- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 7 классе
Урок литературы в 7 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерухина Н.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературы в 7 классе
Тема:
«Великая Отечественная война
в зеркале поэзии».
Подготовила: учитель русского языка и литературы Ерухина Н.В.
КГУ «Гордеевская средняя школа »
2015-2016 уч. год
Тема: Великая Отечественная война в зеркале поэзии.
Цель: показать отражение темы Великой Отечественной войны в лирике поэтов.
Задачи:
-обобщить и дополнить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о писателях ,писавших о войне;
-развивать творческие способности, умение выразительно читать;
-воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственные качества , уважение к ветеранам войны.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: комбинированный.
Методы: индивидуальная и групповая работа, словесный ,поисковый, творческий.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
Межпредметная связь: история, музыка, география, искусство.
Эпиграф урока: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» .( Ю. Друнина)
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!
Сегодня у нас с вами будет урок литературы. Я думаю, что урок будет познавательным, не оставит равнодушным никого. А чтобы он прошёл интересно,
я очень хочу, чтобы вы, ребята, были активными и помогали мне. Меня зовут Нина Витальевна, я работаю учителем русского языка и литературы в Гордеевской средней школе. С вами, ребята, я познакомлюсь в ходе работы.
Работать вы сегодня будете в группах. Давайте выберем спикеров команд. Спикер запишет фамилии участников команды и будет следить за работой каждого участника, потому что оценивать себя будет каждый сам в конце урока.
Психологический настрой:
Ребята, выходите все, пожалуйста, ко мне. Давайте сделаем большой, красивый круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем слова пожелания.
Спасибо, ребята. Садитесь на места.
Ассоциации.
Ребята, каждой команде я раздам ключевые слова, которые помогут вам определить тему нашего урока. Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите данные слова? Отвечать будет каждый участник. Отвечать нужно будет быстро, потому что на выполнение этого задания даётся 2 минуты.
На доске слова для команд: МУЗА, ВОЙНА, РОДИНА.
1команда-слово «Муза»
2 команда-слово «Война»
3 команда- слово «Родина».
Ребята дают ответы.
Как эти слова взаимосвязаны?
Теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока?
Правильно, ребята! Тема нашего урока: «Великая Отечественная война в зеркале поэзии».
Цель урока: показать отражение темы Великой Отечественной войны в лирике поэтов.
Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г ?
Творчество каких писателей связано с военной тематикой?
Какую годовщину великой Победы мы скоро будем отмечать?
Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе дополним наши ответы некоторыми сведениями из истории.( раздать информацию о войне учащимся)
(На фоне музыки) 1.Ученик: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война, самая кровавая и беспощадная за всю историю XX века. Миллионы людей погибли на фронте или пропали без вести, но многие вернулись, получив ранения, пройдя испытания пленом.
Учитель: «Когда пушки гремят, музы молчат»- гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны этот афоризм опровергли. Напротив, муза не молчала - она боролась! По меткому выражению А.Толстого, литература стала «голосом героической души народа». И пушечная канонада не могла заглушить этот голос.
2.Ученик: Свыше тысячи писателей ушли на фронт, работая военными корреспондентами радио, газет. Около 500 писателей погибли. В военные годы наиболее популярна была поэзия. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая гимном Великой Отечественной войны «Священная война» В.Лебедева-Кумача.
3Ученик. Судьба блокадного Ленинграда стала болью всей страны. Из далёкого Казахстана мудрый акын Ж.Жабаев посылал слова поддержки и веры (стихотворение «Ленинградцы, дети мои»).
Учитель: Стихи о войне, написанные поэтами , которые либо сами воевали на фронте, либо являлись армейскими корреспондентами как (К.М. Симонов), либо переживали все тяготы военного времени в тылу, выступая со своими стихами в госпиталях перед ранеными солдатами (как А.А.Ахматова). И поэтому они знали о войне не понаслышке, война прошла через их сердца, перевернув всю жизнь. Поэты одновременно творили историю и запечатлевали ее в своих произведениях- пронзительных и страстных. Правда войны, ощущений, переживаний присутствует во всех стихотворениях: это непосредственный отклик на тяжелую действительность первых военных лет.
Аня читает стихотворение. «Война-игрушка, но в руках кого?» Татьяна Оспанова.
1 задание для команд «Найди соответствие».
Каждая команда получит своё задание. Работаем совместно, быстро. На выполнение задания-3 минуты. Ребята презентуют свои работы ( по 2 учащихся у доски).
1 задание ( 1 команда)
Найди соответствие
Ю.Друнина Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
К.Симонов Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
А.Ахматова Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
В.Высоцкий Когда на смерть идут -поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
С.Гудзенко На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
1 задание ( 2 команда)
Найди соответствие
Ю.Друнина
К.Симонов
А.Ахматова
В.Высоцкий
Ж.Жабаев
1 задание (3 команда)
Найди соответствие.
Ленинградцы, дети мои! В. Высоцкий «Братские могилы»
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской стены.
Мы легли у разбитой ели, Ж.Жабаев « Ленинградцы, дети мои…»
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
Здесь раньше вставала земля на дыбы, Ю. Друнина «Зинка»
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
Учащиеся представляют свои работы. Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже справились успешно. Пришло время отдохнуть.
Физминутка.
На фоне песни «Катюша» дети маршируют сначала на месте , затем по классу, запевая песню.
Садитесь на места, продолжим.
2 задание для команд: прочитать выразительно отрывки стихотворений и проинсценировать их. ?Всё необходимое у вас на столах. Распределите роли и готовьтесь.
1 команда:
Выразительно прочитать стихотворение и проинсценировать его.
Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…
Атрибуты: автоматы, рюкзак, пилотки, платочки, каски.
2 команда:
Владимир Высоцкий
Он не вернулся из боя.
…Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор.
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить». А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Атрибуты: стакан, кусочек хлеба, носовой платочек, похоронка, пилотка.
3 команда: Юлия Друнина.
Зинка.
Памяти однополчанки-Героя Советского Союза Зины Самсоновой.
-Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала…
Атрибуты: хлеб, платок большой цветной, похоронка, свеча и икона.
Молодцы, ребята.
На доске портрет Ивана Скуридина-героя Советского Союза. Ребята, вы знаете имя героя-земляка?
Иван Куприянович Скуридин
16 января 1942 года североказахстанец Скуридин Иван Куприянович
повторил героический подвиг Александра Матросова.
Президиум Верховного Совета СССР за самоотверженность и исключительный героизм 13 февраля 1944 года посмертно присвоил Ивану Скуридину звание Героя Советского Союза.
Домашнее задание: узнать как можно больше сведений о жизни и героическом подвиге Ивана Скуридина.
Итог урока:
Ребята, понравился вам урок? Что больше всего понравилось? Узнали вы что- то новое на уроке?
Оценивание:
Ребята, у каждой команды на столе геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Круг-5,квадрат-4,треугольник-3.Оцените себя, только честно. Поднимите фигуры. Фигуры вложите в дневники.
Заключение: Огромное спасибо, ребята, за плодотворную работу.
Читаю стихотворение Юрия Соловьёва « Ветераны Великой Отечественной».
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слушает, как правнучек смеётся.
До свидания! До новых встреч!