Конспект урока по литературе на тему Тема: «Жизненные испытания» (по рассказу М. А. Шолохова «Нахаленок»)

Тема: «Жизненные испытания» (по рассказу М. А. Шолохова «Нахаленок»). Цель: 1.     Показать, что герои М.А. Шолохова побеждают суровые испытания силой войны. 2.     Умение бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.   3.     Научить обучающихся находить хронотоп в произведении, объясняя его значение.   Оборудование: тексты с рассказом «Нахаленок», портрет М.А. Шолохова, иллюстрации к произведению.          
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Тема: «Жизненные испытания» (по рассказу М. А. Шолохова «Нахаленок»).

Цель:

  1. Показать, что герои М.А. Шолохова побеждают суровые испытания силой войны.

  1. Умение бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.

  1. Научить обучающихся находить хронотоп в произведении, объясняя его значение.

Оборудование: тексты с рассказом «Нахаленок», портрет М.А. Шолохова, иллюстрации к произведению.

Ход урока:

  1. Слово учителя: В своих произведениях писатель говорит от имени народа, его устами. Отсюда - могучая сила слова и эстетическая многомерность образов его лучших произведений.

Только по таким признакам можно уверенно судить о принадлежности писателя к культуре того или иного народа. Только это дает ему титул национального художника. Кроме того М.А. Шолохов вполне доступно употребил хронотоп в произведении вашей задачей будет на уроке найти хронотоп в тексте и рассказать для чего он употреблен в тексте, как меняются события в произведении.

В рассказе «Нахаленок» М.А. Шолохов раскрывает душевное богатство героя. Его восприятие поступков других людей искренне идет из глубины переживаний. Запечатлел страстную силу чувств, рассказывает о пережитом отчаянии, затем отношение ребят к нему.

  1. Почему жизненные испытания не сломали героя? Что помогает ему вынести травлю друзей, унижения, потерю отца?

Карточка № 1. «Анализ первого сна Мишки».

Что снилось Мишке в его первом сне? О чем он? Как вы понимаете смысл этого сна? Почему автор начал свое произведение с описания сна Мишки? Верно ли то, что М.А. Шолохов использовал сон Мишки, как элемент хронотопа, прочитайте этот фрагмент.

  1. Какой момент душевного состояния мальчика передается во сне?

В первом сне говорится о том, как Мишка боится и переживает, о том, что не понятно на что взъелся и обвиняет мишку в том, чего он не совершал. От этой неразберихи мишка просыпается с криком.

Произведение начинается с Мишкиных переживаний и кошмара который ему приснился и течении всего произведения нашего героя преследуют переживания, неудачи, трудности, которые он преодолевает с большим трудом. Но с еще большей легкостью у него возникают новые трудности, потери, оскорбления и унижения.

Карточка № 2. «Отношения Нахаленка с друзьями».

Зачитать фрагмент схватки Нахаленка со сверстниками. Почему они так относились к своему товарищу? В каком душевном состоянии прибывал Нахаленок после схватки с друзьями? Какие это друзья по вашему мнению? Как бы вы поступили на месте Мишки?

  1. Как автор охарактеризовал друзей Мишки? Какие слова использовал автор в описании этой ситуации? Где Нахаленок любил прятаться и почему?

В данном произведении автор использует просторечие с яркими смысловыми нюансами, с его веселыми интонациями, придающими и отдельному слову и целой фразе неповторимую прелесть. Это язык тех, кто всю свою жизнь говорил и мыслил по-русски, чей слог и склад обогащал и обогащает живую речь, которая иными сопровождается пренебрежительно - высокомерным примечанием: «просторечие», «областничество».

Карточка № 3. «Нахаленок в семье».

Как родители относились к Мишке? Какие чувства проявляли к Мишке мать, отец, дед по вашему мнению. Как вы считаете, есть ли такие взаимоотношения в современной семье XXI века?

  1. В произведении показано умение Мишки прощать. Почему Шолохов изображает Нахаленка именно таким? Дайте Мишке словесный портрет, каким вы его себе представляете?

(Пересказ второго сна Нахаленка).

  1. Как поворачиваются события? Как проявил себя Мишка для спасения станицы?

Итог урока: Слово учителя.

Как вы поняли рассказ - это трудный жанр, мастерство рассказа очень сложно, да и от читателя он требует внимательного, вдумчивого и медленного чтения. Данный рассказ мы воспринимаем, как «чрезвычайное происшествие».

В рассказах М.А. Шолохова заметна классическая строгость композиции, суровый локанизм и напряженность фабулы сочетается с этикой и трагедийностью, ранее не свойственными малой форме.

Михаил Шолохов окружающий мир изображает через живой язык и прежде всего через язык русского крестьянства, издревле отличающимся напевным ритмическим строем и ладом, языковое своеобразие, образное цветение, весь аромат речи Шолохова невозможно передать обыденными словами, точно так же как картину созданную кистью живописца, не дано переложить на язык.

Это особое свойство таланта: его глаза и ум с раннего детства «впитывают» мир как целое, целостность жизни осознается им без особых усилий - и оживает на страницах, в нотных знаках, на холсте.

Домашнее задание:

Выставка картин (нарисовать портрет Нахаленка).


© 2010-2022