Памятки (для оформления стендов в кабинете русского языка)

        ОБЩЕНИЕ  И  РЕЧЬ Общаясь, действуя с помощью языка, люди осуществляют ту или иную речевую деятельность. Что же можно назвать речевой деятельностью? Это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Одни виды речевой деятельности производят текст – говорение и письмо, другие осуществляют восприятие текста – слушание и чтение. Слушание - это смысловое восприятие зву...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

Общаясь, действуя с помощью языка, люди осуществляют ту или иную речевую деятельность. Что же можно назвать речевой деятельностью? Это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Одни виды речевой деятельности производят текст - говорение и письмо, другие осуществляют восприятие текста - слушание и чтение.

Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной речи.

Люди слушают что-либо с разной целью: для получения новой смысловой информации (лекции, доклады, информация по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т. д.), эмоциональной эстетической информации (стихи, художественная проза и т. д.). Умение слушать - одно из самых важных и сложных умений, непосредственно относящихся к культуре общения. Каждый должен научиться слушать и понимать партнера, вслушиваться и извлекать ту информацию, которую вложил в текст говорящий, а также правильно себя при этом вести.

Со слушанием тесно связано говорение - перевод задуманного, мысли в звуковую форму.

Говорящий преследует определенную цель - сообщить новую смысловую эмоциональную и другую информацию, спросить о чем-либо, побудить собеседника к чему-то, дать руководство к действию, убедить в чем-либо, произвести впечатление на адресата, выразить свое отношение и т. д.

Чтение и письмо связаны с письменной формой языка. При написании мы закладываем, кодируем информацию в текст, а при чтении, наоборот, вынимаем, декодируем смысл из текста. Основными компонентами чтения являются восприятие текста и активная переработка информации.

При написании, как и при говорении, необходимо всегда учитывать цель общения и адресата речи. Письменный текст может содержать инструкции, наставления, правила, определяющие нормы нашего поведения. И во всех случаях текст оказывается адресованным. Именно в воздействии на другого человека и заключается цель речевой деятельности.

Умение правильно определять цель общения и учитывать особенности адресата речи помогает успешно строить всякое высказывание, лучше понимать другого человека.



КАК РАБОТАТЬ

НАД ТЕМАТИЧЕСКИМИ ВЫПИСКАМИ

1.Выберите из текста необходимый материал и выпишите его на карточки в такой последовательности: цитата, фамилия и инициалы автора произведения, название произведения, издательство, год и место издания, раздел книги или том, страница.

2.Если с этой страницы вы выписываете несколько цитат, то ссылка на источник делается так: « Там же». Если же цитата берется с другой страницы книги, то пишется: « Там же» и указывается страница.

3.Чужие слова нужно приводить с абсолютной точностью, не отрывая от содержания текста, из которого они взяты.

4.Если во время цитирования приходится делать пропуски отдельных слов, то в таком случае в цитате вместо пропущенных слов ставятся три точки (…).

5.Цитаты в виде самостоятельного предложения оформляются как прямая речь.

6.Если цитата является составной частью мысли того, кто пишет, то она берется в кавычки и начинается с маленькой буквы.

7.На полях карточки или в верхней её части, перед цитатой, целесообразно давать короткий заголовок цитаты, то есть одним или несколькими словами передать основное содержание цитируемого текста.

КАК СОСТАВЛЯТЬ

ТЕЗИСЫ СТАТЬИ

1.Предварительно просмотрите статью, продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.

2.Внимательно прочитайте статью, определите её основную мысль.

3.Разделите статью на смысловые части, определите микротемы.

4.Сформулируйте пункты плана, логически связав их между собой.

5.Воспринимая текстовую информацию, стремитесь четко представить себе, что является главным для автора, а что для вас как читателя.

6.Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определенной последовательности.

7.Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста - не допускайте искажения содержания.

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН,

ТЕЗИСЫ И КОНСПЕКТ

1.Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

2.Разделите текст на логико-смысловые части.

3.Подберите заголовок к каждой части (получим план текста).

4.Поставьте к каждой логико-смысловой части текста вопрос «О чем говорится в этой части?»

5.Найдите в тексте ответ. Запишите его сжато собственными словами или словами автора (получим тезисы).

