Мир дворянской усадьбы в лирике А. С. Пушкина

К вашемувниманию предлагаю работу, в которой ярко отражена красота русских дворянских усадеб в творчестве русского писателя Александра Сергеевича в лирике поэта,а также его любовь к всему,что его окружает. Пушкин расскрывается образ дворянской усадьбы что является центральным символом русской культуры. Это все дает прочувствовать мироощущение и осмысление старины дворянских усадеб глазами Александра Сергеевича. Эту работу я рекомендую использовать как на уроках литературы,так и на других внеклас...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МБОУ «Воспушинская основная общеобразовательная школа»



«Мир дворянской усадьбы в лирике А.С.Пушкина»



Учитель русского языка и литературы: Садкова ИннаПавловна



Дворянская усадьба является одним из наиболее загадочных феноменов русской культуры, с которым связано множество не разрешённых до сих пор вопросов. В период конца XIX - начала XX веков образ дворянской усадьбы становится одним из наиболее частотных в русской литературе.

Давайте совершим экскурс в историю и познакомимся с жизнью и бытом дворян 18-19 вв. Владимир Даль говорил, что дворянин начально придворный, знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание со временем стало передаваться потомкам и означало благородного по роду или чину, принадлежащего к высшему сословию, которому было предоставлено право владеть имениями, населенными людьми.

Вспомним такие понятия, как "имение", "усадьба". Обратимся опять к Далю. Усадьба - господский дом на селе со всеми угодьями, садом, огородом. Господский - принадлежащий господину, т. е. дворянину, помещику, барину.

А слово "сад" имело другое значение. Сад - участок земли, засаженный стараньями человека деревьями, кустами, цветами, с увитыми дорожками и разного рода и вида затеями, украшениями. В таком понимании слово сад соответствовало современному парку.

Расцвет русской усадьбы приходится на вторую половину 18 - начало 19 века. Усадебное строительство началось после обнародования "закона о вольности дворянской". В 1763 г. получив право не служить, дворянин поспешил выйти в отставку и удалиться в свое имение. Там он начал обстраиваться, проявлял при этом не только размах, но и подчас незаурядный художественный вкус. Его усадьба должна была символизировать в миниатюре незыблемость и могущество Российской империи.

Главным достоинством всех усадеб без исключения было расположение их среди живописного окружающего ландшафта. Центром усадьбы был барский дом. В провинциальных усадьбах получили широкое распространение постройки классического стиля. К концу 18 в. облик помещичьего дома во всех великорусских губерниях приобрел некоторые общие типичные черты. В "Записках графа М.Д. Бутурлина" мы читаем: "...при новых понятиях о домашнем комфорте исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домишки, все почти серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда не красились.

В последние годы появился целый ряд публикаций, посвященных русской дворянской усадьбе, что свидетельствует о росте интереса к этой проблеме. Но предметом исследования большинства работ является дворянская усадьба как феномен русской истории, экономики, культуры. Обращение учёных к русской литературе в этих случаях ограничено
задачей простой иллюстрации тех или иных особенностей ее истории, хозяйственного и бытового уклада. До сих пор не создано комплексного литературоведческого исследования образа дворянской усадьбы в прозе рубежа XIX - XX веков как феномена русского литературного процесса. Актуальность исследования обусловлена активным ростом интереса к утраченным ценностям национальной культуры и попыткам их возрождения. Постижение образа дворянской усадьбы как одного из фундаментальных символов истории России является способом национального самопознания и самосохранения и представляет возможность восстановления обширного комплекса нравственно-эстетических норм, во многом утраченных в
перипетиях последних столетий.

Объектом исследования моей работы являются изображения дворянской усадьбы в творчестве А.С. Пушкина.

Целью работы является рассмотрение образа дворянской усадьбы как центрального символа русской культуры, репрезентативного для модернизации русского художественного сознания рубежа XIX - XX веков.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- Выдвинуть и описать образ русской дворянской усадьбы в творчестве Пушкина.

