Повышение качества образования через внедрение инновационных подходов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение качества образования через внедрение инновационных подходов

Исламжанова Г.Б.

Каратальский район, средняя школа имени Кемеля Токаева

[email protected]


Современный этап развития общества ставит перед современной системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

В современном Казахстане идет становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идет новое: традиционный объект-объективная педагогика Я.А.Каменского,, И.Гебарта, заменяется иной, обращенной к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и учеников.

В современной школе воросла потребность в учителе, спсобном модернизировать в своей деятельности посредством критического,творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня- это одновременнопрофессионал и личность. Для того чтобы стать значимым сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов теоретически. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью, Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в предаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Профессия учителя является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобыуправлять развитием личности. Нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога заключает в себе единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Существует еще один важный момент в понимании сущности инновационных процессов в образовании, заключающийся в ответах на следующие вопросы. Каковы критерии педагогических инноваций? Что же является источником инновационных изменений? Как связаны между собой педагогический эксперимент и инновационный процесс?

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, я стала слушателем Программы 1 (продвинутого) уровня, разработанной НИШ совместно с Кембриджским университетом. Базовой функцией учителей, обучившихся по Программе 1 уровня, является разработка программы развития школы, предполагающей внедрение новых подходов в обучении и преподавании, согласованных с контекстом конкретной школьной практики. По окончании курсов мною, как сертифицированным учителем 1 уровня, стал осуществляться мониторинг и поддерживаться процесс усовершенствования, а также определяться степень воздействия на школьную практику программы развития школы.

Готовность современного учителя к работе в новых условиях включает совершенствование определенных профессионально-личностных качеств, умений и способностей, таких как:

-потребность в самоактуализации и профессиональном росте;

-способность к рефлексии своей педагогической деятельности;

-умения самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, владение аналитико- синтетическими способами ее переработки;

-готовность осваивать и использовать инновации в содержании образования и технологии организации педагогической деятельности.

Инновационные подходы к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловили введение в процесс обучения школьников инновационных педагогических технологий, а опыт многолетней работы убеждает, что наибольшей эффективности обучения можно достигнуть, сочетая и интегрируя их. Инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает русскому языку как неродному.
Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях полиэтничной среды основаны прежде всего не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся по русскому языку, понимания того, что причина плохого знания русского языка связана прежде всего с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, к новым традициям, ценностям, ориентирам, но и на овладении принципами деятельностного подхода к преподаванию русского языка как неродного. Инновационный подход к преподаванию русского языка как неродного актуален и в связи с введением новых форм итоговой аттестации как в 9 классе, так и в 11 классе. Это требует от словесника выбора эффективных форм работы с текстами разных типов и стилей речи, аудирования, говорения. В связи с этим особого внимания требуют уроки развития речи, уроки комплексного анализа текста. Создать собственный текст, интерпретировать текст, предлагаемый для анализа, учащимся, чтобы выразить свои мысли на неродном языке, мало знать правила. Для этого нужно прежде всего расширить активный словарь.
.Инновационный подход требует от каждого словесника овладения методикой преподавания русского языка как иностранного, понимания, что законы русского языка учащиеся воспринимают через призму законов родного языка, а это является причиной многих орфографических и даже пунктуационных ошибок.
Большое значение имеет четкая организация словарной работы на уроке русского языка. Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют не только четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста. Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текстаппп). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Например, уроки-семинары, мастер-классы имеют повторительно-обобщающий характер и их целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой.
Так в 10-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева я проводила семинар по теме «И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе»(Мастер-класс для методического объединения). Цель урока: познакомить учащихся с новыми литературными жанрами, особенностями тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, отразившегося в его «закатных» работах. Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока ребятам была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Тургеневе. В дальнейшем ученики работали по группам: ребята готовили сообщение о последних годах жизни великого русского писателя, останавливаясь подробнее на тех обстоятельствах его жизни, которые способствовали обращению к столь необычному жанру; другие познакомили класс со стихотворениями в прозе как жанром литературы, отметив его особенности, сравнив с такими «близкими» жанрами как верлибр, афоризм, белый стих. Тут же ребятам было предложено практическое задание - определить жанр прозвучавших произведений, которые подбирались учениками, работающими в этой группе, и на основе сделанных записей обосновать свой выбор. Ребята, работающие в остальных группах, познакомили с историей создания, художественными особенностями нескольких стихотворений И. С. Тургенева («Старуха», «Стой», «Как хороши, как свежи были розы...»). Задачей этих учащихся было не только художественное исполнение маленьких шедевров Тургенева (последнее стихотворение в прозе исполнялось на фоне музыки), анализ лирических произведений, но и определение их места в жизни автора, мотивов, послуживших их созданию, показать, что волновало писателя в последние годы жизни, как это отразилось в его «лирическом дневнике».

Современные требования подразумевают новые подходы в преподавании и обучении. При планировании и разработке уроков я тщательно обдумываю применение активных методов обучения. Согласно исследованиям при традиционных методах обучения, независимо от профессионализма учителя, усваивают знания всего 10 % учащихся. Поэтому я увидела необходимость перехода от пассивного слушания лекции учителя к активному участию каждого ученика в учебном процессе. В решении этой задачи мне помогла организация парной и групповой работы. Я изучила теоретическое обоснование преимуществ такой организации деятельности. Мерсер отмечал, что «взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении». На мои убеждения повлияли идеи Александера, который считает, что «преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся». Поэтому, на уроках я использую наряду с индивидуальной, парную и групповую формы работы. На всех уроках формируются навыки критического мышления.

Планируя структуру своего урока, я продумываю, прежде всего, как подбор заданий на всех этапах урока будет развивать навыки критического мышления, так как она даёт полный и наглядный ответ. Результат внедрения этого модуля:

- развитие навыков КМ: умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять

- ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;

- повысился уровень познавательной активности на уроке.

Литература

1 Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: «Центр педагогического образования»,2009.

2.Халперн Д. Психология критического мышления (перевод с англ.Н.Мальгиной, С.Рысева-СПб.:Питер,2000

3.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика; учебное пособие-М.Мирос,2002

5


© 2010-2022