Урок по литературе в 9 классе М. Шолохов. Рассказ Судьба человека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока по литературе в 9 классе « Отражение русского характера в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

Цели урока: познакомить (обзорно) с биографией М.А.Шолохова; выявить смысл названия рассказа « Судьба человека», особенности композиции, художественно - выразительные средства, используемые автором; раскрыть особенности авторской речи и языка героя; воспитывать в учащихся чувство патриотизма.

Ход урока

1.Звучит песня «Нам нужна одна победа».

2. Слово учителя.

-Одним из самых ярких и знаменательных событий в славной летописи нашего государства является победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

9 мая, День Победы… Эти слова бесконечно дороги каждому из нас. Проходят годы и десятилетия, но никогда не померкнет в памяти народной подвиг советских людей в битве с гитлеровским фашизмом.

Михаил Александрович Шолохов, рассказ которого мы с вами сейчас изучаем, во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт.

Познакомить нас поближе с жизнью и творчеством писателя было заданием для 1 группы - БИОГРАФОВ.

3. Выступление биографов.

Тема проекта «Интересные факты из жизни М.А.Шолохова». (Выступление сопровождается презентацией».

1 биограф. Перед нами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской. Но и в мировой культуре.

Эпиграфом к нашему проекту мы взяли слова самого Шолохова: «Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу…, Родине все свои силы и способности».

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Мать - из крестьянской семьи, отец - выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.

Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Несмог поступить на рабфак, трудиться чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Здесь встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».

2 биограф. В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М.Горького и А.Серафимовича.

На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в 1957 году режиссером Герасимовым. Это был трехсерийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание.

В 1932 году начинает работать над романом «Поднятая целина».

3 биограф. Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал знаменитым явлением в литературе.

В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

На слайде вы видите, как шведский король Густав 6 Адольф вручает Шолохову Нобелевскую премию. А так выглядит сам диплом.

За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». Тогда М. Шолохов ответил: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой - то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей - заповедник М.А.Шолохова.

Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 - летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

4. Слово учителя. (Звучит песня «Родина слышит», слова Долматовского, музыка Шостаковича.)

- Ребята, рассказ Шолохова называется «Судьба человека». А как вы понимаете слово «судьба»?

(-Это складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий всё, что происходит в жизни. Участь, доля.)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла несколько отрывков:

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Р.Рождественский


«…И хотелось бы думать, что этот русский человек,

человек несгибаемой воли, выдюжит, и около

отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев,

сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути,

если к этому позовет его Родина».

- Давайте теперь, ребята, мы с вами в ходе анализа рассказа выясним, как в нем отразился русский характер. 2 группа раскроет перед нами художественные особенности рассказа.

5. Выступление ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ.

Дополнительные вопросы по ходу работы:

-Довоенная жизнь. Какая она?

- Какое время года описывается в рассказе? Какую роль она (весна) играет в композиции? (весна как начало новой жизни).

(По ходу делается запись на доске выявляемых основных черт характера Соколова).

Тема проекта: «Художественные особенности рассказа «Судьба человека».

Литературовед 1. История создания рассказа «Судьба человека».

- Одним из самых известных произведений Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека». Рассказ был опубликован в 1957 году, в газете «Правда».

Сюжет произведения был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим фронтовиком, с которым писатель встретился на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год. Был весенний паводок. Шолохов отдыхал на берегу небольшой, но бурно размывшейся речки в ожидании переправы. К нему подошел уже немолодой мужчина с мальчиком и, приняв писателя за своего брата - шофера, поведал историю своей жизни.

Запомнился писателю рассказ. Не раз возвращала память его к судьбе солдата. Но лишь через 10 лет был написан рассказ «Судьба человека».

Литературовед 2. Композиция.

- Эпопейный рассказ - таково жанровое определение «Судьбы человека».

Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть - повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Писатель использовал рассказы двух авторов, начинающихся в разных ключах и приходящих к единству. И это позволило рассказу выбрать в себя огромный материал - жизнь человека, его судьбу на протяжении четверти века, раскрыть типичные черты русского характера.

Рассказ Соколова условно можно разделить на 3 части:

* довоенная жизнь;

* война;

* первые послевоенные годы.

Литературоведы 3. Шолохов так строит исповедь героя, что она западает нам в душу, воспламеняя ответные чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его несгибаемым мужеством и стойкостью. Шолохов добивается такой силы воздействия исповеди Андрея Соколова на читателя благодаря тому, что располагает пережитые им события по степени все нарастающего трагического драматизма:

  1. первые часы плена;

  2. месть предателя;

  3. жестокая расплата за первый неудавшийся побег;

  4. картина единоборства пленного солдата с Мюллером - одна из его композиционных вершин. Картина эта обладает относительной внутренней самостоятельностью. У неё своя тема, своя идея и даже свой жанр;

  5. побег с толстым немецким офицером.

Литературовед 4. Я рассматривала вопрос «Особенности авторской речи и языка героя рассказа».

В начале произведения у автора и Соколова « нет ничего общего». Авторский язык заметно отличается от языка Соколова литературностью, живописностью. Драматический ускоренный рассказ Соколова резко контрастирует с замедленным эпическим зачином автора.

В рассказе Соколова очень мало изобразительных эпитетов…

Литературовед 5. Выразительные портретные детали и ремарки выражают душевное состояние героя…

Литературовед 6: Популярности рассказа в значительной степени способствовал талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук, Ванюшу - Павлик Борискин.

Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Многие художники сделали иллюстрации к рассказу ( показывает слайды), а это - мои иллюстрации (показывает свои рисунки).

В итоге мы пришли к выводу, что во всем этом виден человек суровой трудовой закалки, отзывчивый, открытый, душевный, дружелюбный, который превыше всего ставит гражданский долг и человеческое достоинство.

4. Учитель. (Звучит песня я вернулся на родину», сл. Матусовского, муз. Фрадкина).

- Характер человека проявляется в его поступках. А что вы можете рассказать о Соколове?

Заданием для третьей группы было исследование вопроса «Какие поступки Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?»

(По ходу работы запись выявляемых основных черт его характера).

7. Выступление АНАЛИТИКОВ.

(рассматриваются разные моменты, при этом демонстрируются эпизоды фильма).

  • Соколов спешит на выручку бойцам, зная, что идет на верную смерть ( товарищество, отважность)

  • Первый неудавшийся побег, побег настоящий ( верный родине, не потерял человеческое достоинство);

  • Эпизод с Мюллером.(чувство долга, мужественность, стойкость).

  • Усыновление Ванюши (чуткость, доброта, заботливость, сострадание).

8. Слово учителя.

В этой войне Андрей Соколов прошел жесточайшие испытания, лишился близких и дома. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Понимает, что не только с ним так обошлась судьба. И этот человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все- таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни! И в этом тоже, по-моему, проявляется черта русского характера.

- Давайте теперь вернемся к эпиграфу урока.

Чтение 1 эпиграфа. Как вы думаете, что выбрал Соколов? ( Родину)

Чтение 2 эпиграфа. Каким вырастет мальчик, находясь рядом с Соколовым? (Ребенок, воспитываемый человеком, обладающим такими качествами характера, не может вырасти плохим).

- Мы уже с вами говорили, что Шолохов в Андрее Соколове показал типичные черты русского национального характера. И в каждом своем произведении этот писатель утверждает, что именно такие простые люди, солдаты и выиграли войну.

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату».)

- Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации.

Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.

9. Домашнее задание. Написать мини - сочинение «Война в судьбе ребенка».


© 2010-2022