Рабочая программа по русскому языку 3 класс Гармония

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357; авторской программы по русскому языку автора М.С.Соловейчик по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г., Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ АШИ, Учебного плана МКОУ АШИ

Класс, в котором будет реализовываться программа, состоит из детей - ненцев, родной язык которых- ненецкий. Есть дети, проживающие с рождения в тундре, понимают в основном обиходную речь (на ненецком языке), не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Часть учащихся проживают в поселке, тем не менее, словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке, недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Они не могут правильно строить предложения, не владеют навыками связной речи. Одной из главных задач этого предмета является общеречевая подготовка детей, развитие интеллекта как показателя их общего развития.

Данная программа предназначена для работы по учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012г,включенному в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

- создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

- обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Задачи курса:

Обучающие:

- формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;

Развивающие:

- формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

- совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Воспитывающие:

- привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю;

- формирование заботливого отношения к качеству своей речи;

- формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

Общая характеристика учебного предмета

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания - необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых - формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых- совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.

Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим, в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

- формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык - это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме - второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» во 3 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недели)

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта МКОУ АШИ.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются УУД. Дано учебно - методическое обеспечение.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия, как основа умения учиться.

Личностные результаты

Будут сформированы:

  • Представление о русском языке как языке своей страны;

  • Осознание языка как средство устного и письменного общения;

  • Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

  • Элементы коммуникативного и познавательного мотивов изучения предмета;

  • Становление положительного отношения к учению.


Метапредметные результаты


Научатся:

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать в сотрудничестве свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач;

  • Действовать по намеченному плану, в том числе в алгоритмичном виде;

  • Выполнять учебные действия в речевой или умственной форме;

  • Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы;

  • Оценивать свои действия.

Познавательные универсальные учебные действия


Научатся:

  • Целенаправленно слушать учителя и одноклассников, принимать информацию;

  • Читать и понимать указанный текст;

  • Понимать информацию, представленную в модельном, табличном виде, переводить ее в словесную форму и использовать для решения практических задач;

  • Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки;

  • Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы.

Предметные результаты


  • Овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка;

  • Освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста;

  • Овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма;

  • Приобретут опыт изучающего и поискового чтения, а также правильного речевого поведения;

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Знаем - повторим, не знаем - узнаем. ( 18 часов)

Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) - термины факультативны. Сочетания 'оро_, _ра_, _оло_, _ла_, _ере_,_ре_ как полногласные и неполногласные (термины факультативны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цыи цив корнях слов и в окончаниях. Суффиксы 'ек, _ик, их значение и правописание. (Вопросы орфографии на уровне знакомства.)

2.Морфология.Каждое слово - часть речи( 26 часов)Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол,имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов.

Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.

3.Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол (25 ч). Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных. Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временны.х форм в речи. Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (посла.ла, начала. и т. п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвони.шь, включи.шьи др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2'го л. ед.ч. (общее знакомство).

Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: тьсяили тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть,обидЕтьи т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.

4.Что мы знаем о частях речи?( 15 часов)

Имя существительное и имя прилагательное.

Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко). Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.

Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного отимени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.

Личные местоимения как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3'го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами. Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.

Имя числительное как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.

5.Возвращение к разговору о предложении. (19 часов)Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении; вопросы от слова к словупо смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

6. И вновь о частях речи(17часов). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.Строение текста, включающего несколько подтем.

План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

7.Обо всём, что мы теперь знаем (17 часов)Повторение изученного.Повторение общихсведений о частях речи и предложении. Повторение различных видов разбора. Повторение грамматических признаков частей речи и строения слова. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач ( «Что ты знаешь о словах?»). Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Совершенствование орфографических умений.

8.Продолжаем учиться хорошей речи (18 часов)

- Осознание языка как средства общения, а себя - как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка, желание их использовать. Осознание необходимости контроля за своей речью.

- Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои практические действия и переводить их в словесную форму. Планировать речевые действия по подготовке пересказа или созданию своего текста и выполнять намеченный план. Выполнять необходимые учебные действия в умственной форме. Осуществлять взаимоконтроль. Контролировать и оценивать свои речевые действия как по ходу их выполнения, так и после завершения.

- Понимая учебную задачу, слушать учителя и одноклассников. Понимать прочитанное, а также информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в форму словесную. Пользоваться различными видами помощи, в том числе представленной группами ключевых слов. Осознавать общий способ решения речевой задачи.

Осуществлять анализ, сравнение, преобразование, конструирование, а также оценку созданного речевого продукта.

- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, осуществлять взаимопомощь; задавать вопросы и отвечать на них; высказывать свою точку зрения.