6.Составляя план, тезисы или конспект, записывайте фамилию автора, полное название работы, год, издательство, название газеты или журнала, в котором она напечатана.

7.Выделяйте в конспекте разделы, параграфы, пункты, отделяйте их один от другого.

8.После каждой законченной части оставляйте несколько чистых строк (сюда можно вписать новые пометки).

9.Выделяйте основные тезисы, идеи разными цветами, подчеркиванием, значками и др.

10.Пользуйтесь таким размещением материала:

Поля для последующей

обработки записи | Конспект работы

КАК ГОТОВИТЬСЯ

К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

1.Хорошо продумайте тему выступления, подготовьте заранее материал, с которым собираетесь выступить.

2.Выясните, кто будет адресатом вашей речи, определите цель выступления: вы хотите проинформировать слушателей о чем-то, побудить к какому-нибудь действию или развлечь.

3.Основа выступления - план. Сгруппируйте информационные материалы в соответствии с планом выступления.

4.В процессе работы над нужной информацией позаботьтесь о композиции выступления (общепризнанная композиция - вступление, основная часть, заключение).

5.Развивать мысль в своем выступлении можете по-разному, а именно: объяснять, описывать, рассказывать, доказывать.

6.Подбирайте необходимые языковые средства, свойственные избранному стилю и типу речи.

7.Напишите свое выступление и несколько раз прочитайте его.

8.Прочитайте свое выступление дома кому-нибудь из близких или друзей. Это поможет уточнить содержание, найти нужные слова, необходимый тон, интонацию.


РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ

I.По содержанию выступления

1).Правильно ли понял выступающий тему, предложенную учителем?

2).Выделена ли основная мысль?

3).Учитывается ли адресат речи?

4).Рационально ли подобран материал, нет ли мелких, незначительных фактов, деталей, которые загромождают выступление?

5).Выражал ли выступающий свое отношение к тому, что он говорил? Какими средствами это достигнуто?

6).Какие приемы использовал выступающий для выражения своих мыслей (сравнения, аналогии, противопоставления, примеры из жизни и др.)?

II.По форме выступления

1).Удачно ли построено выступление?

2).Какими были вступление и заключение?

3).Выдержаны ли такие требования, как логически последовательное размещение фактов и выводов, доказательство выдвинутых положений?

4).Достаточно ли богатый словарный запас выступающего?

5).Какими средствами установления контакта с аудиторией пользовался оратор?

6).Удачно ли были избраны тон, интонация, делались паузы?

7).Какие недостатки в речи вы заметили, что посоветуете товарищу?

ТЕКСТОВЫЕ НЕДОЧЕТЫ,

ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В УСТНОЙ

И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1.Содержание не соответствует теме (в сочинениях) или недостаточно полно воспроизведено (в изложениях).

2.Наличие в содержании элементов, не относящихся к теме.

3.Изложение неполное, пропуски важного материала.

4.Бессистемность изложения материала, непоследовательное расположение предложений и абзацев.

5.Отсутствие смысловой связи между частями текста.

6.Отсутствие или неудачное начало (концовка) работы.

7.Незавершенность рассуждений, необоснованность утверждений.

8.Несоответствие композиции работы избранному типу речи.



КАК СОСТАВЛЯТЬ ОТЗЫВ

О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА

1.Определите адресата речи, цели и задачи высказывания.

2.Подберите нужную форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в газету и др.).

3.Определите стиль и тип речи.

4.Выскажите свое мнение о произведении искусства и обоснуйте его, подбирая убедительные аргументы.

5.Обратите внимание на речевое оформление отзыва.

Употребляйте лишь те языковые средства, которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания.

6.Придерживайтесь требований к речи и культуре общения.



КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

1.Помните, что каждый имеет такое же право высказать свое мнение, как и вы.

2.Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками и грубостью.

3.Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать.

4.Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.

5.Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор.

6.Умейте четко определять свою позицию в споре. Не забывайте, что спор становится более плодотворным, если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов.

7.Правильно пользуйтесь в споре понятиями. Важно, чтобы участники спора вкладывали в употребляемые термины одинаковое содержание.

8.Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его. Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.

