Урок русского языка в 10 классе Стилистический анализ текста (программа Школа 2100)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стилистический анализ текста

10 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о стилях литературного языка; показать роль различных языковых средств в тексте; развивать языковое чутьё,

Оборудование: раздаточный материал.

Задачи: расширять лексический запас учеников; воспитывать читательскую культуру; выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста; формировать устойчивую мотивацию к изучению теоретических стилистики.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений;

Основные умения: 1) видеть в тексте фигуры речи, тропы, изобразительно-выразительные средства; 2) определять стилистическую принадлежность текста на основе его анализа

Ход урока

I. Организационный этап

I I Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Развитая речь - это прежде всего грамматически правильная речь. И речь идёт не о том, чтобы непременно стать хорошим оратором, как Цицерон или Демосфен, хотя вообще-то развивать в себе такую способность было бы неплохо, особенно тем, кто хочет быть руководителем коллектива. И не о том, чтобы научиться писать так, как Л.Толстой или С. Есенин. Речь идёт о том, чтобы уметь выразить свою мысль и уметь понягь мысль другого.

Необходимым условием для этого является знание правил построения связной (монологической) речи и сформированного практически понятия о связном тексте.

Работая сегодня с материалом, предложенным вам в рамках Занятия 54, мы проведем частичный стилистический анализ текста. При этом вам нужно будет показать, как вы умеете 1) видеть в тексте фигуры речи, тропы, изобразительно-выразительные средства; 2) определять стилистическую принадлежность текста на основе его анализа.

I I I Актуализация опорных знаний

Беседа Что такое текст? Что такое стиль? Дайте определение функционального стиля речи. Какие стили, согласно классификации, предложенной в вашем учебнике относятся к функциональным?

Тропы и фигуры - важнейшие стилистические приемы. На определение уровня владения ими было нацелено ДЗ

Проверка ДЗ . Чтение задания дом. упражнения. Чтение дом упражнения (примеры

тропов и фигур)

Запись числа, темы урока

IV Анализ текста

Учитель: Вам предлагают одно из писем академика В.В.Виноградова к его будущей жене. Прежде, чем обратиться к нему, послушайте одно из предшествующих писем. Оно поможет вам глубже понять настроения автора и адресата. (Приложение 1)

Чтение текста Задания № 2

Выполнение анализа по Заданию № 3

  1. Микротемы (запись на доске и в тетрадях)

  2. Идея текста: «Необходимость общения с духовно близким человеком»

Ключевые слова: 1 - писать - лекция, курс, статья; 2 - дорогая, скучаю, одиночество, люблю

1 - тема

2 - идея

  1. Средства установки контакта с адресатом (примеры из текста)

а) обращения -

б) притяжательные местоимения -

в) эпитеты -

г) глаголы повелительного наклонения -

д) вопросно-ответная форма (выстраивание воображаемого диалога) -

  1. Воздействующие средства (фигуры речи, тропы) - запись примеров

  2. Определение стилевой принадлежности анализируемого текста - смешение стилей (разговорный, художественный, публицистический)

V Использование воздействующих средств (фигур речи, тропов) в самостоятельно созданных текстах

VI Итог урока: в результате анализа предложенного текста: обобщили и систематизировали знания о стилях литературного языка, определили роль различных языковых средств в тексте; развивали умение находить в тексте фигуры речи, тропы, изобразительно-выразительные средства; определять стилистическую принадлежность текста на основе его анализа.

VI I Домашнее задание: Задание 4, стр. 211



ПРИЛОЖЕНИЯ

21 августа 1925 г.

Москва

Чудесная Надежда Матвеевна!

Хочу найти для Вас слова - тихие, но звучные. Но боюсь: они непокорны, как оборотни. Правда сквозь них может представиться лживой. А в душе я ложь расцениваю как трусость. И верьте мне.

Вы мне стали странно близки. Мне кажется (простите эту самонадеянность), что в те короткие и немногие дни я успел пройти через приемную Вашей души, открытую для всех, несколько глубже. То, что я сумел узнать в Вас, мне - родное: и Ваша наивная фантастичность, и мягкая растерянность (быть может, слегка истерического характера), и мечтательность - такая нежная, женственная, и Ваш юмор - тонкий - при резкой иногда внешней оболочке - мне понятны и радостны. Я никогда ни о чем вперед не думаю и не гадаю. Но я не хотел бы, чтобы наше знакомство осталось только минутной, легкой встречей на узкой дороге. Внутренний такт мне подсказывает, что на этих строках я должен остановиться и не лить воду в вино.

В "Узком" все так и осталось узким.

Ваш Виктор В.

До новых встреч!























23 октября 1925 г.

Ленинград

Дорогая моя!

Не упрекайте меня за то, что я редко пишу. Ведь я прикован к столу. Не думайте, что незначительное количество часов, занятых чтением лекций, дает мне свободу. У меня - 4 разных курса:

  1. Курс современного литературного языка.

  2. Практические занятия по грамматике литературного русского языка.

  3. Стиль Некрасова.

  4. Лирика Влад. Соловьева.

Кроме того, я уже написал две статьи - 1) о поэтическом языке; и 2) о романе Де-Куинси "Исповедь англичанина, употреблявшего опиум".

Я прочитал всю корректуру книги по стилистике (она выходит на днях). Сейчас вновь сижу над книгой о Гоголе. Ее надо спешно закончить, потому что она пойдет в "Вопросы поэтики", издаваемые Российским Институтом Истории Искусств.

Присоедините к этому: отсутствие дров - и холод в комнатах. Плохое настроение - по случаю отсутствия денег...

Сужение сферы быта, так как отношения (без взаимной стесненности) со многими людьми у меня оборвались. И все вместе это создает настроение какой-то душевной рассеянности.

Ужасно хочу видеть Вас. Но когда сяду писать письмо, являются по смежным ассоциациям (от чернильницы, стола, ручки и т. п.) мысли о статьях, слова кажутся такими же вялыми, как в этих статьях. Письмо для меня (писателя) - не личная, а профессиональная беседа. И в писании есть что-то от ремесла. Слово устное я ценю как интимный знак гораздо больше. Вот почему я не люблю читать лекций. И все знают, что лекции для меня - игра и даже некоторое издевательство ума. Это привлекает, как острое, но отталкивает, как всякая деланность.

Поэтому не сердитесь и не платите мне тем же. Я люблю получать от Вас письма. Ведь и я меньше двух писем в неделю Вам писать не могу.

Что же в жизни моей нового? Ничего. Хожу на ученые доклады. Приехали некоторые приятели из заграничных командировок. Новости. Часто бываю у Радловых (3 семьи: Сергей Эрнестович - режиссер, его жена - поэтесса, Николай Эрнестович - художник, его сестра - драматическая артистка, преподаватель декламации). Зовут в театр. Даже мой соученик по писанию драмы артист В. С. Чернявский предлагает контрамарку. Схожу. Дни текут быстро и как-то бесследно. Очень скучаю по Вас. Хочется ласки. И томительно одиночество.

Жду и люблю.

Ваш В. В.

© 2010-2022