Понимать зависимость характера речи от задач и условий общения. Учитывать при создании высказывания характер адресата и решаемую речевую задачу. Определять содержание своего высказывания, последовательность мыслей, раскрываемую главную мысль, выбирать средства языка с учётом задач и условий общения. Соотносить созданное речевое произведение с замыслом, с речевой ситуацией и при необходимости совершенствовать написанное

9.Подводим итоги, строим планы (15 часов)

Обучающиеся должны знать:

- названия изученных частей речи, их значение, вопросы к словам и особенности изменения;

- названия главных членов предложения и способ их нахождения;

- изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ(диктант)

Другой вид работы (Словарная работа)

Другой вид работы (тестовая работа)

Другой вид работы (контрольное списывание)

1.Знаем - повторим, не знаем - узнаем.

18

1

1

1


2.Морфология. Каждое слово - часть речи.

26

1

1

2

1

3.Продлолжаем знакомиться с частями речи. Глагол.

25

2

1

2

1

4.Что мы знаем о частях речи?

15




1

5.Возвращаемся к разговору о предложении.

19

1

1

1


6.И вновь о частях речи.

17

1

1

1


7.Обо всём, что мы теперь знаем.

17

1

1

1

1

18. Продолжаем учиться хорошей речи.

18



1

1

19. Подводим итоги, строим планы.

15

























Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу года обучающиеся должны знать:

- основной признак словосочетания: подчинение одного слова другому;

- признаки изученных частей речи; способы определения склонения у имен существительных и спряжения у глаголов;

- способы действия для правильного выбора буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных и личных окончаниях глаголов.

В процессе обучения должны формироваться умения:

а) речевые:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, создавая принятые правила поведения во время беседы, спора;

- соблюдать правила произношения, образования и изменения слов;

- обдумывать построение предложений при создании письменных текстов;

- озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового или составляемого текста;

- письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием;

- создавать тексты освоенных жанров, раскрывать в них тему и определенную мысль;

- пунктуационно правильно оформлять границы мыслей;

б) языковые:

- различать в слове значение основы и окончания;

- разграничивать слова по частям речи, пользуясь комплексом грамматических признаков;

- определять склонение имен существительных;

- правильно изменять слова по падежам и включать их в словосочетания;

- строить словосочетания, подчиняя имена прилагательные именам существительным в роде, числе и падеже;

- отличать имена числительные от других частей речи;

- правильно образовывать падежные формы личных местоимений, в том числе с предлогами;

- определять спряжение глагола по ударным окончаниям, при безударных - по неопределенной форме;

- устанавливать связи слов в предложении;

- давать синтаксическую характеристику простого двусоставного предложения;

- различать простые предложения с однородными членами и сложные, аргументировать решение;

в) орфографические:

-обнаруживать все орфограммы;

- решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов;

- правильно писать наречия, числительные, глаголы в неопределенной форме, опираясь на словарь учебника;

- списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов;

- проверять написание, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами.

СВЕДЕНИЯ

О КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТЫ

Четверть



Формы

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Количество

Контрольное списывание

1

2


2

5

Тест

3

2

2

2

9

Словарная работа

2

1

2

1

6

Диктант

2

2

2

1

7



Литература и средства обучения

1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса в 2-х частях «Ассоциация XXI» 2013

2.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 класса в 3-х частях «Ассоциация XXI» 2013

3.Корешкова Т.В Тестовые задания по русскому языку в 2-х частях «Ассоциация XXI» 2013

4.Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.В. Никифорова.-5-е изд.,перераб. -М.: ВАКО, 2013.-80с.-(Контрольно измерительные материалы).

5.Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ А.О. Орг, Н.Г. Белицкая.- 3-изд., стереотип.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.



Материально - технические ресурсы

  1. Справочные пособия, словари.

Бондаренко А.А. Пишу правильно: орфографический словарь. - М, 2004.

Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. - М., 1989.

Славная М.В. Пиши без ошибок: орфографический словарик школьника. - СПб, 2003.

2.Интернет- ресурсы.

1. Презентации уроков « Начальная школа». - Режим доступа: nachalka. Info/about/193

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку):- Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

3. Справочно - информационный Интернет - портал « Русский язык». - Режим доступа: gramota.ru


Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Повторе

ние пройден

ного материала

Дата проведения

План

Факт

Знаем - повторим, не знаем - узнаем. Повторение. ( 18 часов )

1


Повторение изученного.

Воспоминания о лете.

Обучение написанию текста-описания.



Повторение

Работать с учебником. Составлять рассказ по определённой теме, искать логику в передаче содержания текста, правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударение в них, составлять предложение со словами определённого значения, корректировать свой текст. Решать орфографические задачи.

Орфографическая работа

01.09


2

Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи.