-Создать типологию образа дворянской усадьбы в художественной литературе обозначенного

периода, раскрывающую основные тенденции художественного осмысления исторического

пути России в прозе рубежа XIX - XX веков,

-Проанализировать особенности художественного изображения дворянской усадьбы в прозе и

поэзии А.С.Пушкина,

В русской прозе конца XIX - начала XX веков существовало три концепции дворянской усадьбы:

идеализирующая, критическая, диалектическая, фиксирующие в своей совокупности динамику

исторического процесса в русском общественном сознании рубежа XIX - XX веков.

Пушкинские усадьбы. Захарово. Чем оно было для Пушкина?

Селение с традиционным русским укладом - шумными праздниками, хороводами, песнями, с заборами в реке волнистой, с мостом и рощею тенистой зерцалом вод отражено; удачно расположенный среди

живописной природы барский дом (судя по запродажной 1811 года - с типичными приметами усадебного быта: мебель красного дерева, сафьяновые кресла, бронза, зеркала); скромные флигели, один из которых занимали дети с гувернантками (возможно, он описан в лицейском стихотворении "Сон"); кудрявый смуглый мальчик, шалун и непоседа, который в играх любит воображать себя богатырем; дворовые дети, заботливая старая бабушка, добрая сказочница няня, рассеянные и невнимательные к ребенку родители, старшая сестра Оля, младший брат Левушка, хождение всей семьей в соседнее село Вяземы к обедне, стол посреди березовой рощи - место обедов и чаепитий; соседи шумною толпою взошли, прервали тишину; скамейка на берегу старого усадебного пруда - для обозрения полей, лугов, для размышлений; ночью сон, поутру чай, прогулки в роще и первые стихи; там можно жить и праздно и беспечно, там прямо рай. «Здесь будущий поэт впервые узнал русскую деревню. Это знакомство принесло много счастья ребенку, и летние пребывания в с. Захарове сделались для него на всю жизнь золотыми воспоминаниями...»

У Пушкина было счастливое детство. Он сам говорил об этом. Возможно, именно по причине

"беспроблемности" детство поэта, осев в хрестоматиях, по сути, никогда не было серьезной исследовательской темой

Тема детства появляется в творчестве Пушкина в самом его начале, в лучших произведениях лицейского периода: "Воспоминания в Царском Селе", "Послание к Юдину"; в "деревенских" стихах "Городок", "Сон" также скрыто присутствуют образы сельских захаровских впечатлений. Поражает пафос отношения к детству - спустя всего несколько лет в счастливом Лицее Пушкин не "вспоминает", а воспевает детство как лучшую свою пору!

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые

Не зная горести и бед…

Уже в этом раннем поэтическом творчестве проявляется характернейшее для всего последующего русского писательства краеведческое отношение к местам детства, то есть стремление (и умение) соединить их с ключевыми процессами истории, ввести в контекст всеобщего духовного достояния.

И вы их видели, врагов моей отчизны.

И вас багрила кровь и пламень пожирал.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал…

- это о Захарове и Вяземах, занятых в 1812 году войсками Наполеона. А в "Послании к Юдину" не только документально точное и узнаваемое описание деревенских мест детства (что сегодня очень важно, например, для реставраторов), но и волшебно легкое перенесение их в Антологию Буколической Лирики.

На холме домик мой; с балкона

Могу сойти в веселый сад,

Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Взносится до небосклона

И глухо тополы шумят.

Туда зарею поспешаю

С смиренным заступом в руках,

В лугах тропинку извиваю,

Тюльпан и розу поливаю

И счастлив в утренних трудах;

Вот здесь под дубом наклоненным

С Горацием и Лафонтеном

В приятных погружен мечтах.