9.Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами. Но, согласившись, постарайтесь показать, что эти доводы не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.


10.Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Имейте в виду, что из двух спорящих, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.

11.Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах не было противоречий.

12.Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.


КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1.Определите адресата речи и цель общения.

2.Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада.

3.Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите ее.

4.Подберите материал, обратив внимание на те факты, которые будут интересны аудитории, сделайте выписки.

5.Составьте рабочий план и в соответствии с ним систематизируйте подобранный материал.

6.Основные положения нескольких источников обобщите, вследствие чего мысли, изложенные в нескольких работах, зазвучат полнее, убедительнее.

7.Запишите текст доклада полностью или частично (начало, конец).

8.Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.

9.Перескажите устно текст доклада дома.

10.Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

КАК ПИСАТЬ РЕФЕРАТ

1.Определите адресата и цель общения.

2.Подберите необходимую литературу.

3.Изучите отобранные источники, делая попутно сжатые рабочие пометки, а также закладки в книге.

4.Составьте план в соответствии с предполагаемым объемом реферата (как правило, используется приблизительно одинаковое количество страниц для раскрытия каждого пункта плана).

5.Напишите яркое, привлекательное вступление.

6.Предусмотрите в основной части перечень выводов, обобщений и рекомендаций.

7.Не превышайте объема реферата (наиболее оптимальным считается объем в 10 - 12 страниц; такой реферат можно изложить в течение 10 - 15 минут).

8.Во время выступления перед аудиторией не читайте реферат, а воспроизводите его содержание по памяти. Для этого целесообразно составить развернутый план-конспект на 2 - 4 страницы.

9.При отборе языковых средств для написания реферата учитывайте особенности научного стиля речи.

10.Соблюдайте требования, предъявляемые к оформлению реферата. Обязательно нумеруйте страницы.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ

1.Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.

2.Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте ее раскрытия.

3.Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.

4.Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.

5.Цитируйте уместно и правильно.

6.Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения; логической последовательности в изложении мыслей.

7.Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности.





РУССКОЕ СЛОВО

Памятки (для оформления стендов в кабинете русского языка)

В слове русском такая сила,

В слове русском такая мощь,

Что в атаки солдат водила,

Помогала и смерть превозмочь.

В слове русском такая ласка.

В слове русском такая боль,

Что реальность казалась сказкой,

Что по силам любая роль.

В речи русской такое раздолье.

В речи русской так тесно словам…

В мыслях снова бегу к лукоморью,

Чтоб душою прильнуть к чудесам…

О великое русское слово!

О великая русская речь!

Ты духовности нашей основа,

И клянемся тебя мы сберечь!

ЕСЕНИНСКАЯ РУСЬ

Русь бесконечная, Русь многоликая -

Песнь задушевная, тайна великая.

Русь - величавая в царском обличии,

В нищенском рубище - мной не забытая.

Для чужестранцев - душа непонятная,

Как и просторы твои - необъятная…

Всякой любима, но в сердце взлелеяна

Не просто Россия - Россия Есенина.

Юлия Головко, выпускница 2008г.

Письмо неизвестному солдату

Как всегда, по земле царственно прохаживается Осень. Она хозяйка на земле. Пришло ее время. Я завидую ей. Осень живет вечно, а это значит, что она немой свидетель всего, что происходит на земле.

ТПамятки (для оформления стендов в кабинете русского языка)ак же гордо и величественно она пришла на землю и в 1941 году. Многие мальчишки чуть старше меня ушли на фронт, а многие мечтали поскорее повзрослеть и тоже идти защищать родную землю. Много-много лет назад такой же мальчишка, имя которого давно уже забыто, шел дорогою войны. И это не мешало ему любоваться, может быть в последний раз, очаровательной подружкой-осенью.

Дорогой солдат, имя которому - Герой!

Ты мог быть мне другом, товарищем, приятелем. Мы могли бы вместе задорно бегать по улице, с азартом играть в футбол. Могли бы дергать девчонок за косы. Могли бы делиться секретами. Но осенним теплым днем война разрушила твои мечты и надежды. Теперь ты - один из тех, кто отдал свою жизнь за меня. Ты - безымянный солдат, имя которого - Герой! Я жив только благодаря тебе.