Повторение

Составлять рассказ по определённой теме, искать логику в передаче содержания текста, правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударение в них, составлять предложение со словами определённого значения, корректировать свой текст. Решать орфографические задачи.

Орфографическая работа

02.09


3

Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи.

Повторение

Составлять рассказ по определённой теме, искать логику в передаче содержания текста, правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударение в них, составлять предложение со словами определённого значения, корректировать свой текст. Решать орфографические задачи.

Орфографическая работа

03.09


4

Какие есть значения у слова.

Знакомство с понятием «основа слова»; с двумя значениями слова: основа и окончание.

Повторение

Понимать понятие «основа слова», значение окончания. Основы, признаки родственных слов. Сопоставлять слова.

Строение слова


04.09


5

Какие есть значения у слова.

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова».

Повторение

Правильно употреблять слова в речи, ставить ударение в них; находить основу в словах. Решать орфографические задачи

Строение слова

07.09


6

Повторение изученного по орфографии. Решаем орфографические задачи: известные и новые.

Повторение

Правильно употреблять слова в речи, ставить ударение в них; находить основу в словах. Решать орфографические задачи.

Орфографическая минутка.

08.09


7

Как быть, если в корне не одна орфограмма?

Повторение

Правильно употреблять слова в речи, ставить ударение в них; находить основу в словах. Решать орфографические задачи.

Орфографическая минутка.

09.09


8

Открываем ещё два секрета письма. Правописание суффиксов -ек-, -ик-.

Повторение

Иметь представление о роли суффиксов в речи. Решать орфографическую задачу в правописании суффиксов

-ик; -ек

Правописание суффиксов

10.09


9

Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци-.

Повторение

Решать задачу написания сочетаний -цы-, -ци-.

Предупреждать ошибки в написании таких слов. Работать над повышением общей культуры речи грамотности.

Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци-

11.09


10

Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци-.

Обобщение

Решать задачу написания сочетаний -цы-, -ци-.

Предупреждать ошибки в написании таких слов. Работать над повышением общей культуры речи грамотности.

Правописание ударных и безудар

ных сочетаний -цы-, -ци-

14.09


11

Знакомство со сложными словами. Может ли в слове быть два корня..


Изучение нового материала

Решать орфографические задачи, писать слова под диктовку, подчёркивая «общую» для всех орфограмму. Определять способы образования слов. Составлять и записывать сложные слова, выделять корни.

Орфографическая минутка.

15.09


12

Может ли быть в слове два корня.

Повторение

Решать орфографические задачи, писать слова под диктовку, подчёркивая «общую» для всех орфограмму. Определять способы образования слов. Составлять и записывать сложные слова, выделять корни.

Строение слова

16.09


13

Словарный диктант. Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

Обобщение

Находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи на изученные правила

Строение слова


17.09


14

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

Обобщение

Находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи на изученные правила

Орфографическая минутка

18.09


15

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

Обобщение

Находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи на изученные правила

Орфографическая минутка

21 .09


16

Диктант по теме

« Повторение».

Контроль ЗУН

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Орфографическая минутка

22.09


17

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

Обобщение

Находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи на изученные правила

Орфографическая минутка

23.09


18

Тестовая работа по теме

« Повторение».

тест

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


24.09


Морфология. Каждое слово - часть речи (26ч.)

19

В какие группы объединили слова? Представление понятия «Части речи».

Объяснение нового материала

Осознавать понятие «части речи». Разграничивать слова не только по вопросам и значению, но и по особенностям изменения. Решать орфографические задачи письма.

Орфографическая минутка.

25.09


20

Знакомство с названиями частей речи.

Объяснение нового материала

Объяснять, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга. Различать части речи: существительное, прилагательное, глагол. местоимение.

Строение слова

28.09


21

Знакомство с названиями частей речи. Всему название дано.

Объяснение нового материала

Объяснять, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга. Различать части речи.существительное, прилагательное, глагол. местоимение.

Строение слова

29.09


22

Знакомство с понятием «местоимение» (слова-указатели).

Объяснение нового материала

Объяснять, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга. Различать части речи. существительное, прилагательное, глагол. местоимение.

Строение слова


30.10


23

Контрольное списывание.

Контроль знаний умений и навыков

Находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи на изученные правила

Самопро

верка

01.10


24

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Объяснение нового материала

Выделять в тексте предлоги, союзы, частицы. Делить все части речи на самостоятельные и служебные. Решать орфографические задачи на изученные правила

Понятие «местоимение» (слова-указатели).

02.10


25

Правописание служебных частей речи.

Объяснение нового материала

Выделять в тексте предлоги, союзы, частицы. Делить все части речи на самостоятельные и служебные. Решать орфографические задачи на изученные правила

Слова-помощни

ки.

05.10


26

Правописание служебных частей речи.Словарный диктант.