В произведениях зрелого периода общение с детством обретает характер тонкой творческой игры. В "Борисе Годунове" окрестности Захарова как бы случайно и по недосмотру помещены в стороне от их исконного местонахождения. Но это не оплошность, а расчет. Оказавшись среди характерных территориальных примет разбойной эпохи - разоренных государственных границ (Кромы, корчма на литовской границе), старинные названия родных мест - бывших вотчинных владений Годуновых - яснее звучат как топонимы Смутного времени. Автор превращает тропинки детства в Тропы Истории и сам готов провести по ним: "... свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякой мальчишка (разрядка наша) доведет до Луевых гор". Пушкин и годуновской Москвой распоряжается со свободой и правом коренного москвича (чем, как известно, очень гордился), с уверенностью наследника - ведь "он дома, у первоисточника". С шекспировским размахом разбрасывает он сцены по Кремлю и Красной площади, по монастырям, домам и палатам. Территориально "Годунов" для Пушкина -"домашняя" драма, и его предок расхаживает по Москве не только как вершитель российской истории ("Пушкин идет, окруженный народом"), но и как искони московский житель.

Захаровское детство неразрывно со старинным селом Большие Вяземы, рядом с которым расположено Захарово. Некогда Вяземы были годуновской вотчиной. Сохранившийся храм, построенный в XVI веке при Годунове, был приходской церковью Захарова, так что вся семья Пушкиных часто бывала здесь на богослужениях. С Вяземами связаны начальные этапы пушкинского образования. Начитанность Пушкина поразила его будущих товарищей-лицеистов при знакомстве с ним. "Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали", - вспоминал И. Пущин. Одним из источников этой начитанности несомненно послужила библиотека в Вяземах.

В пушкинское время Вяземы уже были своеобразным фамильным музеем Голицыных с богатой художественной коллекцией, картинной галереей, обширной библиотекой. Очагом культуры, сопоставимым с юсуповским Архангельским. Библиотека была собрана в начале XIX века и содержала более 30 тысяч томов. Ее создателем был тогдашний владелец усадьбы Борис Владимирович Голицын, приятель поэтов Г.Р.Державина, А.Ф.Мерзлякова, сын княгини Натальи Петровны Голицыной - той самой, что послужила прообразом старой графини в "Пиковой даме".

Вот что писал о вяземской библиотеке в середине прошлого века профессор Московского университета С.П.Шевырев (живший тогда в Вяземах) в предисловии к своей книге "История русской словесности": "... Библиотека особенно замечательна собранием книг, изданных при Петре Великом в Голландии, Москве и Петербурге... Здесь находятся: полный экземпляр Нового Завета 1717-1719 годов, издание, как известно, довольно редкое; собрание Ведомостей, ... французский перевод новелл Боккаччио 1414 года..." Нужно добавить, что в русском и иностранном залах вяземской библиотеки помимо уникальных изданий хранились рукописи XVI-XVII столетий.

К сожалению, приходится заметить, что до сих пор в пушкиноведении, несмотря на многогранность исследований, не прозвучала достойная оценка подлинной роли этой усадьбы пушкинского детства в становлении характера поэта, развитии высокого духа его личности, зарождении и расцвете его поэтического дара. Отсутствие естественного, казалось бы, интереса к долицейской поре его жизни объяснялось отчасти существовавшими в литературоведении штампами: «Пушкин был человек без детства», «детство он вычеркнул из своей жизни» и т. п. А ведь именно в Захарове - все истоки его творчества, все корни его поэзии; здесь родилась сущность души и характера будущего поэта... Захарове - поэтическая его колыбель! Как прав К. Паустовский: «Все мы родом из своего детства».

«Пушкин развивался стремительно», - заметил Ю. М. Лотман. Что же способствовало раннему и быстрому развитию будущего Гения? Сочетание, слияние в воспитании с самого раннего детства трех культур; двух русских: традиционной, дворянской (древнего рода) и самобытной, истинно народной (с непосредственным восприятием крестьянского деревенского быта), и третьей - европейской (с преобладанием изысканной и утонченной французской). Это средоточие и взаимовлияние культур явилось основой, предопределением для гармоничного, глубокого и полного развития личности и творческой воли поэта, который уже в юности определил для себя четкую цель: «В просвещении стать с веком наравне».

