Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка на тему СинонимыМетодическая разработка урока русского языка на тему СинонимыМетодическая разработка урока русского языка на тему Синонимы













Дотдаева Светлана Сагитовна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ а.Кумыш имени Муссы Батчаева»

учитель высшей категории

[email protected]





2015-2016 уч.г.



Пояснительная записка.

  1. Краткая аннотация к методической разработке по теме

«Синонимы».

Работа представлена по гуманитарному направлению. Данный урок разработан с учетом федерального государственного образовательного стандарта и предназначен для аудитории 5 класса. Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного цикла. Все этапы урока прописаны согласно ФГОС.



  1. Введение.

В средней школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение синонимов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не просто систематизация знаний, а умение научить на практике отличать синонимы от омонимов и антонимов. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и созданием проблемных ситуаций. В результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания на практике.
При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего "Я". Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все вышеизложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной урока на тему « Синонимы».













Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

infourok.ru/

uroki.net

akademius.narod.ru/vibor-rus.html

zavuch.info festival.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, словарь синонимов русского языка.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Синонимы, синонимический ряд



  1. Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействиями

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.(Слайд3)

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок.

Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы

обратной

связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

- А сейчас мы дружно вспомним, что же мы знаем о лексике?

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Лексический диктант(СЛАЙД 4) (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная,

фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения



Устные

ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

СЛАЙД 5

  • Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику (словарный состав языка, лексический состав.)

  • Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

  • Ребята, сколько лексических значений может иметь слово?

  • Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные.)

  • А когда слово имеет два или более лексических значений, как оно называется? (Многозначное.)

Молодцы!

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная,

групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний



Устные

ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. СЛАЙД 6

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя - никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

(Определение на слайдах 7-8.)

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим.

Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.


Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных



Вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

  • Внимание на экран. (Слайд 9)

  • Докажите, что следующие группы слов являются синонимами

Метель- пурга- буран (снежная буря)

Жара- зной (высокая температура воздуха)

Дорожка- тропинка (узкая протоптанная полоса земли )

Алфавит - азбука (перечень букв в определенном порядке)

. (Слайд.) (записать в словариках)

Работа в группах(прил.)

- Сейчас мы разделимся на 3 группы.

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

-Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

- Представим, что мы находимся на пути, где этот путь нам перекрывает топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! -

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

- Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

- Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

- Что сильнее - метель или буран?

- Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

На доске: Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.(слайд 11 )

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

- Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают в группах

Фрон

тальная,

индиви

дуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач, умеют задавать вопросы

Устные

ответы

Физкультминутка

Слайд 12 Игра в мяч.

Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Выполняют разминку

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам.

Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

Решение грамматических задач.

Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибалльной системе. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи записаны на доске или представлены на слайдах 13-16.

Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков.

Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

- Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.)

Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу глаголу «упасть»: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Свое объяснение постройте как связный монолог.

Результат. Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).

Шлепнуться - слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над своей неловкостью.

Рухнуть - стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании - «упасть неожиданно, тяжело».

Задача 3. В каком из глаголов наиболее сильно выразилось требование говорящего?

Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.)

- Запишите предложение с обращением, включив один из глаголов.

Иван Иванович, ... же скорее: здесь опасно! (Уходите.)

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Задание 1. Слайд 17

Подберите подходящие по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение.

Человек на лошади - это ... (всадник, наездник).

Предмет для измерения температуры - это ... (градусник, термометр).

- Почему в предложениях есть тире?

Редактирование.

Задание 2. Слайд 18 Устраните речевые повторы.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

(Слова для справок: величаво проплывают, мчатся, едут, проносятся.)

Работа с учебником


Личностные: оценивают содержание с нравственноэтической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение заданий. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

-Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, решите кроссворд. Оценки за него станут оценками за урок

  1. Храбрый - смелый

  2. Физиономия - лицо

  3. Жара - зной

  4. Путь - дорога

  5. Всадник - наездник

  6. Торопиться - спешить

  7. Двигатель - мотор

  8. Печальный - грустный

Работают с кроссвордом

Индивидуальная,

групповая

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Вопросы для уточнения информации

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная,

групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке.



























4. Литература:

1.Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М., Просвещение, 2003.

2. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык

5- 9 классы», М., Просвещение, 2007.

3. Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка», М., Просвещение, 1998.

6.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. «Русский язык. Учебник

для 5 класса общеобразовательных учреждений», М, Просвещение,2010.













5.Приложения

1)




С

1




2

И




3

Н




4

О




Н

5



6

И




М

7



8


Ы





  1. Храбрый

  2. Физиономия

  3. Жара

  4. Путь

  5. Всадник

  6. Торопиться

  7. Двигатель

  8. Печальный





2) Кочки

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! -

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.



Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.



Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.



Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы









3) Смайлики для рефлексии

Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы







Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы

Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы

Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы

© 2010-2022