Нравственное воспитание на уроках литературы

Сегодня нравственность – это, пожалуй, одна из важных и необходимых черт характера каждого человека и общества в целом. Вместе с тем, данное понятие не является «модным, популярным», ведь нынешнее молодое поколение не считает нравственность жизненно важным качеством. Это связано с оглушающей пропагандой посредством СМИ «сладкой» жизни, с ростом количества неполных семей. Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врождённые, их ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

Архипова Ольга Сергеевна, преподаватель высшей категории

Тольяттинского машиностроительного колледжа.



Сегодня нравственность - это, пожалуй, одна из важных и необходимых черт характера каждого человека и общества в целом. Вместе с тем, данное понятие не является «модным, популярным», ведь нынешнее молодое поколение не считает нравственность жизненно важным качеством. Это связано с оглушающей пропагандой посредством СМИ «сладкой» жизни, с ростом количества неполных семей.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врождённые, их необходимо воспитывать дома, в учебных заведениях, в частности, на уроках литературы.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. И как бы ни были далеки события, о которых повествуют авторы, нравственные проблемы, затронутые в них, актуальны и в наше сложное время.

Подспорьем в формировании духовной и нравственной культуры студентов может быть памятник древнерусской литературы - «Домострой». Ведь долгое время данное произведение 16 века являлось основным сводом нравственных норм и правил русского православного общества. «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам» - таково полное название этого уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи.

А что, если взглянуть на это уникальное явление человеческой мысли как на творение, сохранившее в основе своей немало ценного, практически полезного для современного молодого человека, который рано или поздно создаст свою семью.

Семья… это слово дорого каждому человеку. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н.Толстой. А В.А.Сухомлинский отмечал: «Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Сегодняшнее определение понятия «семья» звучит следующим образом: семья - это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединённая общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Вроде бы всё правильно, но очень уж обтекаемо, допускает различные толкования. Кто должен вести хозяйство, воспитывать детей? Какие нравственные и правовые отношения? И теперь в современных семьях мы наблюдаем нечто странное: женщина обеспечивает семью, мужчина предпочитает отлёживаться на диване, а воспитанием детей должен заниматься кто-нибудь, например, образовательные учреждения.

А теперь обратимся к нашим традициям, закреплённым в «Домострое». Уже в «Наставлении отца сыну» мы встречаем строки: «…следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью в правде…и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в тёплом дому, и всегда в порядке». Есть здесь и строки, регламентирующие взаимоотношения супругов, где сказано о послушании и уважительном отношении жены к мужу. Авторы «Домостроя» отнюдь не стремились закрепостить женщину. Одна из глав называется «Похвала жёнам». Это маленькая поэма в прозе, признающая женщину вдохновительницей и созидательницей начала семьи и общества. «Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая без выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу». Таким образом, женщине воздаётся должное как хозяйке дома, хранительнице очага и добродетели в семье. Раньше в народе никому в голову не приходило противопоставлять женщину мужчине, семью главе семейства, детей родителям. Русские люди ценили лад во всём - в работе, в быту, в жизни.

Детей воспитывали в уважении к родителям, старшим в семье. «Чада,…любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в боге во всём, и старость их чтите…и благо вам будет, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки…». То же самое мы находим в утверждениях великих. Исократ писал: «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы свои дети относились к тебе». «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»,- отмечал А.С.Пушкин. Но даже этот постулат, такой естественный, сегодня порою не является нравственным законом для молодёжи.

Есть в «Домострое» главы, поучающие людей жизненным законам. Поступки человека чётко делятся на праведные, находящиеся в согласии с установленными обществом правилами, и неправедные. «А кто не по-божьи живёт, не по христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую…обязательно будет в аду, а на земле проклят…».

И это лишь некоторые аспекты затронутых в «Домострое» проблем морали и нравственности русской семьи. Тем не менее, на уроках литературы это хорошее подспорье в формировании у студентов нравственной и духовной культуры.

© 2010-2022