Повторение

Выделять в тексте предлоги, союзы, частицы. Делить все части речи на самостоятельные и служебные. Решать орфографические задачи на изученные правила

Слова-помощ

ники.

06.10


27

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи.

Повторение

Использование слов разных групп в речи, определять части речи по их признакам.

Правописание служебных частей речи.

07.10


28

Тестовая работа по теме

« Части речи. Формы слова»


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Правописание служебных частей речи.

08.10


29

Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова.

Повторение

Объяснять, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга. Различать части речи: существительное, прилагательное, глагол. местоимение.

Правописание служебных частей речи.

09.10


30

Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

Изучение нового материала

Задавать вопросы начальной формы имени прилагательного. Распознавать различные части речи, работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; находить начальную форму прилагательного

Правописание служебных частей речи.

12.10


31

Слово и его форма.

Повторение

Задавать вопросы начально имени при й формы лагательного. Распознавать различные части речи, работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; находить начальную форму прилагательного

Правописание служебных частей речи.

13.10


32

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного.

Изучение нового материала

Определять начальную форму глагола и существительного. Задавать вопросы начальной формы имени прилагательного.Распознавать различные части речи, работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; находить начальную форму прилагательного

Слово и его форма.

14.10



33

Знакомство с начальной формой имени прилагательного.

Изучение нового материала

Определять начальную форму глагола и существительного. Задавать вопросы начальной формы имени прилагательного. Распознавать различные части речи, работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; находить начальную форму прилагательного

Слово и его форма.

Орфографическая минутка.

15.10


34

Род имен существительных.

Сравниваем имя существительное и прилагательное.


Изучение нового материала

Определять род существительного. Выделять способами определения родовых окончаний. Определять родовые окончания у имён прилагательных. Находить ошибкоопасные места в словах

Начальная форма имени прилага

тельного.

16.10


35

Зависимость рода имени прилагательного от имени существительного.

Изучение нового материала

Определять род существительного. Владеть способами определения родовых окончаний. Определять родовые окончания у имён прилагательных. Находить ошибкоопасные места в словах

Род имен существительных.

.


19.10


36

Способы определения родовых окончаний имен прилагательных.


Изучение нового материала

Определять род существительного. Владеть способами определения родовых окончаний. Определять родовые окончания у имён прилагательных. Находить «опасные» места в словах.

Самостоятельная работа. Словарная работа.

20.10


37

Изменение имен существительных и имен прилагательных по числам и родам

Изучение нового материала

Понимать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного. Определять родовые окончания у имён прилагательных.

Сравнение: имя существительное и прилагательное.

21.10


38


Закрепление по теме «Части речи».

Контроль знаний и умений

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.


22.10


39

Контрольный диктант. «Части речи»


Анализировать и характеризовать самостоятельные и служебные части речи. Решать орфографические задачи письма.


23.10


40

Тестовая работа по теме «Части речи».

Закрепле

ние

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Род имен существительных

26.10


41

Изменение глаголов прошедшего времени по родам («Чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы?»).

Изучение нового материала

Рассказывать об изменении глаголовпрошедшего временипо родам, указывать на родовые окончания. Выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу. Различать глаголы прошедшего времени; правильно находить суффикс глаголов этой формы; работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени.

Орфографическая минутка.

27.10


42

Как еще могут изменяться слова? Изменение имен существительных по падежам.


Изучение нового материала

Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы). Выполнение тренировочных упражнений в изменении имен существительных по вопросам


Изменение глаголов прошедшего времени по родам

28.10


43

Название падежей и их вопросы. Способы определения падежей.

Изучение нового материала

Изменение имен существительных по падежам.

29.10


44

Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем.

Обобщение

- Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- Пользоваться словарями, справочниками;

- Устанавливать причинно-следственные связи;

Изменение имен существительных по падежам.

30.10


Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол. (25часов)

45

Освоение способа действия для определения падежей.

Закрепле

ние

Уметь:

-распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных;

-работать по усвоению названий и вопросов падежей.

Изменение имен существительных по падежам.


09.10


46

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий.

Изучение нового материала

Значение и употребление в речи глаголов. Тренировочные упражнения в употреблении в устной и письменной речи глаголов

Орфографическая минутка.

10.11


47

Наблюдение за изменением глаголов по числам и родам или по числам и лицам.

Изучение нового материала

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Выполнение тренировочных упражнений (вставить подходящие

Орфографическая минутка.

11.11


48

Изменение глаголов по временам.

Изучение нового материала

Уметь:

- отличать одну временную форму от другой по вопросу;

- выделять в речи различные ее части (части речи)

Наблюдение за ролью глаголов в речи

12.11


49

Особенности изменения глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени. Словарный диктант.

