Технологическая карта урока. Русский язык. 11 класс

Представляю авторскую разработку урока русского языка в 11 классе ( базовый уровень) по теме: «Тире в простом предложении». Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал может использоваться учителями русского языка как на базовом, так и на профильном уровнях. В технологической карте отражены сам процесс урока, описание деятельности обучающихся, задания разных уровней сложности ( репродуктивный, стандартный и творческий), теоретический аспект обобщен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Будачева Ольга Андреевна

Класс: 11-1

Дата: сентябрь 2013 г.

Предмет: русский язык.

Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. и др.Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. - М.: Баласс, 2011. ( Образовательная система « Школа 2100»).

Тема урока: «Основные пунктуационные нормы. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации знаний; совершенствование пунктуационных навыков в письменной речи.

Форма урока: пунктуационный практикум.

Цели урока:

- Образовательные цели: расширение и систематизация знаний о базовых понятиях лингвистики ( пунктуация: тире в простом предложении); совершенствование умения применять изученную пунктограмму на практике; умение лингвистически грамотно делать выводы о постановке тире; развитие орфографической наблюдательности; совершенствование навыков тестирования;

- развивающие цели: совершенствование навыков речевой деятельности ( письма); соблюдение в практике речевого письменного общения основных правил пунктуации в простом предложении; развитие логического мышления; развитие внимания и навыков общения в разных ситуациях ( диалог с учителем, лингвистический монолог, коммуникативные навыки работы в группе, письменная речь обучающихся); развитие навыков тестирования;

- воспитательные цели: формирование ответственности за собственную языковую культуру ( грамотность), обеспечивающую эффективность овладения различными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения; стремление к речевому совершенствованию;

- деятельностная направленность урока ориентирована на метапредметные результаты обучения как важнейшее условие формирования функциональной грамотности: коммуникативные УУД ( владение видами речевой деятельности; построение продуктивного речевого взаимодействия; восприятие и создание письменной и устной речи; точное, правильное и логичное изложение своей позиции по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм письменной и устной речи); познавательные УУД ( формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения, приведение аргументов; применение методов информационного поиска ( включая компьютерные средства (использование гаджетов, выход в Интернет), извлечение необходимой информации, анализ, систематизация и предъявление ее разными способами); регулятивные УУД (адекватно ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию).

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

УУД (Коммуникативные - К; личностные - Л; познавательные - П; регулятивные - Р)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Создание положительного эмоционального

настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности, актуализация осознания обучающимися необходимости личностного роста

Приветствие, ориентация на учебные действия

Слово учителя

К, Л

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности

Приветствие,

Эмоционально - психологический настрой к учебной деятельности на уроке

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии; выявление причины затруднения и способа выхода из ситуации

На основе актуализации ранее полученных знаний и поставленной проблемы выявить причину затруднений подвести к формулированию цели урока.

Обозначить ГО и расставить знаки препинания, аргументировать свой ответ:

1.ЯЗЫК ЕСТЬ ЖИЗНЬ.

2.УЧИТЬСЯ - НАША ЗАДАЧА.

3.МОЯ РОДИНА КАК ВСЕЛЕННАЯ!..

4.ЭХ, БРАТ… ДВА САПОГА ПАРА! (фразеологизм)

5.СТАРШИЙ БРАТ - МОЙ УЧИТЕЛЬ (СТАРШИЙ БРАТ МОЙ - УЧИТЕЛЬ!) (двоякое толкование); это эмоциональный тон, фон, напряжение выражения мысли автора. От постановки тире зависит смысл высказывания.

6. Я ОМИЧ (констатация факта). Я ГОРЖУСЬ! Я -ОМИЧ! ( логическое акцентное ударение)

Фронтальная беседа; работа с презентацией по актуализации знаний по теме;









Создание Проблемной ситуации («Зачем?»)

П, Р, К, Л

Ставит проблемные вопросы, требующие активизации логического мышления, осознания значимости ( конечной цели) изучения темы ; активизирует необходимость расширения знаний по теме: сообщает, что поставленная цель - это планируемый результат ( следует четко сформулировать конечный результат деятельности на уроке)

Мотивация к целеполаганию: понимание значимости уровня усвоения ранее изученного по теме для совершенствования речевых (пунктуационных) умений и навыков; формулирование цели урока.

При фронтальной беседе - обращение к гаджетам ( выход в Интернет) для поиска выхода из проблемной ситуации.



Построение проекта выхода из затруднения

Самостоятельная групповая работа со справочной литературой ( учебником) с целью обобщения и систематизации правил по теме урока

Работа по материалам учебной литературы ( цель - обобщенные и приведенные в систему знания по теме: Где, когда, почему ставим ( не ставим) тире в простом предложении; особые случаи постановки тире в простом предложении



Анализ теоретического материала, обобщение и систематизация информации, подготовка представления наработок групп

П, Р, К, Л

Ориентирует на выполнение и представление результата задания в группах; организует совместную деятельность обучающихся

Работа в группах:

  1. Стр. 102

  2. Стр. 103 -104

  3. Стр. 104 (по учебнику); каждая группа проектирует свой маршрут коллективных действий, выполняет задание и готовит представление результата



Реализация построения проекта групповой деятельности

Точное, четкое, логически выстроенное представление систематизированного материала; построение продуктивного речевого высказывания на лингвистическую тему

1 группа представляет результат своей совместной деятельности ( Тире между подлежащим и сказуемым); 2 группа ( Тире между подлежащим и сказуемым не ставится); 3 группа ( Другие случаи постановки тире в простом предложении)



Представление результата совместной деятельности



К, П, Р, Л

Наблюдает, корректирует речь и содержательный аспект представленного материала; дает оценку результату совместной деятельности

