Конспект урока литературы по рассказу В. Осеевой Бабка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Нравственные уроки рассказа В.Осеевой «Бабка»»

Цели урока:1. Формировать у учащихся умение анализировать художественное произведение

2.Учить видеть авторскую позицию и способы её выражения

3.Развивать коммуникативные навыки школьников, культуру речи, работать над выразительным чтением

4.Воспитывать нравственные качества личности

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

  2. Мотивация у учебной деятельности

Речевая разминка «Подружи пословицы»

1)Работа в группах

Задание: собрать пословицу из перепутанных предложений

(Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется. Не по виду суди, а по делам гляди.)

Слайд с пословицами с указанным ударением. Чтение пословиц вслух.

У.: Что объединяет эти пословицы, каков их поучительный смысл?

(пословицы учат правильно оценивать людей, по-доброму к ним относиться)

У.: Есть предположение, о чём мы сегодня будем говорить на уроках?

2)Чтение учителем притчи о старике

Слайд с определением притчи

У.: Какое произведение, прочитанное нами недавно, сходно по проблематике с этой притчей?

(рассказ Осеевой «Бабка»)

У.: Когда-то в 19 веке русский писатель, критик Н.Г. Чернышевский назвал литературу учебником жизни. Как вы понимаете смысл этих слов? (читая то или иное произведение мы учимся на примере литературных героев, усваиваем авторские уроки)

Слайд со словами Чернышевского

Сформулируйте тему нашего урока по рассказу В.Осеевой «Бабка»

Запись темы урока.

Сформулируйте цели нашей работы.Слайд Цели урока

  1. Начало работы с текстом

У. Обратимся ещё раз к теме урока - какие слова в ней ключевые?

(нравственные)

Как вы понимаете это слово, подберите к нему синонимы.
(добрый, порядочный, гуманный)

Чтение определения по словарю С.И.Ожегова

Слайд «НРАВСТВЕННЫЙ - БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ»

Работа в группах (на партах карточки со словами, задача группы - распределить их по категориям «нравственный- безнравственный»)

Слова для работы (ДОБРОТА, УЧАСТИЕ, РАВНОДУШИЕ, ГРУБОСТЬ,ДУШЕВНАЯ ЧЁРСТВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ВНИМАНИЕ, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ) + слайд с этими же словами

У.: А для чего мы проделали эту работу, что дальше предстоит выяснить?

(кто из героев рассказа Осеевой какими качествами характера обладает)

Но для начала давайте назовём героев рассказа.

Слайд Мать, отец, Борька, товарищ Борьки , бабушка

Распределите их по категориям

Слайд

А куда Борьку отнести? И вообще, как получилось, что в одном доме, под одной крышей живут такие разные люди? Давайте будем разбираться.

Но сделаем это после физпаузы

ФИЗПАУЗА

У.:О ком из героев хочется поговорить особо?

3.Образ бабушки в рассказе.

Какой вы увидели бабушку в рассказе? Как доказать, что она главная героиня рассказа?

Как автор создаёт образ бабушки?

1.Начнём в названия рассказа - почему «Бабка», а не бабушка?

(суффикс-К- передает пренебрежение, уничижение, равнодушие, презрение)

Кто так относится к бабушке? Автор? Ведь это он назвал так рассказ?

( так бабушку называли все члены её семьи)

Давайте докажем, что автор не разделяет это отношение и посмотрим, как он создаёт образ бабушки.

- Какие вы знаете способы создания характера литературного героя?

Слайд «Способы создания характера литературного героя»

А теперь давайте посмотрим, как с помощью этих способов создан образ героини.

4.РАБОТА В ГРУППАХ

Задания

1 группа - Найти в тексте рассказа детали портрета бабушки. Выяснить, какой характер создается с помощью такого портретного описания.

2 группа - Найти в тексте и выписать примеры высказываний бабушки, определить, на что они похожи. Сделать вывод, как бабушку характерезует её речь?

3 группа - найти в тексте примеры поступков бабушки. Сделать вывод, как бабушку характерезуют её поступки.