Изучение нового материала

Наблюдения над тем, как применяются глаголы. Изменение глаголов по временам. Уточнение и обобщение сведений об изменении глаголов


Изменение глаголов по временам.

13.11


50

Как отличить глагол от других частей речи.

Изучение нового материала

Понятие: принадлежность слова к той или иной части речи.

Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления учащихся о значении глагола

Изменение глаголов по временам.

16.11


51

Как отличить глагол от других частей речи.

Изучение нового материала

Понятие: принадлежность слова к той или иной части речи.

Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления учащихся о значении глагола

Изменение глаголов по временам.

17.11


52

Знакомство с понятием «неопределенная форма» и ее двумя вопросами.

Изучение нового материала

Понятия «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способы ее нахождения. Работа над развитием орфографической зоркости

Изменение глаголов по временам.

18.11


53

Способ нахождения неопределенной формы глагола.

Изучение нового материала

Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения


Неопределенная форма глагола

19.11


54

Способ нахождения неопределенной формы глагола.

Изучение нового материала

Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения


Неопределенная форма глагола

20.11


55

Диктант по теме «Глагол. Неопределённая форма глагола».

Контроль

ЗУН

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.


23.11


56

Тестовая работа по теме «Глагол. Неопределённая форма глагола».

Тест

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


24.11


57

Прошедшее время глагола: его значение, применение и особенности изменения. Понятие о родовых окончаниях.

Изучение нового материала

Представление о временах глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Редактирование текста. Наблюдение за изменением родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени

Изменение глаголов по временам.

25.11


58

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. Обучение выбору родовых окончаний.

Закрепле

ние

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Упражнение в распознавании принадлежности слова к той или иной части речи. Разбор слов по составу. Составление таблицы изменений родовых окончаний у глаголов прошедшего времени

Изменение глаголов по временам.

26.11


59

Использование глаголов прошедшего времени в речи, работа над их правильным написанием.

Закрепле

ние

Правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала).

Тренировочные упражнения в написании глаголов прошедшего времени

Изменение глаголов по временам.

27.11


60

Использование глаголов прошедшего времени в речи, работа над их правильным написанием.

Закрепле

ние

Правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала).

Тренировочные упражнения в написании глаголов прошедшего времени

Изменение глаголов по временам.

30.12


61

Контрольное списывание.

Контроль знаний

Упражнение в правильном образовании временных форм глаголов. Выполнение работы по контрольному списыванию


01.12


62

Особенности глаголов настоящего времени, понятие о личных окончаниях.

Изучение нового материала

Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Работа по наблюдению за окончаниями глаголов настоящего времени; обсуждение сущ-

Изменение глаголов по временам.

02.12


63

Знакомство с двумя формами будущего времени.


Изучение нового материала

Обучение написанию личных окончаний глаголов настоящего времени. Работа над совершенствованием умения пользоваться приемом письма с «окошками»

Изменение глаголов по временам.

03.12


64

Обучение распознаванию глаголов будущего времени.

Закрепле

ние

Упражнение в правильном написании личных окончаний глаголов.

Развитие умения в ходе наблюдений выявлять значения глаголов будущего времени

Распознавание глаголов будущего времени.

04.12


65

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам.

Повторение

Обучение постановке глагола в начальную форму и образованию глагольных форм времени. Повторение изученного о глаголе.

Уточнение значения форм единственного и множественного числа у разных форм глагола

Повторение изученного о глаголе.

Орфографическая минутка.

07.12


66

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Повторение

Проведение тренировочного диктанта. Способы действия при решении орфографических задач


Повторение изученного о глаголе.

08.12


67

Диктант по теме «Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени».

Диктант

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.


09.12


68

Тестовая работа по теме «Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени».


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


10.12


69

Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.

Закрепле-ние

Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

11.12


Что мы знаем о частях речи? (15 часов)

70

Что мы знаем о частях речи? Какие части речи тебе знакомы?

Урок - путешествие

Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи.

Заполнение опорной таблицы «Как изменяются части речи». Характеристика слов


Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.

14.12


71

Какие части речи тебе знакомы. Повторение изученного о частях речи.

Закрепле-ние

Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи.

Заполнение опорной таблицы «Как изменяются части речи». Характеристика слов

Повторение изученного о частях речи

15.12


72

Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных.

Закрепле

ние

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний

Повторение изученного о частях речи

16.12


73

Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных.

Закрепле

ние

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний


Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных.

17.12


74

Отличие глаголов от других частей речи.

Повторение

Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи.

Заполнение опорной таблицы «Как изменяются части речи». Характеристика слов


Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных.

18.12


75

Неопределенная форма глагола. Способ нахождения неопределенной формы глагола.

