Л. Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев

  Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения»; обучение анализу художественного произведения через противопоставление героев; углубление знаний жанровых особенностей сказки, были, басни;             б) развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; формирование коммуникативных компетентностей; навыков анализа языкового явления;             в) вос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области.

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26

города Сызрани Самарской области.





Конкурс методических разработок «Лев Толстой - философ и просветитель».





Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная».

Автор программы Петлина В.А.

Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза».

Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев.

(5 класс. 2 часа).




Петлина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории.

Домашний адрес: 446012

ул. Днепропетровская, 14-1,

телефон: 8-927-772-48-33.









Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения»; обучение анализу художественного произведения через противопоставление героев; углубление знаний жанровых особенностей сказки, были, басни;

б) развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; формирование коммуникативных компетентностей; навыков анализа языкового явления;

в) воспитание культуры читателя; уважения к духовным ценностям; гордости за Самарский край, столь богатый связями с творчеством Л.Н. Толстого.

Наглядность и оборудование.

1. Эпиграф (на доске):

Каждое его произведение выводит нас на дорогу прямую, без кривды и ухищрений.

А.П. Чехов

2. Выставка книг «Л.Н. Толстой в Самарском крае».

3. Электронная презентация.

4. Словарь: легенда, притча, сказка, эпизод.

План занятия.

Содержание этапов.

Методы и формы работы.

1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Этап подготовки к сознательному усвоению материала.

2. Фронтальная форма организации.

3. Этап усвоения новых знаний. Работа с текстом.

3. Эвристическая беседа.

4. Закрепление.

4. Работа в группах.

Самостоятельная работа.

5. Театрализация.

5. Инсценирование.

6. Подведение итогов.

6. Слово учителя.

7. Домашнее задание.

7. Метод проекта.

Консультация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Постановка целей и задач).

II. Слово учителя.

− Множество книг и статей написано о Л.Н. Толстом, его пребывании в Самарском крае.

(Обращение к выставке книг).

Приложение 1.

Лев Николаевич внес немалый вклад в развитие общенациональной культуры, оказал большое влияние на нравственную атмосферу Поволжья. Неоднократно граф Толстой приходил на помощь самарцам: призывал россиян помочь несчастным голодающим крестьянам (1873, 1892, 1899, 1907 гг.).

В пользу голодающих был издан сборник «Складчина»; доходы от продажи сборника шли на поддержку крестьян.

Первая поездка Л.Н. Толстого, хотя и косвенно, связана с нашим городом. В мае 1851 года по дороге на Кавказ писатель создает шуточное стихотворение для казанской знакомой З.М. Молостовой: «Лишь подъехавши к Сызрану, я ощупал свою рану».

- Обратимся к материалам исследований, проведенных учащимися.

III. Выступление группы ребят по исследованию второй поездки Л.Н. Толстого в Самарское Заволжье.

!871 год (14 июня-28 июля) − вторая поездка Л.Н. Толстого в Самарское Заволжье на лечение кумысом. Путь лежал через Саранск, Арзамас, Нижний Новгород и, как прежде, по Волге - до Самары. В башкирском селении Каралык живет в кибитке, купил собаку, ходит часто на охоту, играет в шашки, читает Геродота, древнегреческого Историка. Лев Николаевич много ездит по окрестным селам, изучает быт и жизнь населения, встречается с гавриловскими крестьянами. Подружился с зажиточным башкиром Хаджи-Муратом. «… Тоска и равнодушие прошли… − уведомлял он жену. − Ново и интересно многое: и башкирцы, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа». Толстой был весел и жизнерадостен. Условия жизни были полуробинзоновскими и потому интересными. Башкирская кибитка на траве, «ни посуды, ни белого хлеба, ни ложек». Лев Николаевич вставал очень рано, пил по три чашки чаю с молоком, гулял около кибитки и смотрел «на возвращающиеся с гор табуны, что очень красиво, лошадей тысячи, все разными кучками с жеребятами».

Чем больше он втягивался в «степенную» жизнь, тем сильнее ему хотелось в ней по-настоящему обосноваться. Появилась мысль купить имение. Лев Николаевич пишет Софье Андреевне: «… Для покупки здесь имения особенно соблазняет простота и честность, и наивность, и ум здешнего народа. Ничего похожего нет с нашими ёрниками. Заманчиво тоже здоровый климат и простота хозяйственных приемов». Поставили конюшни, забор, жилые постройки для крестьян на приобретенном хуторе близ Гавриловки и Патровки.

Результатом плодотворной поездки стали сказка «Волга и Вазуза», которая вошла в сборник «Русские книги для чтения». В школе, открытой Львом Николаевичем в Ясной поляне, преподавание словесности строилось на материале «Азбуки» и данного сборника.

III. Выступление учащихся на тему «История создания «Русских книг для чтения»».

В 1875 году для «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения было создано еще более ста рассказов и сказок к четырем раннее изданным книгам «Азбуки». Книги для чтения рекомендованы для школ Ученым комитетом министерства народного просвещения. Среди деятелей народного образования книги вызвали полное одобрение. Особо отличался прекрасный язык рассказов: «… он так сжат и прост и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений». (Н.Н. Гусев. Лев Николаевич Толстой. − М., 1963, с. 207). Всего при жизни Толстого «Новая азбука» переиздавалась двадцать восемь раз, «Русские книги для чтения» − тридцать пять раз.

IV. Обзор «Второй книги для чтения».

1. Анализ рассказов «Для чего ветер?», «Отчего бывает ветер»

(Повторение понятий «рассуждение, выявление жанровых особенностей рассказов, определение темы, идеи).

2. Инсценирование были «Петр I и мужик».

(Повторение понятия «быль», определение роли диалога в рассказе).

3. Художественное чтение басни «Теленок на льду».

(Определение морали, аллегории как приема авторской позиции).

4. Лингвистический анализ сказки «Волга и Вазуза» по плану:

а) тема (спор Волги и Вазузы: «кто из них умнее и кто лучше проживет»);

б) идея («Волга простила сестру и взяла с собой»);

в) жанр (работа с опорным конспектом «Особенности сказки»);

г) авторская характеристика Волги и Вазузы (составление кластера «Две сестры», цитирование);

Волга

Вазуза

честная

уступчивая

уверенная в себе

благородная

лживая

изворотливая

трусливая

льстивая

д) языковые особенности текста (антонимы: согласилась, но обманула

заснула − побежала

течет прямо - поворачивает

раньше - позднее

узкая - широкая);

е) работа над понятием антитезы (опорный конспект);

ж) выписать глаголы, определить их функцию по отношению к обеим сестрам (положительное действие - Волга, отрицательное - Вазуза);

з) составление плана сказки (ознакомление с понятием «композиция):

  • спор двух сестер;

  • лживость Вазузы;

  • благородство Волги;

  • сила рек в союзе.

V. Обобщение. Рефлексия.

Народная мудрость гласит: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

− Какой урок преподносит нам сказка Л.Н. Толстого «Волга и Вавуза»?

− «В искренности, прямоте, правдивости ему не отказать. Каждое его произведение выводит нас на дорогу прямую, без кривды и ухищрений», − писал А.П. Чехов о Толстом. Как вы понимаете данное высказывание?

VI. Домашнее задание. Консультация.

Создать сказку, используя прием антитезы или оксюморона.




© 2010-2022