- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока с использованием ТРКМ
Конспект урока с использованием ТРКМ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова М.М. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Петрова Маргарита Михайловна
Конспект урока с использованием технологии критического мышления.
Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».
Цели:дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.
Задачи:
1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.
2.Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
Ход урока
Стадия вызова.
1. Орг. момент
- Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
2.Минутка чистописания (выполняется в рабочей тетради)
- Прочитайте слова. Какие из них вам непонятны?
Кран, рупор, кино, ноты, панно, мост.
- Какая буква повторяется в словах пять раз? Запишем её в сочетании с гласными.
но ня ны на ну
он ян ын ан ун
Пока дети пишут, появляется карточка: нн
- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
На доске учитель открывает слова: сон, осень, луна.
- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной (сонный, осенний, лунный)
Взаимопроверка выполнения задания.
3. Актуализация опорных знаний.
- А сейчас мы станем исследователями.
- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.
-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? ( имя прилагательное)
Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".
- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)
З - что мы знаем про имя прилагательное?
Х - что хотим узнать?
У - что мы узнали
Работа в группах, проверка выполнения задания.
З - что мы знаем про имя прилагательное
Х - что хотим узнать?
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Зачем используется в речи?
Сообщение темы и целей урока.
На доске появляется тема урока
- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?
Стадия осмысления.
Основная часть урока:
4. Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью прилагательных в речи.
Задание 1
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
1 текст: В лесах живут олени. Это животные с рогами.
2 текст: В больших непроходимых лесах живут благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми рогами.
- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?
- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
Задание 2.
- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.
Образец: голодный как волк.
г...лодный лиса
неуклюж...й волк
трусливый м...две...
к...лючий за...ц
хитрый ё...
- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)
Задание 3
Мягкие лапки, на лапках - царапки. Кто это?(кот)
Подготовьте устное описание животного.
- 1 группа: опишите животное,
используя только существительные.
- 2 группа: описывают животное, используя существительные и прилагательные.
- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?
- Чьё описание оказалось более точным?
- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)
Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые ?
Тонкие ?
С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?
Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?
Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?
Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?
Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?
Группы озвучивают свои вопросы
Заключительная часть урока:
5. Стадия рефлексии.
- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.
Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"
З - что мы знаем про имя прилагательное
Х - что хотим узнать?
У - что мы узнали
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Зачем используется в речи?
Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.
Речь человека становится яркой. Образной.
6.Домашнее задание.
Дополнить историю прилагательными:
Однажды три… друга пошли в… лес за … грибами. Светило … солнце, в … небе плыли… облака, и … птицы пели… песни. День был… . Вдруг набежали … тучи, и пошёл … дождь. Друзья укрылись под … деревом, подождали, пока кончится дождь и вернулись домой.