- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для спо
Рабочая программа по русскому языку для спо
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пашигорева Ю.Ю. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
_________________________________________________________________
(код и наименование специальности /профессии, специальностей/ профессий, группы специальностей/ профессий)
____________________________БАЗОВЫЙ_____________________________
(уровень образования)
Составлена в соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом
по специальности среднего
профессионального образовании
110809 « Механизация сельского хозяйства »
270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» 120701 «Землеустройство»
120714 « Земельно - имущественные отношения »
250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
280104 «Природоохранное обустройство__территорий»
(код и наименование специальности)
Организация-разработчик:
Составитель:____Пашигорева Ю.Ю.
(подпись,ФИО)
Одобрена на заседании
предметно-цикловой комиссии
_____________________________
(№ протокола, дата)
Председатель ПЦК_____________
_____________________________
(подпись, ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства », 270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», 120701 «Землеустройство», 120714 « Земельно - имущественные отношения », 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство», 280104 « Природоохранное обустройство территорий».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
- понятие о нормах русского литературного языка;
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
- лексические нормы; использование изобразительно - выразительных средств;
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;
-функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
- функционально- смысловые типы текстов;
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
- языковые формулы официальных документов;
- приемы унификации языка служебных документов;
- правила оформления документов;
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
практические занятия
12
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
№1 Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
№2 Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
№3.Подготовка реферата: Язык и его функции.
№4. Подготовка реферата:Русский язык в современном мире.
№5.Подготовка реферата: Культура речи.
№6. Подготовка реферата: Нормы русского языка.
№7.Исследовательская работа: Язык и культура речи.
№8. Определение четырех видов речевой деятельности.
№9. Определение ключевых слов текста.
№10. Определение функциональных стилей речи.
№11. Лингвостилистический анализ текста.
№12. Определение лексического и грамматического значений слова.
№13. Определение синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.
№14. Понятие антитезы.
№15. Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления.
№16. Активный и пассивный словарный запас человека.
№17. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.
№18. Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.
№19. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка».
№20. Принципы русской орфографии, фонемные правила.
№21. Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака.
№22. Определить порядок морфемного разбора слов.
№23. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов.
№24 Правописание приставок пре- и пре-.
№25. Правописание корней -раст- -рос-, скак- скоч, зар - зор, гар - гор, клан - клон, твар - твор, мак - мок, равн - ровн, и др.
№26. Род существительных.
№27. Число существительных.
№28. Склонение имен существительных.
№29.Падеж существительных.
№30. Правописание имен прилагательных.
№31. Правописание глаголов.
№32.Правописание причастий.
№33. Правописание деепричастий.
№34. Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.
№35. Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
№36. Типы сказуемых.
№37. Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения.
№38. Обособление определений, дополнений, приложений и обстоятельств.
№39. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Наука о русском языке.
6(13)
Тема 1.1.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык и языковая норма
Содержание учебного материала
2
1
Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
2
2
Основные единицы общения.
3
Литературно-языковые нормы и их критерии.
4
Система норм русского литературного языка.
5
Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
Тема 1.2.
Язык как система. Основные уровни языка
Содержание учебного материала
2
1
Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка.
2
2
Специфика устной и письменной литературной речи.
3
Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления.
Тема 1.3.
Русский язык: история и современность
Содержание учебного материала
1
1
Влияние на развитие языка изменений в общественной жизни и языковых особенностей.
2
2
Понятие историзмов, архаизмов, неологизмов.
Тема 1.4.
Русский язык в современном мире
Содержание учебного материала
1
1
Различение понятий «мертвые» и «живые» языки.
2
2
Языковые семьи, группы и подгруппы.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№1 Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
№2 Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
№3.Подготовка реферата: Язык и его функции.
№4.Подготовка реферата: Русский язык в современном мире.
№5.Подготовка реферата: Культура речи.
№6.Подготовка реферата: Нормы русского языка.
№7.Исследовательская работа: Язык и культура речи.
7
Раздел 2. Язык и речь
8(12)
Тема 2.1.
Понятие речевой коммуникации. Виды речевой деятельности.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие речи и речевой коммуникации. Автор , адресант, произведение.
2
2
Четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо.
Тема 2.2.
Текст: Структурно-смысловые признаки
Содержание учебного материала
1
1
Понятие текста. Основные признаки текста.
