- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Тема: «Жизненные испытания» (по рассказу М. А. Шолохова «Нахаленок»)
Конспект урока по литературе на тему Тема: «Жизненные испытания» (по рассказу М. А. Шолохова «Нахаленок»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буравкина М.Б. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок
Тема: «Жизненные испытания» (по рассказу М. А. Шолохова «Нахаленок»).
Цель:
-
Показать, что герои М.А. Шолохова побеждают суровые испытания силой войны.
-
Умение бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
-
Научить обучающихся находить хронотоп в произведении, объясняя его значение.
Оборудование: тексты с рассказом «Нахаленок», портрет М.А. Шолохова, иллюстрации к произведению.
Ход урока:
-
Слово учителя: В своих произведениях писатель говорит от имени народа, его устами. Отсюда - могучая сила слова и эстетическая многомерность образов его лучших произведений.
Только по таким признакам можно уверенно судить о принадлежности писателя к культуре того или иного народа. Только это дает ему титул национального художника. Кроме того М.А. Шолохов вполне доступно употребил хронотоп в произведении вашей задачей будет на уроке найти хронотоп в тексте и рассказать для чего он употреблен в тексте, как меняются события в произведении.
В рассказе «Нахаленок» М.А. Шолохов раскрывает душевное богатство героя. Его восприятие поступков других людей искренне идет из глубины переживаний. Запечатлел страстную силу чувств, рассказывает о пережитом отчаянии, затем отношение ребят к нему.
-
Почему жизненные испытания не сломали героя? Что помогает ему вынести травлю друзей, унижения, потерю отца?
Карточка № 1. «Анализ первого сна Мишки».
Что снилось Мишке в его первом сне? О чем он? Как вы понимаете смысл этого сна? Почему автор начал свое произведение с описания сна Мишки? Верно ли то, что М.А. Шолохов использовал сон Мишки, как элемент хронотопа, прочитайте этот фрагмент.
-
Какой момент душевного состояния мальчика передается во сне?
В первом сне говорится о том, как Мишка боится и переживает, о том, что не понятно на что взъелся и обвиняет мишку в том, чего он не совершал. От этой неразберихи мишка просыпается с криком.
Произведение начинается с Мишкиных переживаний и кошмара который ему приснился и течении всего произведения нашего героя преследуют переживания, неудачи, трудности, которые он преодолевает с большим трудом. Но с еще большей легкостью у него возникают новые трудности, потери, оскорбления и унижения.
Карточка № 2. «Отношения Нахаленка с друзьями».
Зачитать фрагмент схватки Нахаленка со сверстниками. Почему они так относились к своему товарищу? В каком душевном состоянии прибывал Нахаленок после схватки с друзьями? Какие это друзья по вашему мнению? Как бы вы поступили на месте Мишки?
-
Как автор охарактеризовал друзей Мишки? Какие слова использовал автор в описании этой ситуации? Где Нахаленок любил прятаться и почему?
В данном произведении автор использует просторечие с яркими смысловыми нюансами, с его веселыми интонациями, придающими и отдельному слову и целой фразе неповторимую прелесть. Это язык тех, кто всю свою жизнь говорил и мыслил по-русски, чей слог и склад обогащал и обогащает живую речь, которая иными сопровождается пренебрежительно - высокомерным примечанием: «просторечие», «областничество».
Карточка № 3. «Нахаленок в семье».
Как родители относились к Мишке? Какие чувства проявляли к Мишке мать, отец, дед по вашему мнению. Как вы считаете, есть ли такие взаимоотношения в современной семье XXI века?
-
В произведении показано умение Мишки прощать. Почему Шолохов изображает Нахаленка именно таким? Дайте Мишке словесный портрет, каким вы его себе представляете?
(Пересказ второго сна Нахаленка).
-
Как поворачиваются события? Как проявил себя Мишка для спасения станицы?
Итог урока: Слово учителя.
Как вы поняли рассказ - это трудный жанр, мастерство рассказа очень сложно, да и от читателя он требует внимательного, вдумчивого и медленного чтения. Данный рассказ мы воспринимаем, как «чрезвычайное происшествие».
В рассказах М.А. Шолохова заметна классическая строгость композиции, суровый локанизм и напряженность фабулы сочетается с этикой и трагедийностью, ранее не свойственными малой форме.
Михаил Шолохов окружающий мир изображает через живой язык и прежде всего через язык русского крестьянства, издревле отличающимся напевным ритмическим строем и ладом, языковое своеобразие, образное цветение, весь аромат речи Шолохова невозможно передать обыденными словами, точно так же как картину созданную кистью живописца, не дано переложить на язык.
Это особое свойство таланта: его глаза и ум с раннего детства «впитывают» мир как целое, целостность жизни осознается им без особых усилий - и оживает на страницах, в нотных знаках, на холсте.
Домашнее задание:
Выставка картин (нарисовать портрет Нахаленка).