В этом слиянии культур, с доминирующей русской - истоки, сотворение, созидание личности. «Отсюда и удивительная многогранность цельной личности поэта, его одухотворенность, возвышенность мыслей, чувств и стремлении, и... его «приземленность»; редкая теплота его облика, простота в общении, чуткая человечность. Доброта... Поэтическая гармония души и - «противоречия страстей». И когда осознаешь «великость, своеобразие и обаятельность» личности Пушкина, - ближе и понятнее становится Муза поэта, «человечная, гуманная, вся проникнутая любовью ко всему живущему» (Б. В. Модзалевский).

Видный мыслитель русского Зарубежья архимандрит Константин (Зайцев) рассуждает о «явлении Пушкина»: «Он был утонченнейшим западником, проникавшим в сокровенные глубины западной культуры... Но везде и всегда он оставался русским. Он был русским в самой сердцевине своего духа» И корни этой «русскости» пушкинской души, безусловно, в бабушкином Захарове.

В архивных материалах 1800 года упоминается усадебный деревянный дом «со службами о двух этажах». В 1804 году бабушка А. С. Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал после продажи доставшегося ей от Ганнибалов поместья Кобрино покупает сельцо Захарово с 73 душами крепостных за 28 тысяч рублей у вдовы надворного советника Е. А. Тиньковой. С1805 по 1810 год в бабушкиной усадьбе каждое лето проводит семья Пушкиных. В Захарове прошла значительная часть детства будущего поэта: семья гостила здесь с мая по октябрь, а также зимой 1808-1809 годов. В 1807 году, согласно архивным документам, М. А. Ганнибал ремонтирует и частично перестраивает дом.

Во времена А. С. Пушкина по бокам дома находились два флигеля, один из которых занимали дети с гувернанткой, няней, дядькой и остальным штатом прислуги. Позже Пушкин вспоминал лето в Захарове: «...тесный домик, рощи темны, / Калитку, садик, ближний пруд...».

Первый поэтический лепет будущего великого русского национального поэта А. С. Пушкина пробился стихами именно в Захарове! Ганнибалова подмосковная усадьба, поэтическая «детская», - пенаты будущего гения. И Сонечка Сушкова - это его девочка-Муза.

Здесь, в Захарове, родилось «живое расположение души к творчеству», первые детские стихи, первые короткие забавные пьесы... Юный критик рядом - любимая сестра Ольга.

И в лицейском «Послании к Юдину», и позже - в других лирических шедеврах, романе «Евгений Онегин» восторженно звучит тема первой ранней любви в воспоминаниях о захаровском детстве:

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час…

С младенчества дух песен в нас горел

И дивное волненье мы познали…

Мои счастливейшие дни…

«Захаровский» возраст мальчика - годы становления характера. Именно в Захарове замкнутость ребенка сменилась радушием, благожелательностью, благорасположением к людям. Современники не раз отмечали эти основные черты пушкинского душевного облика.

Поэт, историк литературы С. П. Шевырев, современник Пушкина, пишет о Захарове: «Деревня была богатая: в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления». В московском доме в обращении родителей с детьми был принят французский язык. Здесь, в Захарове, в первой деревне, узнанной им в детстве, Пушкин впервые мог наблюдать народный быт, услышал народную песню, здесь он постигал богатства русского языка.

Семья Пушкиных часто посещала соседнее с Захаровом село Вяземы. Здесь входила в жизнь Пушкина история. Мальчик видел древний собор годуновского времени, слышал романтические легенды и старинные предания о Борисе Годунове и Лжедмитрии, о «смутном времени». Эти впечатления, поразившие детское воображение поэта, стали основой трагедии «Борис Годунов». Не случайно в этом произведении Пушкин упоминает здешние селения.

И не только в «Борисе Годунове», но и в «Дубровском», в «Истории села Горюхина», «Повестях Белкина» упоминаются местные названия окружающих деревень - Захарово, Хлюпино, Шарапово, Колбино. Так, в «Барышне-крестьянке» служанка Настя рассказывает об именинах: «Пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские». Описание помещичьих усадеб, а также насаждений и планировки усадебных парков в «Истории села Горюхина» (1830) и «Дубровском» (1833) удивительно напоминают Захарово, которое Пушкин вновь посетил в 1830 году.

