Открытый урок на тему Морфема - значимая единица языка 5 класс

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.БыстровойТема. Морфема – значимая единица языка. Морфемика.Цели: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, развитие умения выполнять морфемный разбор слова, прививать любовь к природе.Перед нами сегодня на уроке стоят следующие цели: Познакомиться с морфемикой как разделом лингвистики, дать понятие морфемы как минимальной значимой части слова, развивать умение в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой

Тема. Морфема - значимая единица языка. Морфемика.

Цели: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, развитие умения выполнять морфемный разбор слова, прививать любовь к природе.

Ход урока.

  1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, запишем число, тему урока.

Слайд №1

Перед нами сегодня на уроке стоят следующие цели:

Слайд №2

Познакомиться с морфемикой как разделом лингвистики, дать понятие морфемы как минимальной значимой части слова, развивать умение выполнять морфемный разбор слова, воспитывать в себе чувство любви к природе, умение понимать ее красоту.

2. Вводная часть урока.

Ребята, урок сегодня будет необычным. Мы отправимся с вами на прогулку в зимний лес. Представьте, что у подъезда нас ждет с нетерпением тройка с резными санями… Мы садимся в нее… Весело зазвучали бубенцы и рванулись кони вперед. Мы мчимся к таинственному лесу…

Слайд № 3

Лес охраняют сосны - великаны.. И чтобы нас туда пропустили, нужно ответить на вопросы.

-Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово с точки зрения его лексического значения? (лексика)

- Что еще мы понимаем под термином лексика? ( Лексика - это еще и совокупность слов языка, его словарный состав)

- Когда мы изучали этот раздел, мы говорили о том, за счет чего может пополняться словарный состав языка? (заимствованные слова, образование новых слов в языке).

- А с помощью чего могут образовываться новые слова в русском языке?

( с помощью приставок, суффиксов, корней)

- Верно. Эти части слова - своеобразный строительный материал. Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака - из множества водяных капелек.

3. Работа по теме урока.

1) - Давайте вспомним, как разбираются слова по составу, из чего они состоят. Упр.1

Работаем у доски по цепочке .

- Итак, из чего же строятся слова? Они сделаны из своеобразных "Строительных блоков», которые называются морфемами. Их четыре.

- Назовите их. (приставка, корень, суффикс и окончание. )

- Изучаются морфемы в разделе "Морфемика".

2) - На вопросы мы ответили, задание выполнили - теперь мы можем войти в загадочный лес.

- Синтаксическая минутка. Запишем предложение и выполним его синтаксический разбор. К доске пойдет………………………..

Ночью пушистый снег покрыл тропинку в лесу, и теперь он скрипит под ногами. (разбор по составу у доски)

3) - Выпишем из предложения и разберем по составу слово скрипит. К доске пойдет…………………………………..

Теперь запишем в столбик слова с таким же корнем: скрип, скрипка, скрипочка, скрипач, скрипучий, заскрипеть, проскрипеть. Разберем их по составу.

- Что общего у всех этих слов? (корень скрип)

- Как называются такие слова? (однокоренные)

- Одинаковое ли у них лексическое значение? (нет)

- С помощью каких частей слова образуются новые значения? (с помощью суффиксов, приставок)

- Итак, слова состоят из звуков, слогов, букв. Это тоже части слова. Но от морфем отличаются тем, что не имеют значения. А каждая морфема в слове имеет свое значение, вносит свою часть смысла. И благодаря этому получаются интересные, выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.

- Без какой морфемы нам будет непонятно лексическое значение слова? (корень)

-Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. И у деревьев в нашем лесу тоже есть корни - это их самая важная часть. У слов тоже самое важное и главное - корень. Это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех родственных слов. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно. значимой частью слова.е количест

4) - Как вы думаете, в слове скрипач что обозначает суффикс? (лицо, профессию). Назовите слова с таким суффиксом (силач, ловкач). В слове скрипочка? (уменьшительно-ласкательный суффикс) Слова с таким же суффиксом (дудочка,

- А в слове заскрипеть каково значение приставки? (начало действия). Слова с такой приставкой: записать, закричать.

- А каково значение приставки в слове проскрипеть? (закончить действие) Слова с такой же приставкой: прочертить, прострочить, проехать. Значение этой приставки противоположное. То есть у приставок, как и у суффиксов могут быть антонимы, синонимы.

5) - Просклоняем слово скрипка:

И.п.скрипка

Р.п.скрипки

Д.п.скрипке

В.п.скрипку

Т.п.скрипкой

П.п.о скрипке

- Чем отличаются эти слова? (окончаниями)

- Одинаково лексическое значение этих слов? (да)

- Что, например, означает окончание -у? (указывает на ед.ч., ж.р., В.п.)