2
2
Ключевые слова текста.
3
Период и сложное синтаксическое целое
Тема 2.3.
Функционально-смысловые типы речи
Содержание учебного материала
1
Три типа речевых произведений : описание, рассуждение, повествование
1
2
Тема 2.4. Стилистика. Функциональные стили языка.
Содержание учебного материала
1
1
Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Стиль художественной литературы.
2
2
Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей.
3
Особый статус языка художественной литературы.
Практическое занятие № 1.
Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля.
1
3
Тема 2.5.
Культура речи.
Содержание учебного материала
1
1
Культура речи как неотъемлемая часть общей культуры человека.
2
2
Основные характеристики культуры речи.
3
Выразительные средства языка.
Тема 2.6.
Лингвостилистический анализ текста.
Содержание учебного материала
1
1
Этапы выполнения лингвостилистического анализа текста
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
№8. Определение четырех видов речевой деятельности.
№9. Определение ключевых слов текста.
№10. Определение функциональных стилей речи.
№11. Лингвостилистический анализ текста.
4
Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография.
10(16)
Тема 3.1.
Звуки речи. Фонема, транскрипция.
Содержание учебного материала
2
1
Фонетика как раздел языкознания.
2
2
Характеристика гласных и согласных букв и звуков.
3
Понятие артикуляции и редукции.
4
Фонетическая транскрипция.
Тема 3.2. Соотношение звука и буквы. Слог, ударение, орфоэпическая норма.
Содержание учебного материала
1
1
Понятия графики, алфавита, прописных и прописных букв, фонемы и графемы.
2
2
Разноместное и подвижное ударение в русском языке.
3
Орфоэпия как раздел языкознания.
Тема 3.3.
Фонема и орфограмма.
Содержание учебного материала
1
1
Понятие орфограммы.
2
2
Виды орфограмм.
3
Понятие фонемы.
Тема3.4.
Орфографические правила
Содержание учебного материала
2
1
Принципы русской орфографии: фонематический, морфологический, традиционный, дифференцирующий.
2
2
Правописание ы и и, правописание букв о и е после шипящих и ц, правописание приставок на з-(с-)
Практическое занятие № 2
Фонетический разбор слова, правописание гласных и согласных в корне слова, правописание О/Ё после шипящих и Ц, правописание приставок
2
3
Тема3.5.
Благозвучие речи: фонетические средства выразительности, ассонанс, аллитерация.
Содержание учебного материала
2
1
Характерные особенности русского языка. Аллитерация и ассонансы.
2
2
Понятие зияния. Поэтические размеры стиха: ямб, дактиль, хорей, амфибрахий, анапест.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№12. Определение лексического и грамматического значений слова.
№13. Определение синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.
№14.Понятие антитезы.
№15. Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления.
№16. Активный и пассивный словарный запас человека.
№17. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.
6
Раздел 4. Лексика и фразеология.
10(14)
Тема 4.1.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие лексики, лексемы, лексикологии.
2
2
Номинативная функция слова.
3
Лексическое и грамматическое значения слова.
4
Прямое и переносное значение слова.
5
Метафора, метонимия как выразительные средства языка
Тема 4.2.
Многозначность слова и омонимы
Содержание учебного материала
1
1
Понятие однозначности и многозначности слов.
2
2
Омонимы, омофоны, омографы
Тема 4.3.
Синонимы, антонимы, паронимы. Понятие антитезы.
Содержание учебного материала
1
1
Понятие синонимы, антонимы, паронимы.
2
2
Лексические группы синонимов.
3
Синонимический ряд.
4
Понятие антитезы
Тема 4.4.
Лексика с точки зрения её происхождения
Содержание учебного материала
1
1
Исконно русская и заимствованная лексика.
2
2
Общеславянская и восточнославянская лексика
Тема 4.5.
Лексика с точки зрения её употребления
Содержание учебного материала
1
1
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
2
2
Диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, экзотизмы, интернационализмы, варваризмы
Тему 4.6.
Активный и пассивный словарный запас. Предупреждение лексических ошибок.
Содержание учебного материала
1
1
Слова, входящие в активный или пассивный словарный запас.
2
2
Что важно знать, чтобы не допускать лексических ошибок.