Закрепле

ние

Обучение постановке глагола в неопределенную форму. Работа по развитию умения отличать глаголы от других частей речи, употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу

Отличие глаголов от других частей речи.

21.12


76

Неопределенная форма глагола. Способ нахождения неопределенной формы глагола.

Закрепле

ние

Обучение постановке глагола в неопределенную форму. Работа по развитию умения отличать глаголы от других частей речи, употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу 2-го лица единст-венного числа, соотнесении начальной и личной форм глагола

Неопределенная форма глагола.

22.12


77

Время глагола. Изменение глаголов по лицам.

Закрепле

ние

Обобщение изученного об особенностях глагола неопределенной формы. Обучение и упражнение в определении времени глагола, лица. Упражнение в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица единст-венного числа, соотнесении начальной и личной форм глагола

Неопределенная форма глагола.

23.12


78


Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.


Повторение

Обучение морфологическому разбору глагола. Работа по формированию умения грамотного письма. Совершенствование умений пользоваться приемами письма с «окошками». Упражнение в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее время, на-
стоящее время, прошедшее время). Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге

Время глагола. Изменение глаголов по лицам.

24.12


79

Анализ глагола как часть речи.


Повторение

Совершенствование умений пользоваться приемами письма с «окошками». Упражнение в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее время, на-
стоящее время, прошедшее время). Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге

Время глагола. Изменение глаголов по лицам.

25.12


80

Знакомство со способом выбора между -тся или -ться.


Изучение нового материала

Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах

Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах

11.01


81

Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах.

Изучение нового материала

Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах


Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах

12.01


82


Контрольное списывание.


Закрепле-

ние

Закрепле-

ние

Личностные

- Самоопределение

- Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Фронтальный.

13.01


83

Повторение изученного о предложении.

Закрепле-

ние

Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи


Повторе

ние изучен

ного о предложе

нии.

14.01


84

Повторение изученного о предложении.

Закрепле-

ние

Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи


Повторе

ниеизучено

го о предложе

нии.

15.01


Возвращаемся к разговору о предложении(19 часов)

85

Возвращение к разговору о предложении. Что ты знаешь о предложении?

Закрепле-

ние

Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи


Повторе

ниеизучено

го о предложе

нии.

18.01


86

Знакомство с понятием «член предложения».

Изучение нового материала

Главные и второстепенные члены предложения. Составление текста по теме «Зимний денек»


Повторе

ниеизучено

го о предложе

нии.

19.01


87

Главные члены предложения. Упражнения в нахождении главных членов предложения.

Изучение нового материала

Нахождение в предложении главных членов (грамматической основы). Связь между главными членами предложения


Повторе

ниеизучено

го о предложе

нии.

20.01


88

Упражнения в нахождении главных членов предложения.

Изучение нового материала

Главные и второстепенные члены. Грамматическая основа предложения


Главные члены предложе

ния.


21.01


89

Упражнения в нахождении главных членов предложения.

Закрепление

Главные и второстепенные члены. Грамматическая основа предложения


Главные члены предложе

ния.


22.01


29

Общее представление о второстепенных членах; распространенные и нераспространенные предложения.

Изучение нового материала

Главные и второстепенные члены предложения. Доказательство необходимости употребления второстепенных членов в предложении


Главные члены предложе

ния.


25.01


91

Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Изучение нового материала

Ознакомление с ролью второстепенных членов в предложении.
Совершенствование знаний о связи слов в предложении


Второстепенные члены предложения.


26.01


92

Второстепенные члены предложения. Характеристика предложения.

Изучение нового материала

Ознакомление с ролью второстепенных членов
в предложении.
Совершенствование знаний о связи слов в предложении

Второстепенные члены предложения.

27.01


93

Второстепенные члены предложения. Характеристика предложения.Словарный диктант.

Изучение нового материала

Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделение пар второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложе

ния.

28.01


94

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Закрепле

ние

Ознакомление со связью между главными членами предложения. Упражнение в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными


Второстепенные члены предложения.

29.01


95

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Закрепле

ние

Ознакомление со связью между главными членами предложения. Упражнение в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными


Второстепенные члены предложения.

01.02


96

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения.

Изучение нового материала

Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделение пар второстепенных членов предложения


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

02.02


97

Тестовая работа по теме «Части речи. Члены предложения. Текст».

Изучение нового материала

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку

Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

03.02


98

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи.

Повторение

Ознакомление со способом действия для выделения пар членов предложения. Решение орфографических задач


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

04.02


99

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Закрепле

ние

Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделение пар второстепенных членов предложения


Повторе

ние и обобщение изученного о предложении и частях речи

05.02


100

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения.

Закрепле

ние

Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделение пар второстепенных членов предложения


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

08.02


101

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения.

Изучение нового материала

Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделение пар второстепенных членов предложения


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

09.02


102

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи.

