Статья Особенности конструирования современного урока

Урок - это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершённые задачи образования, воспитания и развития учащихся. Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В условиях реализации программы формирования универсальных учебных действий рекомендуется использовать типологии уроков, основанные на структуре учебно универсальных действий. Структура урока состоит из пяти компонентов (цели урока, сод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности конструирования современного урока.

Урок - это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся.

Урок - организационная форма обучения.

Известно, что структура урока (учебного занятия) состоит из 5 компонентов:

• цели урока (планируемые результаты);

• содержание учебного материала;

• формы организации познавательной деятельности;

• методы обучении;

• реальные результаты.

Эти 5 компонентов связаны между собой, поэтому урок называют дидактическим пятиугольником.

В условиях реализации ФГОС общего образования эти структурные компоненты

претерпевают изменения, связанные с требованиями ФГОС.

I. Типология уроков.

Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала (восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

• комбинированный урок;

• урок совершенствования знаний, умений, навыков;

• урок изучения нового материала;

• урок контроля;

• урок обобщающего повторения;

• урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

• вводный урок;

• тренировочный урок;

• итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного

интереса и познавательной деятельности:

• урок-практикум;

• урок-семинар;

• урок-лекция;

• урок-зачет;

• урок-игра;

• урок-конференция;

• урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-

воспитательного процесса:

• урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

• урок организации работы в статистических парах или парах постоянного со-

става;

• урок работы в малых группах;

• урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

• информирующий урок;

• проблемный урок;

• исследовательский урок;

• эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

• интегрированный урок;

• библиотечный урок;

• клубный урок;

• медиаурок.

7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности:

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, свя-

занные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе

развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова используется классификация

уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

1) урок постановки учебной задачи;

2) урок преобразования условий учебной задачи;

3) урок моделирования;

4) урок преобразования модели;

5) урок построения системы конкретно-практических задач;

6) урок контроля;

7) урок оценки;

8) комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).

При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.

8. Классификация уроков по способам создания учениками собственного образова-

тельного продукта и типам образовательной продукции

В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уро-

ков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образова-

тельного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выпол-

нения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-

деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть

одна при различных формах ее воплощения.

1) Уроки когнитивного типа:

• урок-наблюдение;

• урок-эксперимент;

• урок исследования объекта;

• поисковый урок;

• лабораторно-практический урок;

• урок постановки проблем и их решение;

• урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

• урок конструирования теорий;

• урок-концепт, построение картины мира или ее части;

• урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

• интегративный урок;

• метапредметный урок;

• межпредметный урок;

• урок философского обобщения.

2)Уроки креативного типа:

• урок составления и решения задач;

• урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

• урок-парадокс;

• урок-фантазия;

• урок изобретательства;

• урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

• урок моделирования;

• урок символотворчества;

• урок «изменения» истории (собственное решение исторических собы-тий);

• урок - эвристическая ситуация;

• урок открытий;

• сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

• деловая игра;

• ролевая игра;

• урок-путешествие (реальное, виртуальное);

• урок-наоборот (ученик в роли учителя);

• урок в школе будущего;

• прогностический урок;

• урок защиты творческих работ;

• урок-олимпиада;

• урок творческого обобщения.

3)Уроки оргдеятельностного типа:

• урок целеполагания;

• урок нормотворчества;

• урок разработки индивидуальных образовательных программ;

• урок защиты индивидуальных образовательных программ;

• уроки с группой работой;

• урок-проект (с использованием метода проектов);

• урок-консультация (взаимоконсультация);

• урок самооценок (взаимооценок);

• урок-зачет (самозачет);

• урок-рефлексия.

4)Уроки коммуникативного типа:

• бинарный урок (ведут два учителя);

• урок рецензирования;

• урок взаимоконтроля;

• урок-вернисаж;

• урок-выставка;

• урок-аукцион;

• урок-конференция;

• урок-соревнование;

• урок-КВН;

• урок-«суд над явлением»;

• урок-спектакль;

• урок-«круглый стол»;

• урок-панорама;

• творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих це-

лостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут со-

ставляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих

уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

II. Классификация уроков в соответствии со структурой универсальных учебных

действий.

В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учеб-

ных действий как компонента основной образовательной программы начального, основ-

ного или среднего общего образования рекомендуется использовать соответствующую

типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды

УУД.

Типологии уроков, основанные на структуре универсальных учебных действий.

Тип урока

Виды уроков

Урок

личностно-ориентированного

типа - ориентирован на ценностно-

смысловое самоопределение учащихся

относительно изучаемого содержания

и осваиваемых способов деятельности.

Урок смыслообразования - поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение».

Урок нравственно-этического оценивания - оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Урок

организационно-деятельностного типа - ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную

деятельность.

Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных

целей; составление индивидуальных образовательных траекторий.

Урок планирования - составление плана и последовательности действий.

Урок прогнозирования - построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы.

Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия.

Урок когнитивного типа - ориентирован на структуру учебной деятельности

и виды познавательной деятельности.

Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще

неизвестно.

Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации.

Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, уста-

новление причинно-следственных связей.

Урок моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространствен-

но-графическую или знаково- символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Урок-доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Урок-обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов;

подведение под понятия, выведение следствий.

Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Урок постановки и решения проблем.

Урок коммуникативного типа - обес-

печивает формирование социальной

компетентности, способности учитывать

позиции партнеров по общению или дея-

тельности, вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем,

строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество.

Урок-дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, по-

иск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация.

Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов

взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров.

Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.

© 2010-2022