятивные: учатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе; принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
коммуникативные: получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания; задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
2
Предания как поэтическая автобиография народа.
1
3
Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович»
1
4
Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко»
1
5
Мудрость народа в пословицах и поговорках.
1
6
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских».
1
7
Входной контроль (тестирование).
1
8
«Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы.
1
Русская литература XVIII века 2ч.
Характеристика видов деятельности ученика: выразительное чтение текста литературного произведения русской литературы 18 века; нахождение характерных для литературы 18 века, тем, образы, приемов изображения человека.
Учебные универсальные действия:
личностные: социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе.
познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников; оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.
регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
коммуникативные: выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
9
Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…»
1
10
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р.Державина.
1
Произведения русских писателей XIX века 26 Ч..
Характеристика видов деятельности ученика: наблюдение, анализ, сравнение, выявление общих закономерностей и последующее обобщение прочитанных текстов; составление плана по тексту; пересказ; сопоставление одного произведения с другим.
Учебные универсальные действия:
личностные: уважение личности и ее достоинства; любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.
регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу; оценивать достигнутый результат.
познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; осуществлять поиск и выделение нужной информации; ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля;
коммуникативные: уметь представлять конкретное содержание в устной форме; описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности; проявлять готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
11
Изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
1
12
Тема и идея поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок).
1
13
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник.
1
14
Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
1
15
Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
1
16
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести
1
17
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1
18
Особенности сюжета, нравственная проблематика, жанровое своеобразие «Песни…»
1
19
Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
20
Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
2
21
Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
2
22
Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи.
2
23
Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
2
24
Домашнее сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
2
25
Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
2
26
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
2
27
Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
2
28
Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
2
29
Правда и вымысел в исторической балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов».
2
30
Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
2
31
Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство»
2
32
Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
2
33
Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник»
2
34
Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.
3
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
35
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
2
36
В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин
2
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 19 ч.
Характеристика видов деятельности ученика: сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста; выразительное чтение художественного текста
Учебные универсальные действия:
личностные: следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание; положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
регулятивные: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать его оценку, ориентироваться в учебнике
познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
37
Слово о И.А. Бунине. Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Цифры».
2
38
Слово о М. Горьком. Автобиографический характер повести М. Горького «Детство».
2
39
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.
2
40
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.
2
41
Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
2
42
Контрольная работа по произведениям М.Горького
3
43
Л.Н. Андреев. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»
3
44
Лирика В.В. Маяковского. Стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
3
45
Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
3
46
Андрей Платонович Платонов. Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка».
3
47
«В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова
3
48
Творчество Б.Л. Пастернака. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
3
49
Творчество А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике Твардовского
3
Час мужества
50
Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии.
3
51
Слово о Ф.А. Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»
3
52
Е.И. Носов. Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла»
3
53
Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»
3
54
Ю. П. Казаков. «Земля родная» Д.С. Лихачева как напутствие молодежи
3
Писатели улыбаются
55
Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».
3
«Тихая моя Родина» 7 Ч.
Характеристика видов деятельности ученика: выразительное чтение стихотворений по учебнику и наизусть; описание образов, раскрывающих неповторимость Руси и черты характера русского человека; выявление картины статического и динамического изображения природы и средства их создания;
Учебные универсальные действия:
личностные: воспитание любви к малой Родине, родной природе.
регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий; формировать ситуацию саморегуляции учебных знаний и умений
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений.
коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
56
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.
3
57
Лирика В.Я. Брюсов. «Первый снег»
3
58
Творчество Ф.Сологуба. «Забелелся туман за рекой…»
3
59
Творчество С.Есенина. «Топи да болота…»
3
60
Лирика Н.А.Заболоцкого. «Я воспитан природой суровой…»
3
61
Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина»
3
Песни на стихи русских поэтов XX века
62
И.А. Гофф «Русское поле». Музыка Я. Френкеля. Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинский «Доченьки»
3
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 1 Ч.
Характеристика видов деятельности ученика: сообщение учащихся, беседа с учителем, работа с книгой; выразительное чтение текста художественного произведения
Учебные универсальные действия:
личностные: доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам
регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий; формировать ситуацию саморегуляции учебных знаний и умений
познавательные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; понимать, как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
63
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др.
3
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5Ч.
Характеристика видов деятельности ученика: постановка учебной задачи; решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач; представление результатов самостоятельной работы; обобщение и систематизация знаний.
Учебные универсальные действия:
личностные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, освоение общемирового культурного наследия; формирование основ социально-критического мышления.
регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.; оценивать достигнутый результат.
познавательные: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
коммуникативные: доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; устойчивое следование в поведении социальным нормам
Произведения зарубежных писателей (5 часов)
64
Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом - таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины
3
65
Японские трехстишья (хокку). Особенности жанра
3
66
Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов»
3
67
Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы»
3
68
Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся.
3