Повторение

- Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- Устанавливать причинно-следственные связи;

- Строить рассуждения.


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

10.02


103

Диктант по теме « Части речи. Члены предложения».

Текущая контрольная работа

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.


11.02


И вновь о частях речи ( 17 часов)

104

И вновь о частях речи. Вспоминаем об именах.

Развитие речи

Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

12.02


105

Повторение изученного об именах.

Закрепление

Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

15.02


106

Повторение изученного об именах. Проверочная работа.

Закрепление

Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

16.02


107

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.


Повторение

Составление опорной схемы разных частей речи. Наблюдение за связью имен существительных и прилагательных


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

17.02


108

Род и число имен существительных и имен прилагательных.

Закрепление

Работа над развитием умения находить имена существительные и имена прилагательные, находить командующее слово, связывать имена прилагательные с именами существительными


Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существител.

18..02


109

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных.

Закрепление

Расширение представления о разновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притяжательными

Род и число имен существительных и имен прилагательных

19.02


110

Словарный диктант. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных.

Закрепление

Расширение представления о разновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притяжательными именами прилагательными и вопросами к ним


Род и число имен существительных и имен прилагательных

22.02


111

Работа с памяткой анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи.

Закрепление

Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов


Орфографичес кие задач в окончаниях имен прилагательных.

24.02


112

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных.

Закрепление

Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов


Орфографичес кие задач в окончаниях имен прилагательных.

25.02


113

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных.

Закрепление

Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов


Орфографичес кие задач в окончаниях имен прилагательных.

26.02


114

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи.

Закрепление

Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов


Орфографичес кие задач в окончаниях имен прилагательных.

29.02


115

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи.

Закрепление

Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов


Анализ имени существительного и имени прилагательного как части речи

01.03


116

Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих.

Изучение нового материала

Имена существительные мужского и женского рода
с шипящими на конце


Анализ имени существительного и имени прилагательного как части речи

02.03


117

Правописание мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

Закрепление

Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей


Правило написания ь на конце имен существительных после шипящих

03.03


18

Правописание мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

Закрепление

Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей


Правило написания ь на конце имен существительных после шипящих

04.03


119

Диктант по теме «Написание ь после букв шипящих на конце имён существительных».

Контроль ЗУН

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.


07.03


120

Тестовая работа по теме «Написание ь после букв шипящих на конце имён существительных».

Тест

Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку


09.03


Обо всём, что мы теперь знаем.(17часов)

121

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи.

Повторение

Работа по развитию умений об-
наруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее
правило


Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи

10.03


122

Учимся правильно употреблять слова. Формирование умения пользоваться словарем трудностей.

Повторение

Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов в предложении


Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи

11.03


123

Учимся правильно употреблять слова. Формирование умения пользоваться словарем трудностей.

Повторение

Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов в предложении


Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи

14.03


124

Повторение общих сведений о частях речи и предложении.


Закрепление

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи

15.03


125

Повторение различных видов разбора на материале словесной модели.

Закрепление

Общее представление о форме слова. Развитие речи, воображения


Повторение предложении и частях речи

16.03


126

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь.

Повторение

Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Различие слов по значению, по строению. Решение орфографических задач

Повторение о предложении и частях речи

17.03


127

Контрольное списывание.

Контроль

Уметь:

-списывать текст;

-правильно писать слова в предложении


18.03


128

Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи.


Закрепление

Обучение пересказу текста, решению грамматико-орфографических задач. Пополнение знаний о возникновении слов


Повторе

ние и обобщение изучено

го о предложе

нии и частях речи

28.03


129

Обобщение сведений о частях речи и членах предложения.


Закрепление

Уметь

- различать части речи, сопостав-
лять их;

- определять главные и второстепенные члены предложения

Связь слов в предложе

нии. Работа над правильностью речи

29.03


130

Обобщение сведений о частях речи и членах предложения.


Закрепление

Уметь

- различать части речи, сопоставлять их;

- определять главные и второстепенные члены предложения


Связь слов в предложе

нии. Работа над правильностью речи

30.03


131

Повторение способов решения разных орфографических задач.


Закрепление

Уметь

- различать части речи, сопоставлять их;

- определять главные и второстепенные члены предложения


Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи

31.04


132

Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слова.


Обобщение и систематиза

ция ЗУН

Обобщение знанийоб изученных орфограммах. Упражнения в применении знаний на письме


Повторение способов решения разных орфографических задач.

01.04


133

Словарная работа.Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач.

Закрепление

Упражнение в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач


Совершенствование орфографических задач

04.04


134

Совершенствование орфографических умений.


Закрепление

Запись слов под диктовку с самопроверкой по учебнику. Образование от данных слов заданных учителем форм

Систематизация изученных орфограмм, правил

05.04


135

Совершенствование орфографических умений. Словарная работа.