Любовь к деревне сохранилась у Пушкина на всю жизнь. В 1834 году он писал из Петербурга жене: «Да кабы мог остаться в одной из ваших деревень под Москвою, так бы Богу свечку поставил»; «Я деревенскую жизнь очень люблю», - признается он Дельвигу.

Это - «цветущие поля захарьинские», воспетые поэтом, подлинные мемориальные ландшафты, которые сохраняются уже почти 200 лет.

Все очарование русской природы можно почувствовать в пушкинской усадьбе... И сейчас Захарово - особый, целостный, подлинный мир пушкинского детства, который поэт любил всю жизнь. Парк и окрестности - это изменчивое, но настоящее, что осталось здесь пушкинского. Подмосковная усадьба Захарово - достоверный мемориал детства великого русского поэта, его родной дом, - как известно, единственный в России. Единственный точный адрес пушкинского детства.

Еще одна усадьба в жизни поэта. Михайловское…

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения "Простите, верные дубравы!" и кончая глубоко прочувствованными стихами "Вновь я посетил", написанными незадолго до гибели, пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому - "обители трудов и чистых нег".
В Михайловском Пушкин стал поистине "богатырем духовным". Здесь, в "деревенском кабинете", он создал драму "Борис Годунов", сатирическую поэму "Граф Нулин", антикрепостническую "Деревню", а также автобиографические "Записки", "деревенские главы "Евгения Онегина", такие шедевры лирики, как "Я помню чудное мгновенье", "Андрей Шенье", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Сожженное письмо", "Талисман", "19 октября", "Зимний вечер", "Признание" и другие, - в общей сложности более ста произведений.

Благотворное общение с местными псковскими крестьянами, с родной природой, бережное и вдумчивое восприятие устного народного поэтического творчества, глубокое знание деревенской помещичьей и крестьянской жизни помогали Пушкину находить здесь новые поэтические образы, темы, сюжеты.
О поэтическом интересе Пушкина к Михайловскому свидетельствовали его современники. Так, друг поэта И.И.Пущин в своих воспоминаниях о нем отмечает, что из-за зимней поры "не мог познакомиться с местностью Михайловского, так живо им воспетой ..."
А.И.Тургенев упоминал в письме к брату о возвращении поэта из Михайловского в 1819 году: "Пушкин возвратился из деревни, которую описал". А потом, чуть ли не через двадцать лет он же, похоронив Пушкина в Святогорском монастыре, заехал в Михайловское, осмотрел его и вскоре написал об этом своей сестре: "Я посетил Михайловское, столько раз им воспетое".

Произведения Пушкина, родившиеся в псковской деревне, с полным основанием можно назвать своеобразным его поэтическим путеводителем по сегодняшнему заповедному Михайловскому.

И во много раз возрастает их художественная сила для тех, кто побывал в заповедных пушкинских местах; кто по-настоящему ощутил любовь Пушкина к этому уголку земли - "стране родной".
Михайловское входило в состав земель, пожалованных Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 года прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу за верное служение Отечеству. После его смерти (в 1781 года) эти земли были поделены между его тремя сыновьями. Одному из них, Осипу Абрамовичу, досталась по раздельному акту "деревня Устье, что ныне называется сельцо Михайловское" с деревнями. Выйдя с военной службы в отставку, Осип Абрамович последние годы своей жизни провел почти безвыездно в Михайловском, где в конце XVIII века и создал усадьбу: построил барский дом, хозяйственные службы, разбил парк.

