- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему: Полные и краткие прилагательные
Урок русского языка на тему: Полные и краткие прилагательные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жолобова Е.Б. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 5 классе по теме: «Полные и краткие прилагательные»
Цели урока: познакомить учащихся с понятиями полные и краткие прилагательные, уметь различать полные и краткие прилагательные, определять роль кратких прилагательных в произведениях, повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике и орфографии.
Ход урока:
-
У: Звенит звонок весёлый, зовёт нас на урок.
Такой порядок в школе не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.
-
Начинаем мы наш урок с повторения.
Фонетическая разминка:
-В каком слове произносится гласный звук ы?
жизнь, чисто, щи слайд 1
-В каком слове произносится гласный звук э?
шёл, бежать, целый слайд 2
-В каком слове только звонкие согласные?
мороз, день, солнце слайд 3
-В каком слове только твёрдые согласные?
тает, ходит, машешь слайд 4
А сейчас вспомним орфоэпию.
Правильно произнеси слова (по очереди):
Квартал яичница
Алфавит поняли
Звонят на доску
Конечно свекла
Музей баловать
Чтобы красивее
Столяр помощник слайд 5
Орфографическая зарядка. Сегодня мы в ней повторяем орфограмму «О,ё после шипящих в корне слова». Работа по сигнальным карточкам.
Шорох, пришёл, щёчка, чёрствый, шоколад, шёпот, чёлка, сильный ожог, трущоба.
И, наконец, синтаксическая минутка.
Составьте предложение по данной схеме:
[ === ----- ], [ ---- ===]
Какая из характеристик предложения будет соответствовать вашему предложению? (слайд 6)
3. Ребята! Мы сейчас изучаем очень интересную часть речи - имя прилагательное.
- Что мы знаем о прилагательном?
Именно прилагательные делают нашу речь более выразительной, разнообразной, живописной. Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда же мы всматриваемся, вслушиваемся в предметы, то понимаем, что они состоят из признаков, качеств. Чтобы узнать предмет, мы, в первую очередь, должны знать его признаки, свойства. Это нам и помогают сделать прилагательные.
А сейчас поиграем. Наша игра называется «Угадай предмет по его признакам».
Ученик стоит спиной к доске, на экране появляются слова:
Берёза слайд 7
Снег слайд 8
Апельсин слайд 9
Ребята называют признаки этих предметов, чтобы по ним можно было угадать сам предмет.
4.Как видите, с помощью прилагательных можно охарактеризовать предмет со всех сторон. И ещё одно творческое задание: на экране даны слова для справок. (слайд 10)
- Какая это часть речи?
Пользуясь ими, составьте словесный портрет своего лучшего друга .
Зачитываем получившиеся характеристики.
5. Объяснение нового материала.
Мы хорошо потрудились, но, возможно, кому-то из вас работа показалась однообразной, потому что в ней не было новизны. Переходим к новому материалу.
На доске написана пословица: «Корень учения горек, а плод сладок».
- Докажите, что это пословица. Данная пословица строится на антонимии, найдите в ней антонимы.
- Какой часть речи, по-вашему, являются слова горек, сладок?
У: Прилагательными.
- Где же у них падежные окончания имён прилагательных? И на вопросы какой? какая? они не отвечают. Это краткие прилагательные.
Итак, тема урока: «Полные и краткие прилагательные».
Давайте попробуем сами вывести новое правило. Наблюдаем! Думаем! Делаем выводы!
На доске написаны 2 предложения.
Стойкий народ одолеет врага.
Враг боек, да наш народ стоек.
- Какие прилагательные здесь полные? В чём их полнота?
- Какие прилагательные краткие? В чём их краткость?
Найдите грамматическую основу в этих предложениях.
-Каким членом предложения являются краткие прилагательные?
- Что же вы можете сказать о кратких прилагательных?
Посмотрим, правильные ли мы сделали выводы.(работа с учебником)
6. Обобщение нового материала.
Ещё раз обобщим полученные сведения: работа с таблицей. Необходимо вписать в таблицу признаки полных и кратких прилагательных.
Самопроверка слайд 13
7. Физкультминутка.
Мы писали и устали, все мы дружно тихо встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, снова сели, друг на друга посмотрели.
Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.
8. Закрепление нового материала.
Составить простые, нераспространённые предложения, образуя краткую форму прилагательного от слов: добрый, близкий. В предложениях используйте следующие подлежащие: брат, сестра, друзья, цель, лица. В кратких прилагательных поставьте ударение.
- Как меняется ударение у кратких прилагательных в форме женского рода и множественного числа?
- А сейчас трудный, но интересный проблемный вопрос. Почему краткие прилагательные не имеют падежа? (с каким главным членом предложения связано краткое прилагательное?)
И ещё одно задание: образуйте от данных полных прилагательных краткие, где это возможно. Слайд 14
- От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму?
9. В заключении урока хочется прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» слайды 15-17
Запишем три последние строчки этого отрывка в тетрадь.
Перед вами портрет Петра1 - знаменитого полководца, под чьим руководством русские войска одержали победу над шведами.
Найдите и подчеркните в предложениях краткие прилагательные.
Вот что критик В.Г.Белинский написал по поводу портрета Петра 1:
« Изображённое огненными красками появление Петра поражает читателя».
- Какие слова помогают так ярко изобразить внешность полководца?
Конечно, краткие прилагательные. Именно они передают сильный характер, собранность, волю к победе Петра 1.
10. Итог урока.
- О каких прилагательных вы сегодня узнали?
- Какой этап урока вам понравился больше всего?
11.Д\з