Закрепление

Запись слов под диктовку с самопроверкой по учебнику. Образование от данных слов заданных учителем форм

Систематизация изученных орфограмм

06.04


136

Контрольный диктант по итогам изученного материала за год.

Контроль

Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков


07.04


137

Итоговая тестовая работа.

Тест

Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков


08.04


Продолжаем учиться хорошей речи( 18 часов)

138

Типы речи: повествование, описание предмета, предложение со значением оценки.

Изучение нового материала

Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи


Систематизация изученных орфограмм

11.04


139

Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов.

Изучение нового материала

Упражнение в различении повествования и описания предмета. Построение описания предмета


Типы речи: повествование

12.04


140

Обучение построению фрагментов текста с описанием и повествованием.

Развитие речи

Упражнение в различении повествования и описания предмета. Работа по обучению описания и повествования. Наблюдение за лексическим значением оценочных слов и их функций


Обучение определению темы текста. Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описание, повествование).

Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать

о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах

Типы речи: повествование, описание предмета, предложение со значением оценки.

13.04


141

Работа над основной мыслью текста.

Развитие речи

Типы речи: повествование, описание предмета, предложение со значением оценки.

14.04


142

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

Изучение нового материала

Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием

Типы речи: повествование

15.04


143

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

Изучение нового материала

Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

18.04


144

Тестовая работа по теме

« Текст. Предложение в тексте. Слово».

Контроль

Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием


19.04


145

Знакомство с понятием

«словесный этюд».

Изучение нового материала

Обучение созданию словесных историй, умению употреблять в письменной речи предложения


Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

20.04


146

Создание словесных этюдов (описаний и повествований на основе картинок учебника).

Изучение нового материала

Введение понятий«этюд-описание» и «этюд-повествование». Обучение составлению словесных историйпо картинкам, точному употреблению глаголов


Оценочные слова: их лексическое значение и функция

21.04


147

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

Изучение нового материала

Обучение построению словесных зарисовок. Составление словесных историй по картинкам, точное употребление глаголов


Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

22.04


148

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений).


Повторение

Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

25.04


149

Контрольное списывание.


Контроль

Уметь:

-списывать текст;

-правильно писать слова в предложении


Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

26.04


150

Создание текстов разных жанров: (загадки).

Развитие речи

- Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- Пользоваться словарями, справочниками;

- Устанавливать причинно-следственные связи;

- Строить рассуждения.


27.04


151

Создание текстов разных жанров: (записки).

Развитие речи

Пользоваться словарями, справочниками;

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения.

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

28.04


152

Создание текстов разных жанров: (телеграммы).

Развитие речи


Пользоваться словарями, справочниками;

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения.


Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

29.04


153

Создание текстов разных жанров: (письма).

Развитие речи

Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

03.05


154

Создание текстов разных жанров: (поздравления).

Развитие речи

Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

04.05


155

Создание текстов разных жанров: (инструкции).

Развитие речи

Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям


05.05


Подводим итоги, строим планы.( 15 часов)

156

Повторение изученного за год. Изменение имён существительных по падежам.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Изменение имён существительных по падежам

06.05


157

Повторение изученного за год. Изменение глаголов по временам.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Изменение имён существительных по падежам

10.05


158

Повторение изученного за год. Нахождение неопределённой формы.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Нахожде

ниенеопреде

лённой формы

11.05


159

Повторение изученного за год. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Нахожде

ниенеопреде

лённой формы

12.05


160

Повторение изученного за год. Освоение правила выбора между тся - ться в глаголах.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени

13.05


161

Повторение изученного за год. Упражнения в нахождении главных членов предложения.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям


Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени

16.05


162

Повторение изученного за год. Упражнения в нахождении главных членов предложения.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Упражне

ния в нахожде

нии главных членов предложе

ния

17.05


163

Повторение изученного за год. Обобщение изученного о предложении и частях речи.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи

18.05


164

Повторение изученного за год. Обобщение изученного о предложении и частях речи.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи

19.05


165

Повторение изученного за год. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи

20.05


166

Повторение изученного за год. Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи

23.05


167

Повторение изученного за год. Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи

24.05


168

Повторение изученного за год. Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи


169

Повторение изученного за год. Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Части речи

25.05


170

Повторение изученного за год. Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач.

Повторение

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись.

Части речи



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Специфическое оборудование

  1. Таблицы к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой);

  2. Комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе;

  3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  4. Интерактивная доска;

  5. Электронные материала для интерактивной доски.

Электронно-программное обеспечение (при возможности)

  1. Компьютер;

  2. Презентационное оборудование;

  3. Целевой набор ЦОР в составе УМК.


























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Четверть

Дата

Тема

Причина

Корректировка























































11


© 2010-2022