Мать поэта Надежда Осиповна, ставшая с 1818 года владелицей Михайловского часто приезжала сюда в последующие годы со своей семьей провести летние месяцы. Здесь в конце лета 1824 года Пушкины встретили своего старшего сына Александра, приехавшего из Одессы в "далекий северный уезд" отбывать по распоряжению властей ссылку.
Долгое время, с 1866 по 1899 г.г. в Михайловском жил младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин. Обветшавший к моменту его приезда дом он продал на слом, построив новый несколько иной архитектуры, сохранив, однако, фундамент прежнего дома. Впоследствии михайловский дом дважды горел (в 1908 и 1918 г.г.), но каждый раз восстанавливался.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистские оккупанты уничтожили усадебные постройки Михайловского, похитили музейные ценности, вырубили сотни деревьев в заповедных парках. После окончания войны были приняты все меры, чтобы вернуть Пушкинский Заповедник к жизни. Уже в 1949 г., к 150-летней годовщине со дня рождения поэта, он был в основном восстановлен, тогда же открыл свои двери возрожденный Дом-музей А.С.Пушкина.

Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я - когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был -
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; - годы
Промчалися - и вы во мне прияли
Усталого пришельца.


В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", с конца 3-й и по начало 7-й главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.
При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать, однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.". "Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.
Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения "Деревня" и "Домовому":

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...


Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
"Бешенство скуки пожирает мое глупое существование", - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.
Друзья стараются успокоить его. "На все, что с тобою случилось, и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В.А.Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство".
Тем временем Пушкин и сам заметил: "Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман" ("Евгений Онегин").
Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:


Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня.
И я воскрес душой.


"Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.
На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы "Борис Годунов", которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно "смиренный и величавый" образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы." ( Митрополит Анастасий (Грибановский).
Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).
Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту "краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России" (А.И. Тургенев).
Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа.
Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией "Борис Годунов", П.А. Вяземский писал: "... ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал".
В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился "вольным в покинутую тюрьму" и провел в Михайловском около месяца.
В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навести Алексей Вульф из Тригорского: "По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. ... Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал." Речь здесь о первом прозаическом произведении поэта Пушкина - романа "Арап Петра Великого".
Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе "Арап Петра Великого" Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над "Историей Петра Великого". В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.
Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал "про стародавних бар рассказы" от старых слуг Ганнибала.
Впервые в жизни постоянное пребывание на отчизной земле, вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.
Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.
Это - творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина.
В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.
Через несколько месяцев 6 февраля 1837г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.
Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.

Живу, пишу не для похвал.
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук ...

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.

Понятия "Пушкин" и «русская дворянская усадьба» настолько прочно связаны в нашем сознании, что не требуется никакой дополнительной аргументации для их соединения. В родовых родительских усадьбах писатель бывал на протяжении всей своей жизни. В 1805-1818 годах проводил лето мальчиком в Захарове под Москвой и приезжал туда в 1830 году. Всем памятно Михайловское, которое он посетил в 1817 году, затем его ссылка туда в 1824-1826 годах, приезд в 1835 году; две знаменитые Болдинские осени; наконец, обретенный вечный покой в Святых Горах, рядом с «милым пределом». Детство его прошло в «садах Лицея», в великолепной дворцовой усадьбе Царского Села, которое стало для поэта «отечеством». Скорее удивительно другое - что до сих пор нет ни одного труда, специально посвященного этой само собой разумеющейся теме. Она весьма объемна, поэтому в качестве первого шага в данной статье мы сосредоточимся на лирике поэта.

Русская провинциальная дворянская усадьба понимается в современной культурологии как символ русской национальной культуры. Усадьба несет в себе мировоззренческую функцию, являясь «опредмеченно» моделью миропонимания дворянина, диктующей свои формы поведения. Духовная сущность усадьбы представляется в разнообразных воплощениях: предметно-пространственном (здания, сады, планировка, бытовые предметы), социокультурном (взаимоотношения господ и дворовых, разных поколений семьи владельца и т.п.), вербально-художественном (произведения литературы, музыки, живописи, созданные в усадьбе). В этом случае творчество писателя может рассматриваться как одно из проявлений заложенной в усадьбе сущности, духовного микрокосма.

Принципы бытия русской провинциальной усадьбы сопрягаются с основополагающими чертами русской ментальности: пребывание как способ постижения и общения с миром. и обновление как способ изменения окружающей действительности.

