- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме
Конспект урока по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колупаева Н.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.
Аттестуемый педагог (ФИО) Колупаева Наталья Владимировна
Город, район г. Барнаул
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ № 37»
Предмет (или должность) русский язык
Класс: 8 «а»
Тема урока: Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.
Цели урока:
образовательная: изучить структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи;
развивающая: развивать умение опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи; развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.
воспитательная: воспитание навыков культурного общения, толерантно-сти, доброжелательности к товарищу во время работы в парах и ходе учеб-ного диалога.
Характеристика класса_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор и экран;
-
презентация.
1. Организационный момент.
Цель: Подготовить учащихся к работе, сформулировать тему, определить цели и задачи урока.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Дают формулировку цели урока. (Хотим знать структурные и смысловые особенности безличных предложе- ний).
Приветствует учащихся
Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему урока, просит сформу-лировать цель урока.
При целепола-гании исполь-зуем прием «знаю- хочу знать»
2. Актуализация знаний учащихся.
Цель для уч-ся: дополнить пословицы, определить вид односоставного предложения по форме сказуемого (сказуемые выписываем, указываем его грамматическую форму). Дать
определение «определенно-личные предложения», «неопределенно-личные предложения».
Цель: Проверить степень усвоения уч-ся ранее изученных односоставных предложений: определенно-личных, неопределенно-личных; ( умение определять вид предложения по форме сказуемого);
установление пробелов в их усвоении, оптимальность сочетания взаимоконтроля и самоконтроля учащимися; организация деятельности учащихся по подготовке к восприятию нового материала.
Методы и приемы обучения: Использование системы приёмов (устный опрос, фронтальная работа учащихся), позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания; использование различных форм контроля; создание содержательных и организацион-
ных условий. Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Читают начало пословиц:
-
От добра…
-
На чужой роток…
-
Из песни слов не …
-
В чужом глазу сучок видим, а в своем…
-
За двумя зайцами погонишься-…
(слайд №1)
Заканчивают пословицы, выписывают сказуемые, определяют вид односостав-ного предложения.
Отвечают на вопросы, дают определения.
А) Определенно-личными предложениями называются односоставные предложе-ния, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседник. Сказуемое опред.-личного предложения выражено глаголом в форме 1-го, 2-го лица изъя-вительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. В таких пред-ложениях глагол своей формой указывает на вполне определенное лицо. Например: Утром встаю в 7 часов. Делаю зарядку, потом умываюсь и завтракаю.
3. Формулирование пробле-мы, постановка цели и задач урока.
Дают формулировку пробле-мы.
1.Прочитайте начало пословиц. Дополните пословицы, определите вид односоставного предложения, выписав сказуемое и определив его грамматич. форму.
Образец: Из песни слов не выкинешь. Сказуе-мое - не выкинешь. Оп-ределяем его грам. фор-му - глагол в форме будущего времени 2 лица, ед. ч. - значит это определенно-личное предложение с обобще-нным значением.
2. Актуализация знаний
Ответьте на вопросы:
А) Какие предложения называются определен-но-личными?
Б) В чем особенность обобщенно-личных предложений?
В) Дайте определение термину « неопределе-нно-личные предложе-ния».
Просит сформулиро-вать проблему, сообща-ет цель и задачи, кото-рые необходимо выпол-нить на уроке.
Данная работа выполняется фронтально.
Учитель комме-нтирует ответы учащихся по ходу выполне-ния работы.
Учитель оцени-вает устные от-веты уч-ся.
3. Изучение нового учебного материала.
Цель для уч-ся: изучить особенности безличных предложений. Указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении; определить, что оно обозначает - душевное, физическое состояние человека; состояние природы и окружающей среды; отрицание чего-либо; воз-
можность или невозможность чего-либо. Результаты наблюдения занести в таблицу.
Цель: изучить структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Используя лингвистическое наблюдение,
показать семантическое богатство безличных предложений. Результаты исследования
представить в виде таблицы.
Методы и приемы: проблемно-поисковый метод, лингвистическое наблюдение;
самостоятельная работа с элементами исследования; беседа; анализ результатов.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Открытие нового знания.
Читают предложения, определяют их значение, используя варианты, представленные на доске.
-
На небе нет ни облачка.
-
Приятно пахнет черемухой.
-
И снова мне легко.
-
В лесу тихо и безмолвно.
-
С любимой мечтой не хочет-ся сердцу расстаться.
-Это односоставные безлич-ные предложения.
