Конспект урока по теме

Тема урока: Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.Аттестуемый педагог (ФИО) Колупаева Наталья ВладимировнаГород, район г. БарнаулОбразовательное учреждение МБОУ «СОШ № 37»Предмет (или должность) русский языкКласс: 8 «а»Тема урока: Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.Цели урока:образовательная: изучить структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи;развивающая: развивать умен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Аттестуемый педагог (ФИО) Колупаева Наталья Владимировна

Город, район г. Барнаул

Образовательное учреждение МБОУ «СОШ № 37»

Предмет (или должность) русский язык

Класс: 8 «а»

Тема урока: Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Цели урока:

образовательная: изучить структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи;

развивающая: развивать умение опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи; развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.

воспитательная: воспитание навыков культурного общения, толерантно-сти, доброжелательности к товарищу во время работы в парах и ходе учеб-ного диалога.

Характеристика класса_________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор и экран;

  • презентация.

1. Организационный момент.

Цель: Подготовить учащихся к работе, сформулировать тему, определить цели и задачи урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Дают формулировку цели урока. (Хотим знать структурные и смысловые особенности безличных предложе- ний).

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему урока, просит сформу-лировать цель урока.

При целепола-гании исполь-зуем прием «знаю- хочу знать»

2. Актуализация знаний учащихся.


Цель для уч-ся: дополнить пословицы, определить вид односоставного предложения по форме сказуемого (сказуемые выписываем, указываем его грамматическую форму). Дать

определение «определенно-личные предложения», «неопределенно-личные предложения».


Цель: Проверить степень усвоения уч-ся ранее изученных односоставных предложений: определенно-личных, неопределенно-личных; ( умение определять вид предложения по форме сказуемого);

установление пробелов в их усвоении, оптимальность сочетания взаимоконтроля и самоконтроля учащимися; организация деятельности учащихся по подготовке к восприятию нового материала.

Методы и приемы обучения: Использование системы приёмов (устный опрос, фронтальная работа учащихся), позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания; использование различных форм контроля; создание содержательных и организацион-

ных условий. Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Читают начало пословиц:

  1. От добра…

  2. На чужой роток…

  3. Из песни слов не …

  4. В чужом глазу сучок видим, а в своем…

  5. За двумя зайцами погонишься-…

(слайд №1)

Заканчивают пословицы, выписывают сказуемые, определяют вид односостав-ного предложения.


Отвечают на вопросы, дают определения.

А) Определенно-личными предложениями называются односоставные предложе-ния, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседник. Сказуемое опред.-личного предложения выражено глаголом в форме 1-го, 2-го лица изъя-вительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. В таких пред-ложениях глагол своей формой указывает на вполне определенное лицо. Например: Утром встаю в 7 часов. Делаю зарядку, потом умываюсь и завтракаю.

3. Формулирование пробле-мы, постановка цели и задач урока.

Дают формулировку пробле-мы.

1.Прочитайте начало пословиц. Дополните пословицы, определите вид односоставного предложения, выписав сказуемое и определив его грамматич. форму.

Образец: Из песни слов не выкинешь. Сказуе-мое - не выкинешь. Оп-ределяем его грам. фор-му - глагол в форме будущего времени 2 лица, ед. ч. - значит это определенно-личное предложение с обобще-нным значением.

2. Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:

А) Какие предложения называются определен-но-личными?

Б) В чем особенность обобщенно-личных предложений?

В) Дайте определение термину « неопределе-нно-личные предложе-ния».



Просит сформулиро-вать проблему, сообща-ет цель и задачи, кото-рые необходимо выпол-нить на уроке.

Данная работа выполняется фронтально.


Учитель комме-нтирует ответы учащихся по ходу выполне-ния работы.


Учитель оцени-вает устные от-веты уч-ся.


3. Изучение нового учебного материала.

Цель для уч-ся: изучить особенности безличных предложений. Указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении; определить, что оно обозначает - душевное, физическое состояние человека; состояние природы и окружающей среды; отрицание чего-либо; воз-

можность или невозможность чего-либо. Результаты наблюдения занести в таблицу.

Цель: изучить структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Используя лингвистическое наблюдение,

показать семантическое богатство безличных предложений. Результаты исследования

представить в виде таблицы.

Методы и приемы: проблемно-поисковый метод, лингвистическое наблюдение;

самостоятельная работа с элементами исследования; беседа; анализ результатов.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Открытие нового знания.

Читают предложения, определяют их значение, используя варианты, представленные на доске.


  1. На небе нет ни облачка.

  2. Приятно пахнет черемухой.

  3. И снова мне легко.

  4. В лесу тихо и безмолвно.