Принцип пребывания - один из коренных для русской провинциальной усадьбы. Корни его идут в средние века, когда личность русского человека не вычленялась из единой родовой личности. Как замечает академик А.М.Лэнченко; «Считалось, что потомки как эхо повторяют предков, что существует общая для всех поколений родовая судьба, что индивидуальная судьба всецело ей подчинена... Каждый человек осмыслял себя как члена рода, родовую личность, а главной целью жизни становилось сохранение традиций рода. Не посрамить предков - вот основная доблесть и добродетель человека. Поэтому любое изменение внешних обстоятельств, атрибутики, планировки комнат в доме, расположения построек на дворе воспринималось как потрясение устоев, событие усадебной жизни, влекущее за собой изменения в поведении и мироощущении. Именно в силу этого пребывание, то есть нежелательность изменений, соблюдение родительских, родовых правил и норм жизни, и стало одним из основных принципов жизни старой русской провинциальной усадьбы. Особенно сильно это проявлялось в родовых усадьбах, так как именно здесь зримо и вещественно выражена связь поколений.

Сравним эти обстоятельства с Захаровым, куда мальчика Пушкина привозили на лето. Захаровское детство неразрывно связано с расположенным в двух верстах селом Большие Вяэемы. Эти места помнили Смутное время. Некогда Вязе мы были годуновской вотчиной (отсюда в «Борисе Годунове» хозяйка корчмы упоминает Захарово, объясняя Отрепьеву дорогу. Упоминаются захаровские окрестности и в «Истории села Горюхина»). Сохранившийся Преображенский храм, построенный в XVI веке при Годунове, был приходской церковью Захарова, так что вся семья Пушкиных бывала здесь на богослужениях. Здесь же у ограды - могила Николеньки, младшего брата поэта, умершего в Захарове а раннем детстве.

В конце XVII века Большие Вяземы были подарены Петром I его сподвижнику Б.А.Голицыну. Сохранившийся (правда, в перестроенном виде) дом, возможно, помнит приезды Петра I. Голицыны завершили благоустройство усадьбы, начатое Годуновым, и к концу XVIII века Вяземы - великолепный дворцово-парковый ансамбль, один из самых значительных среди русских усадеб классицизма. Его хозяева Голицыны не только хорошо знакомы с родителями Пушкина, но и являлись их дальними родственниками. Здесь находилась роскошная библиотека, поэт постоянно бывал мальчиком в этой усадьбе.

Уже не просто мечта об упокоении не в одиночестве, а среди близких и родных душ, а понимание родовой связи предков и потомков как основы достоинства, самостоянья человека, мерила его значения, и как условие жизни в этом мире. В таком определении духовной сущности усадьбы мы видим отражение присущего Пушкину чувства историзма, ощущения Истории. Исследователь констатирует"История воспринималась им не как абстракция, не в качестве отвлеченной идеи, а как живая связь живых людей, живущих в одних и тех же родных местах, вырастающих и умирающих в одном и том же кладбище». Таковым местом является родовая усадьба и родовое сельское кладбище.

В стихотворении "...Вновь я посетил* (1835), по нашему мнению, выражен как бы апофеоз духовного микрокосма усадьбы в пушкинском понимании. Как все изменяется: лепет ручья будит воспоминания не об уединенном размышлении с книгой на его берегах, а о рассказах няни, затверженных от малых лет, но все приятных сердцу, как шум привычный и однообразный любимого ручья. Весьма продуктивно для нашей темы сравнение окончания стихотворения в ранней и поздней редакциях В первом варианте:

Но здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия, как ангел утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой.

В окончательной редакции:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда...