Практическое занятие № 3
Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок.
1
3
Тема 4.7.
Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.
Содержание учебного материала
1
1
Понятие фразеологии и фразеологизмов.
2
2
Клише как устойчивые словосочетания, употребляющиеся в готовом виде.
Практическое занятие №4
Языковой анализ литературного текста.
1
3
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№18. Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.
№19. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка».
№20. Принципы русской орфографии, фонемные правила.
№21. Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака.
4
Раздел 5.Морфемика и словообразование.
12(16)
Тема 5.1.
Состав слова.
Содержание учебного материала
1
1
Морфемика как раздел языкознания.
2
2
Понятия основы слова, корень, префикс, суффикс. Постфикс, интерфикс, флексия
Практическое занятие №5
Морфемный разбор слова. Порядок морфемного разбора слов
1
3
Тема 5.2.
Понятия производной и производящей основ.
Содержание учебного материала
2
1
Cловообразовательное гнездо.
2
2
Понятие непроизводной и производящей (мотивирующей) основы.
3
Раздел языкознания - слообразование.
4
Порядок словообразовательного разбора
Практическое занятие №6
Произведение словообразовательного разбора слов. Порядок словообразовательного разбора. Морфемный и словообразовательный разбор.
2
3
Тема 5.3.
Способы словообразования
Содержание учебного материала
1
1
Морфологические способы словообразования.
2
2
Аффиксальные и безаффиксальные способы.
3
Неморфологические способы словообразования.
Тема 5.4.
Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова.
Содержание учебного материала
1
1
Понятие об этимологии.
2
2
Этимологический анализ слова.
Тема 5.5.
Многозначность и омонимия морфем.
Содержание учебного материала
2
1
Многозначность и омонимия морфем.
2
2
Синонимия и антонимия морфем
Тема 5.6.
Правописание морфем
Практическое занятие №7
Правописание морфем.
2
3
Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при-.
Правописание корней -раст- -рос-, скак- скоч, зар - зор, гар - гор, клан - клон, твар - твор, мак - мок, равн - ровн, и др.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№22. Определить порядок морфемного разбора слов.
№23. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов.
№24.Правописание приставок пре- и при-.
№25. Правописание корней -раст- -рос-, скак- скоч, зар - зор, гар - гор, клан - клон, твар - твор, мак - мок, равн - ровн, и др.
4
Раздел 6. Морфология и законы правописания.
22(30)
Тема 6. 1.
Словоформа как единица морфологии.
Содержание учебного материала
2
1
Грамматическое значение слова.
2
2
Понятие грамматики.
3
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 6.2.
Имя существительное.
Содержание учебного материала
2
1
Имя существительное как часть речи.
2
2
Категория одушевленности - неодушевленности существительных.
3
Род существительных.
4
Число существительных.
5
Склонение имен существительных.
6
Падеж существительных.
Практические занятия №8, №9.
Способы словообразования имен существительных.
2
3
К.Р.Правописание существительных.
Тема 6.3.
Имя прилагательное.
Содержание учебного материала
2
1
Имя прилагательное как часть речи.
2
2
Разряды прилагательных по значению.
3
Степени сравнения прилагательных
4
Склонение качественных и относительных прилагательных.
Практические занятия №10, №11.
Словообразование имен прилагательных.
2
3
Правописание прилагательных.
Тема 6.4.
Имя числительное
Содержание учебного материала
1
1
Имя числительное как часть речи.
2
2
Морфемный состав числительных.
3
Склонение числительных.
4
Разряды числительных по значению.
Тема 6.5.
Местоимение.
Содержание учебного материала
1
1
Местоимение как часть речи.
2
2
Разряды местоимений по значению.
3
Грамматические разряды местоимений.
Тема 6.6.
Глагол.
Содержание учебного материала
2
1
Глагол как часть речи.
2
2
Вид глагола.
3
Наклонение глагола.
4
Время глагола.
5
Лицо глагола.
6
Спряжение.
Практическое занятие №12
Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Правописание не с глаголами.
2
3
Тема 6.7.
Глагольные формы: причастие и деепричастие
Содержание учебного материала
2
1
Залог причастий.
2
2
Полная - краткая форма причастий.
3
Деепричастие.
4
Вид деепричастий
Тема 6.8.
Наречие. Слова категории состояния.