Выступление групп.

  1. Составление синквейна «Бабушка»

Слайд « Синквейн»

БАБУШКА
скромная, ВНИМАТЕЛЬНАЯ

ЛЮБИТ, ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ

НРАВСТВЕННАЯ ОПОРА СЕМЬИ

БЕРЕГИНЯ

5.Образ Борьки в рассказе

У.:Вернёмся к слайду Борька - нравственный или безнравственный человек? Почему его нельзя однозначно отнести ни к одному из полюсов?

(его отношение меняется на протяжении действия рассказа)

Подготовленное сообщение «Как относится Борька к своей бабушке в начале рассказа?»

У.: Когда у Борьки начало изменяться отношение к бабушке? После какого эпизода?

Выразительное чтение эпизода стр.131 - 133

У.: Докажите примерами из текста, что разговор с товарищем подействовал на Борьку.

(покраснел, нетерпеливо крикнул + его слова родителям)

У.: Как воспринял Борька смерть бабушки? Как финальный эпизод со шкатулкой помогает понять чувства мальчика?

Стр. 136 - 137 выразительное чтение эпизода

Какие слова помогают передать его состояние?

(сжалось сердце, побледнел, убежал, глаза, распухшие от слёз)

Только ли Борька смог понять, насколько близкий человек ушёл от них? Докажите текстом, что к родителям Борьки тоже пришло запоздалое прозрение.

О чём задумываемся мы, закрывая последнюю страницу рассказа?

У.: В начале урока мы собирали и читали пословицы. Теперь мы можем ещё раз к ним обратиться и связать их с рассказом В.А.Осеевой.

РАБОТА В ГРУППАХ

Каждая группа получает одну пословицу и должна связать её толкование с рассказом.

(Что посеешь, то и пожнёшь. - Как дети относятся к своим родителям, так потом к ним будут относиться их дети.

Как аукнется, так и откликнется. -Как воспитаешь своего ребёнка, так он и будет к тебе относиться.

Не по виду суди, а по делам гляди. - бабушка, внешне скромная и простая, незаметная - а по внутренним качествам добрейшей души человек.

У.: К сожалению, герои рассказа В.Осеевой слишком поздно поняли, какой замечательный заботливый человек был с ними рядом. Поэтому стихотворение Александра Яшина звучит больше для вас, ребята. Послушайте его и задумайтесь над призывом автора.

Александр Яшин «Спешите делать добрые дела»

Мне с отчимом невесело жилось.
Все ж он меня растил-
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: «Мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю».

Мечтал о многом,
Много обещал...
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог.
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла.

Спешите делать добрые дела!

У.: Какая строка является ключевой в этом стихотворении?

(спешите делать добрые дела)

А теперь давайте вернёмся к одной из целей нашей работы на сегодняшнем уроке - какие уроки мы извлекаем из этого рассказа?

слайд

Прочитав рассказ, я для себя извлёк урок … Он заключается в следующем …

(устно или письменно, если есть время)

(опорные слова УРОКИ ЗАБОТЫ, ДОБРОТЫ, ОТЗЫВЧИВОСТИ, УРОКИ того, как НЕ НАДО ПОСТУПАТЬ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ)

А теперь вернёмся к цели, которую вы ставили для себя в начале урока

Слайд На сегодняшнем уроке я научился ….

…………. я понял, что…

………. я узнал, что …

Учитель достает сундучок и прости угадать, что в нём находится,

(Сундучок с леденцами)

Как вы думаете, почему появился этот сундучок, какую роль он сыграл в финале рассказа?

ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ (слайд)

Каково смысловое значение этой детали? (в этом сундучке бабушкина любовь, забота, переживание за близких ей людей)

Я хочу вам пожелать, чтобы о вас тоже всегда кто-то переживал, заботился, но и вы в ответ тоже должны проявлять внимание и неравнодушие к родным людям. Спасибо вам за урок! Запишите домашнее задание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: на выбор

1)написать сочинение-миниатюру «Моя бабушка», «Мой дедушка»

2)написать письмо Борьке

© 2010-2022