- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 10 классе. Лексический анализ текста (по фрагменту 9-ой главы романа И. А. Гончарова Обломов
Урок русского языка в 10 классе. Лексический анализ текста (по фрагменту 9-ой главы романа И. А. Гончарова Обломов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Важнова Е.Ю. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
(3)Что за чудный край!
(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним!
(8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать.
(9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания;
и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса.
(11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
(14)Нет, бог с ним, с морем!..
(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
И. А. Гончаров
Цель: Провести лексический и содержательный анализ текста с целью выявления его композиционных особенностей, главной мысли и роли лексических средств языка в создании художественного образа и эмоционального воздействия на читателя.
-На уроке нам предстоит работа с текстом определенного стиля речи.
У каждого из стилей речи существуют особые приметы:
- цель высказывания,
- сфера применения,
- лексические, морфологические, синтаксические средства языка.
Текст, предложенный для анализа - начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять, что это текст художественного стиля речи, цель которого - создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя.
По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена».
А вот суждения ваших сверстников:
-Начало «Сна Обломова» произвело на меня сильное впечатление.
-Трудно бывает сразу разобраться в тексте, правильно воспринять его. Очень странно поначалу показалось мне, что «Сон Обломова» начинается
с описания того, чего нет в этом благословенном уголке земли. Только вчитываясь в строки понимаешь, что автор не случайно выбрал такое начало.
-Гончаров добивается создания яркого и устрашающего образа неподвластной человеку природы. Каким жалким и слабым кажется себе человек по сравнению с такой природой!
-Я поражена мастерством А. И. Гончарова.
Одна из задач урока - исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов - способствуют созданию художественного образа.
Для её реализации выполните задания.
1. Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами, повышением или понижением тона.
2. Отметьте композиционно-смысловые части текста. Озаглавьте их. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? На каких приемах основана композиция текста?
Три основные части:
1-4 предложения. Чудный уголок,
5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
18 предложение. Мирный уголок.
Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы.
Море, горы, пропасти - излюбленные образы романтической литературы, связанные с такими понятиями, как неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.
Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.
3. Как называется оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица.
Например, царь зверей- вместо лев; Петра творенье- вместо Петербург.
Перифраза. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта.
Выпишите все перифразы, заменяющие в тексте главы романа наименование «Обломовка» (благословенный уголок земли, чудный край, мирный уголок).
- Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край? (С точки зрения обломовцев, которые не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край).
4. -Чтобы подчеркнуть в тексте основное противопоставление- мир Обломова - дикая природа- используются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, то есть антонимы. Контекстные антонимы помогают установить, усилить противоположное значение в рамках законченного в смысловом отношении отрезка письменной речи.
Найдите лексические и контекстуальные антонимы в 1-4 предложениях, 15-18 предложениях.
Благословенный уголок земли (2 предл.) - грандиозное, дикое, угрюмое (4 предл.).
Мирный уголок - грозны горы, пропасти
5. Найдите в предложениях текста лексические повторы.
2, 8 - уголок;
4, 6, 13, 14 - море;
4, 15 - горы;
4, 17 - скалы;
4, 15,17 - пропасти;
8, 12, 15 - человек;
- Почему так часто повторяется слово море?
(Автор разворачивает перед читателем грандиозную и угрожающую картину мира).
Найдите в предложениях 9-12 описательные обороты, перифразы, заменяющие слово море.
Необозримая пелена вод - общеупотребительные, относящиеся к определенному объекту перифразы.
Бесконечная картина, широкая картина ,бешеные раскаты валов - контекстуальные перифразы, т. е. относящиеся к данному предмету или лицу только в определенном контексте. В другом контексте они могли бы быть отнесены к степи, небу.
6. Найдите контекстуальный оценочный синоним слову море в 10 предложении. (Чудовище).
-Каким же предстает море перед читателем?
( Гончаров создает образ моря - громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища, враждебного человеку: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.)
7. Какие тропы использует Гончаров для создания образа природы в предложениях 9, 10, 11, 16, 17 ? Найдите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
Эпитеты: необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя).
Сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся и кружатся;
они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на небо когти и зубы дикого зверя.
Олицетворения: рев валов, валы твердят свою песнь, небо отступилось от людей.
8. Обобщите результаты наблюдений над текстом художественного стиля речи и напишите сочинение-рассуждение о роли лексических средств языка в создании художественного образа «благословенного уголка земли» и их эмоциональном воздействии на читателя.