  5. С любимой мечтой не хочет-ся сердцу расстаться.

-Это односоставные безлич-ные предложения.

Выполняют работу в тетради, записывая предложения и ре-зультаты исследования.

Предлагает провести лингвистическое наб-людение.

а) Лингвистическое на-блюдение.

Прочитайте предложе-ния. Какие это односос-тавные предложения? Определите, что обо-значает каждое пре-дложение, используя варианты значений без-личных предложений.

Все результаты фикси-руем в таблице.

Варианты зна-чений безлич-ных предложе-ний представ-лены на доске.

Работаем по та-блице. (слайд№2)

2-3 колонки заполняются по ходу выполне-ния задания.

Презентация таблицы на доске (2 и 3 колонка заполняются по ходу выполнения задания)


Безличные предложения

Значение безличных предложений

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

  1. На небе нет ни облачка


  1. Приятно пахнет черемухой.


  1. И снова мне легко.


  1. В лесу тихо и безмол-вно.


  1. С любимой мечтой не хочется сердцу расста-ться.


  1. Зимой рано смеркается

1)Отсутствие чего-либо.


2) Состояние окружающей среды.


3)Физическое состояние человека.


4) Состояние природы.


5)Эмоциональное наст роение человека.

6)Состояние природы.

1)Неизменяемой глагольной формой НЕТ.

2) Личным глаголом в без-личной форме.


3) Категорией состояния.



4) Категорией состояния.


5)Инфинитивом.



  1. Безличным глаголом.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Называют значение безличных предложений.

- Безличные предложения обоз-начают: душевное, физическое состояние человека, его настро-ение; состояние природы и ок- ружающей среды; отсутствие чего-либо.

-Сказуемое в безличном пред-ложении может быть выражено: неизменяемой глагольной фор-мой НЕТ, личным глаголом в безличной форме, категорией состояния, инфинитивом, без-личным глаголом.






-Безличные - такие односостав-ные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.



- Сказуемое еще может выража-ться кратким страдательным причастием в форме среднего рода.

Работают в парах: рассказывают друг другу о безличных предло-жениях.


-Устные сообщения уч-ся (2 че-ловека.

-Мы провели лингвистическое наб-людение над безличными предло-жениями. Сделаем вывод: какое

значение могут иметь безличные предложения?




- Чем может быть выражено сказуе-мое в безличном предложении?



Б) Работа с теоретическим материалом по учебнику.

( п. 35,стр. 94).

- Прочтите теоретический материал параграфа 35.


-Как трактуется термин «безличные предложения»?



-Что нового вы узнали о безличных предложениях?


- Какая форма сказуемого не бы-

ла представлена в таблице?



-Подготовьте устное сообщение «Безличные предложения», иллюст-рируя теоретические утверждения, примерами из таблицы.

- Работаем в парах - расскажите друг другу, что вы узнали о без-личных предложениях. Затем слу-шаем ваши сообщения по теме: «Безличные предложения».



Используем результа-ты наблюдения из ко-лонки №2 таблицы.






Ответ на этот вопрос дает колонка №3.



















Устные сообщения

( 2 человека).

Учитель анализирует ответы уч-ся, выстав-ляет оценки.



4. Закрепление учебного материала.

Цели для уч-ся: научиться находить безличные предложения в тексте; уметь перестраивать дву-составные предложения в односоставные безличные; определять форму сказуемого безличного предложения.

Цель: формировать навык опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи; уметь трансформировать двусоставные предложения в односоставные безли-чные; учиться распознавать безличные предложения в составе сложных по форме сказуемого.

Методы и приемы обучения:


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учебно-практическая деятельность.

-Трансформируют двусоставные предложения в односоставные без-личные, указывают форму сказуемо-го.

-Малыш не спит.- (Малышу не спит-ся.) Сказуемое выражено возврат-ным глаголом.

- Приближается вечер. - (Вечереет.) Сказуемое выражено безличным глаголом.

- Снег замел дорогу. - ( Дорогу за-мело.) Сказуемое выражено безлич-ным глаголом.

- Вчера был дождь? - ( Вчера было пасмурно?) Сказуемое выражено ка-тегорией состояния.

- У тебя есть книга? - ( Нет ли у тебя книги?) Сказуемое выражено неизменяемой формой НЕТ.


Трансформация двусоставных предложений в односоставные безличные.

-Приступаем к практической деятельности. Наша задача- перестроить дву-составные пред-ложения в одно-составные безли-чные, указать форму сказуемо-го.

Образец: Я не-здоров. - Мне нездоровится. - Сказуемое выра-жено возврат-ным глаголом в безличной фор-ме.


5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



© 2010-2022