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Новаторство как антиномия обновлению в рассматриваемом нами аспекте исторической родовой усадьбы - это обрыв связи с предками, обрыв корней. Обновление применительно к данной форме воплощения духовного микрокосма усадьбы - непрерывная цепь предков и потомков, «опредмеченным», овеществленным результатом деятельности которых и является родовая усадьба, где с изменениями, но узнаются одни и те же родовые семейные черты. В рукописи «одного из самых задушевных своих стихотворений», обращенного к жене, «Пора, мой друг, пора!..» 1834 года есть план его продолжения: «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь etc. - религия, смерть». В этом перечислении поэт обозначил главные для него категории усадебной жизни, определяющие ее микрокосм. Можно вспомнить и русскую душою Татьяну, для которой усадебные ценности - полка книг, дикий сад, смиренное кладбище - перевешивают весь этот шум, и блеск, и чад светского Петербурга. Одно из последних стихотворений Пушкина построено на антитезе городского петербургского и сельского родового кладбище («Когда за городом, задумчив, я брожу...», 1836):

Когда за городом, задумчив, я брожу

И на публичное кладбище захожу,

Решетки, столбики, нарядные гробницы,

Под коими гниют все мертвецы столицы...

Такие смутные мне мысли все наводит,

Что злое на меня уныние находит.

Хоть плюнуть да бежать...

Но как же любо мне

Осеннею трои, в вечерней тишине,

В деревне посещать кладбище родовое,

Где дремлют мертвые

в торжественном покое...

Близ камней вековых,

покрытых желтый мохом,

Проходит селянин с молитвой и со вздохом;

На место праздных урн и мелких пирамид,

Безносых гениев, растрепанных харит

Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя...

Этот дуб отсылает нас сразу к Лермонтову, к его мечтам о темном склоняющемся и шумящем над могилой дубе («Выхожу один я на дорогу...»). Но эта схожесть обманчива. Дуб в русской поэзии с времен классицизма - символ вечности, памяти. Но у Лермонтова он шумит над одиноким поэтом, да и вообще вряд ли на кладбище - во всяком случае, Лермонтов не конкретизирует место своего покоя. Более того, в творчестве Лермонтова место обретения вечного покоя - это всегда одинокая могила, как в юношеских мечтах («похороните мои кости под этой сухою яблоней; положите камень...»), что можно объяснить влиянием романтической поэтики, - так в стихотворении-завещании «Выхожу один я на дорогу...», где единственно близким и родным по духу существом оказывается темный дуб, который склоняется и шумит в унисон (это важно) с дыханием лирического героя". (Сравним с равнодушной природой у Пушкина.) Именно дубу, а не отеческим могилам и бродящим рядом с ними родным душам доверяет поэт представлять себя в вечности. Он страшится забвения, но символ памяти для него - дуб, представитель вечно живой природы, причем дуб одинокий, без всякой младой поросли рядом. Совсем иное у Пушкина: младая поросль, племя младое, незнакомое, но связанное с ним единой родовой цепью, передаст память о нем следующим поколениям и далее в вечность.
Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922г. являются заповедником "Михайловское", овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Я считаю, что в таком мироощущении и осмыслении истории Пушкиным в значительной степени сказалось «выслоилось» влияние родовой русской дворянской усадьбы. В то же время через творчество Пушкина обрёл воплощение один из сакральных смыслов духовного микрокосма родовой дворянской усадьбы.


















Используемая литература.

1. Каменских О.А. (Попова О.А.) Миф дворянской усадьбы в творчестве Бунина// Периферийность к культуре XX века: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 27-28 июня 2001г. Пермь. - Пермь, 2001. - С.41-46.

2. Каменских О.А. (Попова О.А.) Бунин и Пушкин: культурный диалог. Перм. Ун-т. - Пермь, 2003.- С.113-115.

3. Попова О.А. Пространство и время в мифологическом мире дворянской усадьбы в русской литературе первой половины XX века Пермь, ПГТУ, 2002.-С. 30-31.

4. Попова О.А. Дворянская любовь в русской прозе1990-1910гг. Пермь 2005г. - С.96-96.

5. Попова О.А. Культурно-контекстуальный подход в изучение русской прозы 1990-1910гг. Пермь, 2004т - С. 254-255.

6.Попова О.А. Родовая память усадебного мира и созидательная активность личности в русской литературе первой пол. XX в. //Родовое сознание и духовное предпринимательство: Материалы международной молодежной научно-практической конференции. 27-30 марта 2002 г. /Пермь. - Пермь: Изд-во ПРИПТ, 2002.- С. 205-207.


© 2010-2022