Урок русского языка в 9 классе на тему «СПП с придаточными определительными»

Урок знакомит учащихся с новыми типами придаточных предложений, развивает навыки исследовательской деятельности, повышает интерес к слову, приобщает к употреблению в письменной речи данных предложений. Каждый этап включает в себя самостоятельную поисковую деятельность. Учащиеся, опираясь на практический материал, добывают новые теоретические знания, чертят схемы, преобразовывают предложения, расставляют знаки препинания в них, создают свои примеры. Заканчивается урок подведением итогов и рефлекс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.


Цели урока:


  1. Обучающие:

- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений.


  1. Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать интерес к слову.


  1. Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Ход урока:

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами писали изложение, оценки вам известны. По содержанию текстов мы с вами уже поговорили, выявили недочеты и их причины, а сегодня в начале урока уделим внимание повторению тех правил, на которые вами были допущены орфографические и пунктуационные ошибки.

Словарная работа:

Как-то сгорбившись, будет писать-то, всё-таки сыпанул, трепетно-ярким огнем, берестяной короб, с разбросанными цветами, разложила по сортам, расстилался коврик, подступилась ко мне, спикировав на фашистский бомбардировщик.

Жасминовый куст, разросшийся под окном, ронял на письменный стол кружевную тень.

А в центре клумбы поднялись мои маки, выбросившие навстречу солнцу три тугих бутона.

Замените причастные обороты придаточным определительным, в качестве связующего элемента используйте слово «который».

Учитель: Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные - в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., - заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.

3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, оно не будет характеризовать существительное края.)

Таким образом, мы с вами плавно перешли к нашей основной теме урока «СПП с придаточными определительными».

Сообщение целей урока.

Фронтальный опрос


  1. На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

  2. От какого слова (части речи) задается вопрос к придаточному определительному?

  3. Что может выступать в качестве связующего элемента?

  4. Возможны ли указательные слова в главном предложении? Приведите примеры указательных слов.

  5. Каково место придаточного определительного в СП?

Итак, заполним таблицу: (вторая часть таблицы заполняется учащимися)

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово (часть речи)

сущ.

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5. Возможны указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову

всегда постпозиция

На основании этой таблички подытожим известные нам сведения о придаточном определительном.

Начертите обобщенную схему СПП с придаточным определительным.

Как мы сказали ранее, в качестве связующего элемента могут выступать союзные слова. И чаще всего это слово «который». Как правило, встречая это слово в предложении, ребята безошибочно определяют вид придаточного. Если же оно заменено другими союзными словами, то это вызывает определенные трудности. Чтобы предотвратить ошибки, выполним упражнение 93. Составим схемы

Учитель. К придаточным определительным близки местоименно-определительные, относящиеся не к существительному, а к местоимениям тот все, всё, каждый и др., употребленным в значении существительного.

Схема СПП с придаточным местоименно-определительным

Упр. 101

*Дополнение, если останется время.

Слуховой диктант

  1. Рано веселые звездочки вышли, чтоб на тебя посмотреть.

  2. Знакомая чайка взмахнула крылами, и сердце забилось спокойно.

  3. Даль подернулась туманом, чешет тучи лунный гребень.

  4. Есть в реках места такие, где в заводях спит река.

  5. Пробегал ветер по спелой ржи, словно гладил его рекой.

  6. Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны.

  7. Дымилась роща над горою, и вместе с ней горел закат.

  8. А утрами глухими птичьи стаи летят - то на север далекий гуси-лебеди мчат.

  9. Летят над белым взморьем чайки, а даль туманная глуха.

  10. Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле.

СПП

ССП

БСП

СПП

СПП

СПП

ССП

БСП

ССП

СПП


Рефлексия и подведение итогов урока


  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

VII. Домашнее задание:

  1. Параграф 10, упр. 94.

  2. Найти и выписать в тетрадь 3 СПП с придаточными определительными или местоименно-определительными из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»



© 2010-2022