Урок русского языка 5 класс Алфавит

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Алфавит.

Цели урока:

Обучающие:

· рассказать об истории появления русского алфавита;

· повторить алфавит русского языка;

· формировать умения использовать алфавит на практике...

Развивающие:

· умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

· развитие памяти, внимания, , культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

· воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

· воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

· учебник

· орфографические словари

· раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент

Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы на игре «Поле чудес». Отгадайте слово. В старину это слово состояло из 6 букв, современное-состоит из 7 и обозначает «Буквы, расположенные в определенном порядке» Конечно, алфавит.

2.Сообщение темы урока. Цели урока.

3. Актуализация знаний

Что такое алфавит? Что вы о нём знаете? Почему он так называется?

Алфавит и азбука - одно и то же? Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 121, упр.292

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Марянина)

Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс...
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем -
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту -
Н, О, П, Р, С, Т, У
И добавлю от души -
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так -
Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто -Э, Ю, Я...
У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!

4.Изучение новой темы

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

Устное выполнение упр.284

Задание по группам. Учащимся раздаются карточки по числу групп или рядов. В столбик записаны буквы, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.

5. Закрепление

Задание Упр.291. С помощью орфографического словаря запишите правильно слова

Занимательный момент. Загадки

1.Быть нам рядом не годится!

Можешь в этом убедиться -

Посмотри на алфавит,

Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)

2. В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

3.Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной! (Е - Ё)

4.Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Х)

5.Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»! (Ж)

6.Взяли «эн» и справа ножку

Растянули мы немножко,

Да свернули буквой «о»-

Ну, и что произошло? (Ю)

7.«Пэ» в другую букву можно

Очень быстро превратить -

Перекладинку немножко

Надо только опустить! (Н)

(А. Хребтюгов ■)

Учитель

Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник. Какой?

Правильно, День славянской письменности и культуры

Во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?

В каких сферах деятельности человека необходимо это знание? (При необходимости систематизировать материал, найти информацию в словарях, энциклопедиях, в телефонном справочнике, в библиотечном каталоге).

6. Словарная работа Каталог-перечень каких-либо предметов, составленный в определенном порядке, облегчающем их нахождение

7. Итог урока

Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор

1) Сочинить сказку о любой букве

2) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке

3) Составить список класса в алфавитном порядке



© 2010-2022