Осень - немой свидетель войны. Сколько солдат умирало на твоих пахучих лугах… Скольких ты провожала в последний путь… Сколько раз плакала от боли за тех, кто защищал землю от врага... Тебя - героя - дома, до конца своих дней, ждали поседевшая мать и юная белокурая девчонка. А ты так и не вернулся… Лишь Осень неслышно подходила к дому и тихо плакала, вместе с ослепшей от горя матерью и той, которой не суждено было стать женой…

Солдат, ты мог быть моим мудрым, добрым прадедушкой. Ты хотел видеть счастливые лица своей матери, жены, сына. А их увидеть смогла за тебя вечно скорбящая Осень...

Солдат, жизнь - это всего лишь маленькое мгновение... А мне так хочется быть похожим на тебя... Я живу под мирным небом. Я - продолжение тебя. Я твои самые счастливые мечты. Ты подарил мне жизнь. Ты оставил после себя на всей земле - жизнь. Низко склоняю голову перед тобой, безымянный Герой!

А одинокая, грустная Осень ходит по земле… Хочет рассказать о том, что видела, о тех, кого уже давно оплакала. Но обречена быть вечно немым свидетелем…

Человеческая жизнь - мгновение. А вам, безымянные Герои, вечная слава и память! Сколько по земле будет скитаться грустная осень, столько и вы будете жить в памяти человечества…

Полицын Денис, 2010 г.

Пусть кто-то скажет громко вслед,

Что мне расти еще, расти,

Что только опытный поэт

Имеет право на стихи…

Пытаться буду я опять

Из тысяч выбрать те слова,

Чтобы себя в них рассказать

И доказать вам: я смогла!

И пусть стихи мои просты,

Как говор в роще ручейка -

Боюсь я только пустоты,

Когда все сказаны слова…

Памятки (для оформления стендов в кабинете русского языка)ЦАРЕВНА ОСЕНЬ

Шепчет мне ветер, что Осень пришла

Под капель серебряный стук.

А Осень не шла - Осень плыла

Под грома бурлящий звук.

А я представляла ее не такой:

Не рыжей девчонкой в веснушках,

А просто юной царицей земной

В платье из листьев потухших.

Она улыбалась, манила с собой,

Дарила хрустальные росы,

Сверкала, искрилась живою водой

И счастья не прятала слезы.

Она танцевала, парила, кружась,

Царила легко и беспечно.

И так же ушла, над Зимою смеясь…

О Время! Ты так быстротечно…

Савченко Надежда, выпускница 2000 г.

Памятки (для оформления стендов в кабинете русского языка)МЫ УХОДИМ В ЗАКАТ…

Мы уходим в закат, мы уходим туда,

Где бессмертное Солнце, голубая Земля,

Вечно лес зеленеет, водопады шумят,

Где любовь нас согреет… Мы уходим в закат…

ОСЕНЬ

Когда пьянеют от заката розы,

Осенний дождь, о чем-то мне твердя,

Роняет на мои ладони слезы,

И разгорается огнем заря.

В закатный час горюют молча ели,

Листочков рой кружится на ветру.

Из этих листьев огненных постели

Рубинами краснеют поутру.

Седой туман окутал сказку-осень,

И в каждом листике дрожит слеза…

Давай с тобой у осени попросим:

Пусть это чудо длится без конца!

ПЕСНЯ ДОЖДЯ

На листьях-клавишах играет дождь.

Как незатейливый мотив хорош!

А ветер ласково поет без слов…

Ты слышишь ночью музыку цветов?

А утром дождь притихнет и уйдет,

Прощанья песню ветер пропоет…

Кто любит, тот всегда понять готов

Язык дождя и музыку цветов.

Муслимова Анжела, выпускница 2005 г.

Памятки (для оформления стендов в кабинете русского языка)Я - крымчанин

Мне 14 лет. Я - личность. Я уже четко понимаю, кто я. Я - крымчанин, и это звучит гордо! Счастлив, что родился на Крымской земле. Земле, которая пережила столетия разных событий. Земле, которая славится своей уникальной природой. Земле, на которой живут удивительные люди.