Содержание учебного материала
1
1
Разряды наречий по значений.
2
2
Роль наречий в предложении.
3
Степени сравнения наречий.
4
Степени сравнения слов категории состояния.
5
Роль в предложении слов категории состояния.
6
Словообразование слов категории состояния.
Практическое занятие №13
Словообразование наречий. Правописание наречий.
1
3
Тема 6.9.
Служебные части речи. Предлог. Союз
Содержание учебного материала
1
1
Разряды предлогов по значению, по структуре, по происхождению.
2
2
Правописание предлогов.
3
Разряды союзов по структуре, по происхождению, по значению и грамматическим функциям.
4
Правописание союзов.
Тема 6.10.
Частицы, междометия и звукоподражательные слова.
Содержание учебного материала
1
1
Разряды частиц по структуре и значению.
2
2
Правописание частиц.
3
Понятия междометий и звукоподражательных слов.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№26. Род существительных.
№27.Число существительных.
№28.Склонение имен существительных.
№29. Падеж существительных.
№30. Правописание имен прилагательных.
№31. Правописание глаголов.
№32.Правописание причастий
№33.Правописание деепричастий.
8
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.
10(16)
Тема 7.1.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Содержание учебного материала
1
1
Виды синтаксических связей, интонационное и пунктуационное оформление синтаксических конструкций.
2
2
Виды связи слов в словосочетании.
3
Смысловые отношения словосочетаний.
Тема 7.2.
Простое предложение.
Содержание учебного материала
2
1
Структура простого предложения.
2
2
Второстепенные члены предложения.
3
Односоставные предложения.
4
Однородные члены предложения.
5
Обособленные члены предложения.
6
Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.
Тема 7.3.
Сложное предложение.
Содержание учебного материала
3
1
Сложносочиненное предложение.
2
2
Типы сложносочиненных предложений.
3
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
4
Сложноподчиненное предложение.
5
Основные группы придаточных предложений.
Самостоятельная работа.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой.
№34. Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.
№35. Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
№36.Типы сказуемых.
№37. Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения.
№38. Обособление определений, дополнений, приложений и обстоятельств.
№39. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
6
Тема 7.4.
Бессоюзное сложное предложение. Сложное синтаксическое целое.
Содержание учебного материала
1
1
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2
2
Понятие сложного синтаксического целого.
Тема 7.5.
Способы передачи чужой речи.
Содержание учебного материала
1
1
Понятие чужой речи.
2
2
Прямая речь, слова автора.
3
Знаки препинания при прямой речи.
Итоговый экзамен
2
Всего
78(117)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Филология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя - 1 место
-комплект учебных пособий «Русский язык»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для сред. проф. образования. - М., 2014.
-
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.
-
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
-
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
-
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
-
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
-
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
-
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
-
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.
-
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.
Словари
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
-
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.
-
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
-
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
-
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
-
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
-
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.
-
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
-
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.
-
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
-
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.
-
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
-
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.
-
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
-
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка
практические занятия №1, внеаудиторная самостоятельная работа №1.
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа №2.
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности
практические занятия №2, внеаудиторная самостоятельная работа №3.
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка
практические занятия №3, внеаудиторная самостоятельная работа №4.
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно- научных жанров
практические занятия №4, внеаудиторная самостоятельная работа №5.
Знания:
- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи
практические занятия №5, №6.
- понятие о нормах русского литературного языка
практические занятия№1, внеаудиторная самостоятельная работа№1.
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности
практические занятия№3, внеаудиторная самостоятельная работа№2, №3.
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии
практические занятия №4, внеаудиторная самостоятельная работа №7
- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств
практические занятия№3, №4, внеаудиторная самостоятельная работа №8.
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№9
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№10 - 15;
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
практические занятия№5, внеаудиторная самостоятельная работа№17, №16
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№18, №19.
- функционально- смысловые типы текстов
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№20, №21
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи
практические занятия№6, внеаудиторная самостоятельная работа№22, №23.
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№24.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
практические занятия №7, внеаудиторная самостоятельная работа№25
- языковые формулы официальных документов;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№26, №27.
- приемы унификации языка служебных документов;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа №28.
- правила оформления документов;
практические занятия №8.
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
практические занятия №9, №10, контрольная работа№1