Конспект урока с использованием ТРКМ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петрова Маргарита Михайловна

Конспект урока с использованием технологии критического мышления.

Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».

Цели:дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

2.Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

Стадия вызова.

1. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

2.Минутка чистописания (выполняется в рабочей тетради)

- Прочитайте слова. Какие из них вам непонятны?

Кран, рупор, кино, ноты, панно, мост.

- Какая буква повторяется в словах пять раз? Запишем её в сочетании с гласными.

но ня ны на ну

он ян ын ан ун

Пока дети пишут, появляется карточка: нн

- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.

На доске учитель открывает слова: сон, осень, луна.

- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной (сонный, осенний, лунный)

Взаимопроверка выполнения задания.

3. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас мы станем исследователями.

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? ( имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем про имя прилагательное?

Х - что хотим узнать?

У - что мы узнали

Работа в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем про имя прилагательное

Х - что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?

Стадия осмысления.

Основная часть урока:

4. Работа по проблеме урока.

Наблюдения над ролью прилагательных в речи.

Задание 1

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

1 текст: В лесах живут олени. Это животные с рогами.

2 текст: В больших непроходимых лесах живут благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми рогами.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
Задание 2.

- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

г...лодный лиса

неуклюж...й волк

трусливый м...две...

к...лючий за...ц

хитрый ё...

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

Задание 3

Мягкие лапки, на лапках - царапки. Кто это?(кот)

Подготовьте устное описание животного.

- 1 группа: опишите животное,

используя только существительные.

- 2 группа: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые ?

Тонкие ?

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

Заключительная часть урока:

5. Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"

З - что мы знаем про имя прилагательное

Х - что хотим узнать?

У - что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

6.Домашнее задание.

Дополнить историю прилагательными:

Однажды три… друга пошли в… лес за … грибами. Светило … солнце, в … небе плыли… облака, и … птицы пели… песни. День был… . Вдруг набежали … тучи, и пошёл … дождь. Друзья укрылись под … деревом, подождали, пока кончится дождь и вернулись домой.


© 2010-2022