Урок Комплексный анализ текста (на основе топонимического материала)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2



Конспект урока русского языка по теме: «Комплексный анализ текста» в 9 классе (урок-повторение)



Цели урока:

1. Повторить типы и стили текста, познакомить учащихся с историей происхождения части топонимов Волгоградской области;

2. Развивать умение строить связный текст с учётом заданного стиля и типа;

3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к истории области и города; воспитывать гражданскую позицию.

Средства обучения: проектор, экран, презентация.





Ход учебного занятия:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Оргмомент.

  2. АОЗ.

  1. Постановка цели урока, проблемного вопроса.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся на заочную экскурсию по Волгоградской области. Цель нашего путешествия - повторить сведения о типах и стилях текста при помощи науки топонимики.

- Задумывались ли вы когда-нибудь, почему села и города, реки, возвышенности носят удивительные, непонятные, а порой смешные названиями и как может быть связано название с его историей? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы и сами попробуем написать свои мини-сочинения о каком-либо географическом объекте с учётом типа и стиля текста.

2) Работа в группах.

1 группа: подготовить устный ответ о топонимике, отразить взаимосвязь с другими науками.

2 группа: раскрыть понятия: «топоним», «ойконим», «ороним», «гидроним».

3 группа: перечислить типы текста, их особенности.

4 группа: дать характеристику стилей речи.

3) Проверка заданий (1 и 2 группа)







  1. ФПН.

1) определение разновидностей типов текста (выступление группы 3), определение видов топонимов; определение стилей речи (4 группа)

СЛАЙД 1

Урок Комплексный анализ текста (на основе топонимического материала)

- К югу от Волгограда находится возвышенность Ергени. Поверхность этой возвышенности состоит из песков и суглинков, высоты над уровнем моря не превышают 150-180 м. Преобладают волнистые водоразделы, склоны речных долин и балок плавные. Возвышенность довольно круто обрывается на восточном направлении, а западный склон полого опускается к долине Дона. Эта асимметричность образовалась в результате работы прибоя древнего Каспия, оставившего у подножья Ергеней террасу. Водоразделы увалистые. Пологий донской склон Ергеней прорезан сравнительно неглубокими долинами рек-Курмоярского и Есауловского Аксаев, Донской Царицей, Мышковой, а также балками и оврагами. Название восходит к калмыцкому ЕРГЕ, что значит обрыв, крутой берег.

- Определите тип текста, стиль. Докажите.

СЛАЙД 2

Урок Комплексный анализ текста (на основе топонимического материала)

- «Привет, Витя, друг! Недавно я узнал, что название реки Царицы, которая делит наш город пополам и впадает в Волгу, многие связывают со словом царица. И наш Колька ляпнул то же самое на вчерашнем уроке географии. Глупо так рассуждать. Чтобы разобраться, необходимо заглянуть в историю слова.

Во-первых, название «Царица» многие считают русским словом по сходству звучания. На самом деле, Витя, это неправда. Во-вторых, оказывается, название появилось в эпоху, когда на территории нашей области жили кочевые племена, это слово от тюркского CAPЫ-СУ, то есть желтая, мутная вода (река). В-третьих, ты можешь себе представить, в Казахстане куча таких рек, которые зовутся «сары-су» - то есть желтая вода.

Значит, Колька был неправ. Недостаточно толкования внешнего звучания слова».

- Определите тип текста, стиль. Аргументируйте ответ.

Слайд 3

Урок Комплексный анализ текста (на основе топонимического материала)

- Легенда о названии реки Ахтубы не лишена оттенка романтичности. Сколько в ней народного трагизма, горечи материнства! Она повествует о том, как прекрасная девушка Туба поднялась на крутой берег и бросилась в реку из-за гибели возлюбленного. «Ах, Туба!» - эти два слова только и успела выкрикнуть бедняжка-мать, подбежавшая к безымянной реке и увидевшая недалеко от берега круги волн, скрывшие тело дочери. Отсюда якобы и произошло название реки, а потом и посёлка. Много ли сегодня можно услышать подобных историй, рождающихся на устах наших современников?!

- Определите тип текста, стиль.

- Какова тема предложенного отрывка?

Идея?





2) Сообщение группы 4 об официально-деловом стиле речи.









3) Составление текста официального письма:

- Ребята, вам необходимо составить официальное письмо в Администрацию г. Волгограда. Ваша задача - соблюдая нормы стиля, составить текст-рассуждение, где вы должны доказать руководству свою точку зрения: считаете ли вы необходимым переименование г. Волгограда в Сталинград или Царицын и почему, если нет, также аргументируйте своё мнение.

IV. Итог урока.

1) Итоговая беседа:

- Какую учебную задачу мы сегодня выполнили на уроке?

- Что нового для себя узнали?

2) Оценивание работы обучающихся.

3) Д.з.: выбрать любой географический объект с заинтересовавшим вас названием; выяснить, почему он так назван; составить мини-текст в соответствии с выбранным вами типом и стилем текста.













Группа 1: Топонимика - наука, изучающая географические названия; топонимика находится на стыке нескольких наук: языкознания, географии и истории.

Группа 2: Топоним - общее название любого географического объекта, ойконим - вид топонима, название населённого пункта, от города до любого стоящего дома, ороним - вид топонима, собственное название объекта рельефа местности, гидроним - название водного объекта.









Группа 3: это описание - тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. В данном случае - признаки оронима. В таких текстах господствуют прилагательные и глаголы НСВ («волнистые», «плавные», «речных», «древнего, «увалистые, «пологий», «состоит, «преобладают», «обрывается», «восходит» и др.

Группа 4: стиль текста - научный, т.к. можно отметить следующие черты: логичность, отвлечённость, точность. Присутствует специальная терминология: «высоты над уровнем моря», «водоразделы», «ассиметричность», «терраса».







Группа 3: Это рассуждение - тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах. В данном случае доказывается тезис о роли глубокого изучения гидронима Царица для правильного понимания причин для названия объекта.

В тексте есть аргументы, для последовательности изложения используются слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «значит».

В тексте есть вывод.

Группа 4: Стиль разговорный, т.к. заметны непринуждённость, непосредственность общения, присутствует разговорная лексика: «привет», «Колька», «ляпнул», «куча»; обращения к собеседнику: «Витя», «ты можешь себе представить».







Группа 3: Перед нами повествование - тип текста, который содержит рассказ о событиях в хронологической последовательности. Повествовательный текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Туба гуляла - завязка, упала в воду - кульминация, мать увидела тонущую дочь - развязка.

Группа 4: Стиль речи - публицистический, полный экспрессии, призыва быть более романтичными. Есть риторические восклицания, лексика эмоционально-оценочная.

Тема: история происхождения названия реки.

Идея: сегодня ради любви люди не жертвуют собой, ценность любви упала, равно как и ценность совести, чести. Звучит негласный призыв вернуться к вечным ценностям.

Официально-деловой стиль характеризуется:

  1. высокой регламентированностью речи (определенный запас средств выражения и способов их построения);

  2. официальностью (строгость изложения; слова употребляются обычно в своих прямых значениях, образность, как правило, отсутствует, тропы очень редки);

  3. безличностью (официально-деловая речь избегает конкретного и личного).











9


© 2010-2022