Восприятие, понимание, осознание информации; учебный диалог ( возможно, оппонирование) по содержанию и представлению материала

Первичное закрепление

Развитие практических навыков использования информации по теме урока через решение тестовых заданий

«ФРАЗА» ( Подготовка к экзаменам; повторение и обобщение изученного; тема «Тире между подлежащим и сказуемым» Тема: № 640)

Фронтальное тестирование

П, К, Л

Наблюдает, комментирует (в случае затруднения), словесно оценивает качество решения тестов


В произвольном порядке решают тестовые задания, аргументируют свою позицию (Ставит или не ставит тире)



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

В тестовом режиме - самоконтроль и самопроверка уровня систематизированных и обобщенных знаний по теме в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона; самооценка результата деятельности

Работа с карточками ( тестами); в случае выхода в Интернет - использование сайта для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (Образовательный портал для подготовки к экзаменам: reshuege.ru)

Индивидуальная самостоятельная работа (решение заданий по теме в тестовом режиме)

Л, П, Р

Раздает индивидуальное задание; Словесно создает ситуацию успеха; ориентирует на качественное самостоятельное выполнение заданий;

Представляет эталон для самопроверки и самооценки результатов деятельности ( в случае работы в Интернет - «ключ» к решению тестовых заданий по теме с итоговой оценкой решения тестов по теме; объявляет, что данный вид работы - оценка за результат качества усвоения и систематизации знаний по теме ( оценка за урок)

Самостоятельная работа ( в тестовом режиме); самопроверка и самоконтроль; сравнение с эталоном; самооценка результата индивидуальной деятельности

Включение в систему знаний на повторение


Практическое применение обобщенных и систематизированных знаний по теме в реальной жизни; организация поиска информации, в которой требуется использования изученного материала и автоматизация умственных действий

Поиск информации: в рекламных плакатах, «растяжках», вывесках через слоганы фирм, акций политических лозунгов и др. найти простые предложения с использованием тире; обоснование использование знака (правильно/неправильно; почему?)

Слово учителя для актуализации личностного интереса приобретенных знаний по теме; создание проблемной ситуации

Л, П, К, Р


Организует личностный познавательный интерес; ориентирует на ситуацию успеха

Находят информацию, выступают в качестве редактора (возможно, в роли рекламодателя, создающего слоган фирме, акции и др.)

Рефлексия учебной деятельности

Осознание результатов урока для каждого лично

Рефлексивный лист:

  1. Знаю ли я все аспекты содержания изученной темы? ( да/нет);

  2. Владею ли в совершенстве навыками постановки тире в простом предложении? (да/нет);

  3. Умею ли применять знания по теме в своей письменной речи? (да/нет);

  4. Актуальна ли изученная тема для практического применения? (да/нет);

  5. Что мне нужно

сделать для совершенствования практического

применения

знаний изученной темы в реальной жизни и совершенствования своей пунктуационной грамотности:

1….

2…..

3….. и т. д.

Вопросно - ответная форма коммуникации между учителем и классом

Л,Р

Задает вопросы содержания рефлексивного листа для осознания каждым качества знаний по теме и прогнозирования своей учебной деятельности

для дальнейшего совершенствования пунктуационной грамотности, речевых навыков письменной речи, культуры речи в целом

Каждый заполняет рефлексивный лист ( самооценка и прогнозирование деятельности по изученной теме на будущее)

Итог урока; ориентация на изучение следующей темы


Акцентирование внимания обучающихся на значимость содержания изученной и темы и ее дальнейшего изучения (углубление в содержание темы) для личностного речевого развития и совершенствования пунктуационной грамотности

Подведем итог: Тире как знак препинания очень выразительно, Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты. Довольно часто можно наблюдать у некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак « тире» мастера слова используют как СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО. Вот об этом, об особенностях использования тире в авторской речи (через образцовые тексты русской классической литературы) и будет наш следующий урок. Знания этой темы вам необходимы как будущим авторам собственных эссе на ЕГЭ по русскому языку и для совершенствования вашей речевой культуры.

Итоговое слово учителя

Л, П, К


Словесно подводит итог, мотивирует обучающихся на продолжение ( углубление) знаний по теме

Воспринимают информацию, осознают содержательный аспект следующего урока ( первичное представление об актуальности развития знаний по теме)

Домашнее задание

Ориентация на дифференцирование домашнего задания в зависимости от уровня сложности, личностного познавательного интереса и сформированности УУД

Дифференцированное дом. Задание. Обучающимся предлагается самостоятельно выбрать уровень выполнения дом. задания, которые отличаются объемом, уровнем познавательной деятельности, уровнем трудности и сложности и зависят от уровня сформированности УУД:

А - репродуктивный уровень ( действия по образцу);

Б - частично - поисковый ( включение навыков аналитического и логического мышления);

С - творческий ( требующий создания собственного речевого высказывания с применением навыков анализа материала, выстраивания логической цепочки, формулирования собственных выводов и приведения аргументов



Слово учителя: разъяснение содержания дифференцированного похода в выполнении дом. задания

Л, П

Объясняет содержание домашнего задания. Благодарит за работу на уроке.

Задание выкладывается в «Дневник.ru)

А - по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2;

Б - по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; выход в Интернет: решение тестов по теме на сайте для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «reshuege.ru»;

С - по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; выход в Интернет: решение тестов по теме на сайте для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «reshuege.ru»; в пьесе М. Горького « На дне» ( монолог Сатина) выписать простые предложения с использованием тире, обозначить условия применения использования знака и его правильность/ неправильность употребления в связи с пунктуационными нормами; создать собственное речевое высказывание (80 слов) по результатам анализа предложений с использованием тире.



© 2010-2022