Выполняют работу в тетради, записывая предложения и ре-зультаты исследования.
Предлагает провести лингвистическое наб-людение.
а) Лингвистическое на-блюдение.
Прочитайте предложе-ния. Какие это односос-тавные предложения? Определите, что обо-значает каждое пре-дложение, используя варианты значений без-личных предложений.
Все результаты фикси-руем в таблице.
Варианты зна-чений безлич-ных предложе-ний представ-лены на доске.
Работаем по та-блице. (слайд№2)
2-3 колонки заполняются по ходу выполне-ния задания.
Презентация таблицы на доске (2 и 3 колонка заполняются по ходу выполнения задания)
Безличные предложения
Значение безличных предложений
Чем выражено сказуемое в безличном предложении
-
На небе нет ни облачка
-
Приятно пахнет черемухой.
-
И снова мне легко.
-
В лесу тихо и безмол-вно.
-
С любимой мечтой не хочется сердцу расста-ться.
-
Зимой рано смеркается
1)Отсутствие чего-либо.
2) Состояние окружающей среды.
3)Физическое состояние человека.
4) Состояние природы.
5)Эмоциональное наст роение человека.
6)Состояние природы.
1)Неизменяемой глагольной формой НЕТ.
2) Личным глаголом в без-личной форме.
3) Категорией состояния.
4) Категорией состояния.
5)Инфинитивом.
-
Безличным глаголом.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Называют значение безличных предложений.
- Безличные предложения обоз-начают: душевное, физическое состояние человека, его настро-ение; состояние природы и ок- ружающей среды; отсутствие чего-либо.
-Сказуемое в безличном пред-ложении может быть выражено: неизменяемой глагольной фор-мой НЕТ, личным глаголом в безличной форме, категорией состояния, инфинитивом, без-личным глаголом.
-Безличные - такие односостав-ные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.
- Сказуемое еще может выража-ться кратким страдательным причастием в форме среднего рода.
Работают в парах: рассказывают друг другу о безличных предло-жениях.
-Устные сообщения уч-ся (2 че-ловека.
-Мы провели лингвистическое наб-людение над безличными предло-жениями. Сделаем вывод: какое
значение могут иметь безличные предложения?
- Чем может быть выражено сказуе-мое в безличном предложении?
Б) Работа с теоретическим материалом по учебнику.
( п. 35,стр. 94).
- Прочтите теоретический материал параграфа 35.
-Как трактуется термин «безличные предложения»?
-Что нового вы узнали о безличных предложениях?
- Какая форма сказуемого не бы-
ла представлена в таблице?
-Подготовьте устное сообщение «Безличные предложения», иллюст-рируя теоретические утверждения, примерами из таблицы.
- Работаем в парах - расскажите друг другу, что вы узнали о без-личных предложениях. Затем слу-шаем ваши сообщения по теме: «Безличные предложения».
Используем результа-ты наблюдения из ко-лонки №2 таблицы.
Ответ на этот вопрос дает колонка №3.
Устные сообщения
( 2 человека).
Учитель анализирует ответы уч-ся, выстав-ляет оценки.
4. Закрепление учебного материала.
Цели для уч-ся: научиться находить безличные предложения в тексте; уметь перестраивать дву-составные предложения в односоставные безличные; определять форму сказуемого безличного предложения.
Цель: формировать навык опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи; уметь трансформировать двусоставные предложения в односоставные безли-чные; учиться распознавать безличные предложения в составе сложных по форме сказуемого.
Методы и приемы обучения:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Учебно-практическая деятельность.
-Трансформируют двусоставные предложения в односоставные без-личные, указывают форму сказуемо-го.
-Малыш не спит.- (Малышу не спит-ся.) Сказуемое выражено возврат-ным глаголом.
- Приближается вечер. - (Вечереет.) Сказуемое выражено безличным глаголом.
- Снег замел дорогу. - ( Дорогу за-мело.) Сказуемое выражено безлич-ным глаголом.
- Вчера был дождь? - ( Вчера было пасмурно?) Сказуемое выражено ка-тегорией состояния.
- У тебя есть книга? - ( Нет ли у тебя книги?) Сказуемое выражено неизменяемой формой НЕТ.
Трансформация двусоставных предложений в односоставные безличные.
-Приступаем к практической деятельности. Наша задача- перестроить дву-составные пред-ложения в одно-составные безли-чные, указать форму сказуемо-го.
Образец: Я не-здоров. - Мне нездоровится. - Сказуемое выра-жено возврат-ным глаголом в безличной фор-ме.
5. Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание