Урок русского языка на тему: Полные и краткие прилагательные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе по теме: «Полные и краткие прилагательные»

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями полные и краткие прилагательные, уметь различать полные и краткие прилагательные, определять роль кратких прилагательных в произведениях, повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике и орфографии.

Ход урока:

  1. У: Звенит звонок весёлый, зовёт нас на урок.

Такой порядок в школе не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

  1. Начинаем мы наш урок с повторения.

Фонетическая разминка:

-В каком слове произносится гласный звук ы?

жизнь, чисто, щи слайд 1

-В каком слове произносится гласный звук э?

шёл, бежать, целый слайд 2

-В каком слове только звонкие согласные?

мороз, день, солнце слайд 3

-В каком слове только твёрдые согласные?

тает, ходит, машешь слайд 4

А сейчас вспомним орфоэпию.

Правильно произнеси слова (по очереди):

Квартал яичница

Алфавит поняли

Звонят на доску

Конечно свекла

Музей баловать

Чтобы красивее

Столяр помощник слайд 5

Орфографическая зарядка. Сегодня мы в ней повторяем орфограмму «О,ё после шипящих в корне слова». Работа по сигнальным карточкам.

Шорох, пришёл, щёчка, чёрствый, шоколад, шёпот, чёлка, сильный ожог, трущоба.

И, наконец, синтаксическая минутка.

Составьте предложение по данной схеме:

[ === ----- ], [ ---- ===]

Какая из характеристик предложения будет соответствовать вашему предложению? (слайд 6)

3. Ребята! Мы сейчас изучаем очень интересную часть речи - имя прилагательное.

- Что мы знаем о прилагательном?

Именно прилагательные делают нашу речь более выразительной, разнообразной, живописной. Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда же мы всматриваемся, вслушиваемся в предметы, то понимаем, что они состоят из признаков, качеств. Чтобы узнать предмет, мы, в первую очередь, должны знать его признаки, свойства. Это нам и помогают сделать прилагательные.

А сейчас поиграем. Наша игра называется «Угадай предмет по его признакам».

Ученик стоит спиной к доске, на экране появляются слова:

Берёза слайд 7

Снег слайд 8

Апельсин слайд 9

Ребята называют признаки этих предметов, чтобы по ним можно было угадать сам предмет.

4.Как видите, с помощью прилагательных можно охарактеризовать предмет со всех сторон. И ещё одно творческое задание: на экране даны слова для справок. (слайд 10)

- Какая это часть речи?

Пользуясь ими, составьте словесный портрет своего лучшего друга .

Зачитываем получившиеся характеристики.

5. Объяснение нового материала.

Мы хорошо потрудились, но, возможно, кому-то из вас работа показалась однообразной, потому что в ней не было новизны. Переходим к новому материалу.

На доске написана пословица: «Корень учения горек, а плод сладок».

- Докажите, что это пословица. Данная пословица строится на антонимии, найдите в ней антонимы.

- Какой часть речи, по-вашему, являются слова горек, сладок?

У: Прилагательными.

- Где же у них падежные окончания имён прилагательных? И на вопросы какой? какая? они не отвечают. Это краткие прилагательные.

Итак, тема урока: «Полные и краткие прилагательные».

Давайте попробуем сами вывести новое правило. Наблюдаем! Думаем! Делаем выводы!

На доске написаны 2 предложения.

Стойкий народ одолеет врага.

Враг боек, да наш народ стоек.

- Какие прилагательные здесь полные? В чём их полнота?

- Какие прилагательные краткие? В чём их краткость?

Найдите грамматическую основу в этих предложениях.

-Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

- Что же вы можете сказать о кратких прилагательных?

Посмотрим, правильные ли мы сделали выводы.(работа с учебником)

6. Обобщение нового материала.

Ещё раз обобщим полученные сведения: работа с таблицей. Необходимо вписать в таблицу признаки полных и кратких прилагательных.

Самопроверка слайд 13

7. Физкультминутка.

Мы писали и устали, все мы дружно тихо встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, снова сели, друг на друга посмотрели.

Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.

8. Закрепление нового материала.

Составить простые, нераспространённые предложения, образуя краткую форму прилагательного от слов: добрый, близкий. В предложениях используйте следующие подлежащие: брат, сестра, друзья, цель, лица. В кратких прилагательных поставьте ударение.

- Как меняется ударение у кратких прилагательных в форме женского рода и множественного числа?

- А сейчас трудный, но интересный проблемный вопрос. Почему краткие прилагательные не имеют падежа? (с каким главным членом предложения связано краткое прилагательное?)

И ещё одно задание: образуйте от данных полных прилагательных краткие, где это возможно. Слайд 14

- От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму?

9. В заключении урока хочется прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» слайды 15-17

Запишем три последние строчки этого отрывка в тетрадь.

Перед вами портрет Петра1 - знаменитого полководца, под чьим руководством русские войска одержали победу над шведами.

Найдите и подчеркните в предложениях краткие прилагательные.

Вот что критик В.Г.Белинский написал по поводу портрета Петра 1:

« Изображённое огненными красками появление Петра поражает читателя».

- Какие слова помогают так ярко изобразить внешность полководца?

Конечно, краткие прилагательные. Именно они передают сильный характер, собранность, волю к победе Петра 1.

10. Итог урока.

- О каких прилагательных вы сегодня узнали?

- Какой этап урока вам понравился больше всего?

11.Д\з


© 2010-2022