- На какое значение указывают окончания? (на грамматическое значение)

- Т.е. окончания новых слов не образуют, они выражают разные формы одного и того же слова, указывают на грамматическое значение слова. Разные формы слова могут возникать при его изменении.

- Итак, на этих примерах мы доказали, что каждая морфема в слове что-либо означает, поэтому она называется значимой частью слова.

6) - Ребята, а для чего нужно уметь правильно разбирать слова по составу? (чтобы определить, в какой части слова находится орфограмма и правильно написать слово)

- Продолжим наше путешествие. Вот мы уже на опушке, осторожно отводим замерзшие ветки кустарников и пробираемся вглубь. А там…поляна, на которой….

- Ребята, что мы увидели на этой поляне? Какие строки из стихов приходят вам на память? (дети читают 2 отрывка из стихов)

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака. Федор Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

- А можно еще сказать такими строка из стихотворения С. Есенина

Слайд № 4

Поэтическая пятиминутка с грамматическим заданием.

( ученик на обратной стороне доски выполняет, остальные в тетради)

Зак__лдован нев димкой,

Дремлет лес под ска ку сна,

Словно белою к сынкой

Оп ясалась с__сна.

Задание:

• запишите предложение, вставляя пропущенные буквы;

• объясните орфограммы; выдели корни

Проверка.

- Ребята. Чтобы правильно написать слово, что мы должны определить? (какая это часть слова)

- Выделите эту морфему.

- В каких морфемах встречаются орфограммы в этом предложении? (корень)

Открыть доску, ученик объясняет написания.

7) -Ребята, а что нужно сделать, чтобы правильно разобрать слова по составу?

1) установить, какой частью речи является слово, изменить его и в соответствии с этим выделить окончание и основу,

2) определить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова, выделить корень,

3)выяснить, как образовано слово - от какого слова, с помощью какой морфемы. Выделить приставку и суффикс.

Слайд № 5

З) - Ребята, продолжим наше путешествие по лесу. Здесь, как известно, очень много сугробов. А т.к. наш лес необычный, то и сугроб здесь тоже необычный. Он из морфем. Попробуйте соединить подходящие друг к другу морфемы, чтобы у вас получились «снежные» слова.

На доске ватман с рисунком сугроба. На нем морфемы. Ученик пишет на доске получившиеся слова…………………………………………….

- Выполним морфемный разбор этих слов.

Стекло. Определяем часть речи. Существительное.

- Почему в этом слове особенно важно определить часть речи? ( у него есть омоним - глагол)

Покрылись

Кружевной

Пушистый

Зимний

Глубокий

Иней

серебряный

8) Похоже, мы заблудились в сказочном лесу, потеряли тропинку, ведущую к тройке. Но не отчаивайтесь. Мы выберемся, когда вместе выполним творческое задание.

Слайд №6 с текстом

-Вставив в текст подходящие по смыслу слова, мы получим прозаическое описание нашего зимнего леса.

Задание: вставьте на месте пропусков, подходящие по смыслу слова.

Красив, чудесен русский лес зимою. (…, …) лежат под деревьями сугробы.

Над ( …) тропинками (…) арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. (…) шапками (…) снега покрыты (…) ветви елей. Их высокие вершины унизаны ожерельем (…) шишек. Как … ,горят они на солнце.

(Слова для справок:

Исходный текст.

Красив, чудесен русский лес зимою. Пушистые, глубокие лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты зеленые ветви высоких и маленьких елей. Их высокие вершины унизаны ожерельем заиндевевших шишек. Как стекло, горят они на солнце.

- Проверим. Что у вас получилось.

- А теперь, выполнив все задания, мы можем возвращаться .

Наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с зимним лесом.

4. Итоги урока.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.

- Что нового мы узнали на уроке? С какими терминами познакомились? (морфема, морфемика)

- Что такое морфема? Что такое морфемика?

- Ребята. В заключении дадим определение морфем, пользуясь обобщающей таблицей.

Слайд № 7

Определение морфем

Части определения

приставка

корень

суффикс

окончание

1.Родовое понятие

Значимая часть слова

2.Видовое понятие

Находится перед корнем, служит для образования слов

Главная часть , в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

Находится после корня, служит для образования слов

Изменяемая часть , образует формы слова, служит для связи слов

5. Выставление оценок.

- Отгадайте загадку.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найдите приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем.

Вся же - в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а)

Все сегодня молодцы. За работу на уроке оценки получают…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Домашнее задание.

. Выучить правила § 1, выполнить упр.3,4



© 2010-2022