У крымчан есть своя отличительная черта: мы - дружные и толерантные. Мы понимаем языки многих народов. Мы умеем весело отмечать праздники всех живущих на этой земле.

Я бы сравнил Крым с многодетной семьей. Нам приятно жить вместе. Нас объединяет земля, на которой мы живем. Земля наша добрая, щедрая. У Крымской земли нет национальности, есть люди, которые хотят жить в согласии и мире.

И пусть с рождения кто-то называет свою маму «ана», а кто-то «матуся» - на любом языке это слово звучит нежно и ласково. И праздники наши интересные: Всепрощающая Пасха у христиан и жертвенный Курбан Байрам у мусульман.

Как радостно ходить друг к другу в гости! Как интересно познавать другой мир, который существует рядом с тобой. Нет ничего прекраснее народных традиций!

Крымская земля! Краше тебя нет, потому что ты - моя Родина. А Родину, как и мать, не выбирают. Ее любят такой, какая она есть.

Крымская земля, любуюсь твоими величественными горами, душистой степью, живописными лесами и ласковым морем...

Крымская земля, ты можешь гордиться нами. Мы достойны гордо носить высокое звание - крымчанин!

Удивительно: человеческая жизнь - мгновение, а ты будешь существовать вечно. И вечно твоей красотой будут любоваться, восхищаться и беречь ее.

Я с гордостью говорю: я - крымчанин!

Полицын Денис, 2011 г.

ПИСЬМО К МИТРОФАНУ ПРОСТАКОВУ

Привет, Митрофан!

Матушка у тебя, конечно, классная «фурия». И с отцом не повезло - робкий он очень. Да сам-то ты что? Дядюшка хоть в свиньях души не чает. А ты никого не любишь, ничего не знаешь и знать не желаешь. Хоть фамилию поменяй: не Простаков ты, а Скотинин, их род издавна славился крепкими лбами.

Даже твоя дикая и невежественная мать поняла, что дворянину без образования поступить на службу невозможно. Но любит она тебя очень, и ей твою лень не преодолеть, тем более, что она уже считает тебя «ученым» человеком. С твоим « умом можно далеко залететь». Я согласна с ней и не буду больше говорить о твоих «успехах» в науках, а то, действительно, залетим далеко.

Больше всего ты преуспел в росте. Растешь и в ширину, и в высоту - растет и пустота в твоей голове. Видимо, прав Вральман: голова твоя «… гораздо слабее брюха». Три года изучать «зады»! И усвоить, что слово «дурак» прилагательное, так как прилагается к человеку! Ты, прямо, суперлентяй!

Тебе шестнадцать лет, но тебя всё еще считают ребенком, гоняешь голубей, опекает няня.

Но ты весь в мать - грубый деспот, крепостник. С учителями не разговариваешь, а «лаешься», Еремеевну называешь «старой хрычовкой», всем грозишь, что пожалуешься матери, после неудачи с похищением Софьи кричишь: «За людей приниматься!» Однако ты трус и враль. Просишь старую няню заслонить тебя от дяди, грохаешься на колени перед Стародумом. Я сомневаюсь, что тебе жаль матушку, которая «так устала, колотя батюшку». Как только у нее отобрали власть, ты сразу утратил к ней интерес. Да отвяжись, матушка, как навязалась!» - не твои ли слова?

Ты живешь в 18 веке, понятно, что среда и условия жизни определили твое место в обществе и взгляды на жизнь, но ведь не все такие, как ты: с тобой рядом и Правдин, и Стародум, и Милон.

Родители часто говорят, что дети - их будущее. Какое тебе дело до них? Уедешь ты от них, надоели они тебе… И никто кроме родителей не виноват, что им придется пожинать «злонравия достойные плоды».

Однако я благодарна тебе, Митрофан. Твое имя стало символом лени, умственного убожества, грубости. Твоя жизнь всегда будет современна, она многому учит - учит думать. Сколько людей упорно менялось, чтобы не стать «митрофанушками». А это очень важно, когда люди стремятся исправить свои ошибки!

Зайцева Мария

02. 12. 2002 г.

P.S. Пока, Митрофанушка! Долго жить будешь. Сам-то ты дурак, да своей жизнью многих уму-разуму научишь.


© 2010-2022