Структурная карта урока «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»

  Структурная карта урока «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения» 1. Теоретический материал. Термин «обособленный член предложения» был введен Александром Матвеевичем Пешковским. В его книге «Русский синтаксис в научном освещении» дано описание соответствующего синтаксического явления. Особое внимание в разработке данной темы уделено интонации. Сравним два сочетания: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете это... Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. Сравнивая с этой интонацией интонацию второго сочетания, замечаем, что там после первого повышения сразу начинается равномерное понижение до самого конца. Значками это можно изобразить так: Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого. Кроме того, есть разница и в ударениях. В первой фразе четыре сильных ударения: я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого; во второй только два: я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого. Таким образом, разница в интонации и в ритме между обоими сочетаниями очень большая, и мы вправе спросить себя: ...не имеет ли эта разница грамматического значения? 2. Практические задания. - Расскажите, каковы особенности... 3. Преобразуйте данные предложения так, чтобы обособленный второстепенный член превратился в состав полноценного сказуемого. Что более ясно обнаружится при этом? Способы преобразования показаны в упражнении 1. 4. Какие варианты сопоставляемых конструкций более лаконичны, динамичны, экспрессивны? (Экспрессия [лат. expressio] – выразительность, сила проявления чувств, переживаний)   5. В данных ниже предложениях знаки препинания расставлены так, как это сделано в авторском тексте. В каких случаях ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурная карта урока

«Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»

1. Теоретический материал.

Термин «обособленный член предложения» был введен Александром Матвеевичем Пешковским. В его книге «Русский синтаксис в научном освещении» дано описание соответствующего синтаксического явления. Особое внимание в разработке данной темы уделено интонации.

Сравним два сочетания:

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого.

Оба сочетания на первый взгляд синтаксически совершенно совпадают друг с другом. Но если вслушаться внимательно в произношение, то обнаружится большая разница в интонации и ритме.

В первом сочетании голос прежде всего повышается до первой запятой, затем переходит на низкую ноту и резко повышается к слову вы..., затем снова переходит на низкие ноты и в третий раз повышается вплоть до добротой, с этого же места понижается равномерно до конца. Таким образом, интонация первой фразы выразится приблизительно так:

Структурная карта урока «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

Сравнивая с этой интонацией интонацию второго сочетания, замечаем, что там после первого повышения сразу начинается равномерное понижение до самого конца. Значками это можно изобразить так:

Структурная карта урока «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»

Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого.

Кроме того, есть разница и в ударениях. В первой фразе четыре сильных ударения: я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого; во второй только два: я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого. Таким образом, разница в интонации и в ритме между обоими сочетаниями очень большая, и мы вправе спросить себя: ...не имеет ли эта разница грамматического значения?

2. Практические задания.

- Расскажите, каковы особенности интонации обособления.

- Какие виды определения могут выступать как обособленные второстепенные члены предложения? Подтверждайте ответ примерами.

Продолжая лингвистический эксперимент, А.М. Пешковский обнаруживает, что интонация, свойственная обособленному второстепенному члену предложения, является важнейшим средством выражения грамматического значения этого синтаксического явления - значения добавочного сообщения.

1. Попробуем выявить, какое грамматическое значение приобретают второстепенные члены предложения благодаря интонации обособления.

Сравните синтаксические конструкции в каждой группе данных ниже высказываний. В каких предложениях можно обнаружить, кроме основного сообщения (центром которого является сказуемое), добавочные сообщения? Подчеркните обособленные второстепенные члены, которые, обозначая добавочное - по отношению к сказуемому - сообщение, играют роль как бы его помощника, второстепенного сказуемого.

1) Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц (М.Пришвин). Ср.: Прилетел болотный лунь. Болотный лунь - большой любитель птичьих яиц. - Прилетел болотный лунь, который является большим любителем птичьих яиц.

2) Останавливаясь, прислушиваясь, с острым ушком, белой грудкой и драгоценной «трубой», поставленной для верности вверх, прошла лиса (М.Пришвин). Ср.: Прошла лиса. Она останавливалась, прислушивалась. Лиса - с острым ушком, белой грудкой и драгоценной «трубой», которая поставлена для верности вверх.

2. Внимательно читая данные ниже предложения, подумайте, есть ли в обособленных определениях, расположенных перед определяемым существительным, обстоятельственный оттенок значения (причины, уступки).

Структурная карта урока «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»

3. Преобразуйте данные предложения так, чтобы обособленный второстепенный член превратился в состав полноценного сказуемого. Что более ясно обнаружится при этом? Способы преобразования показаны в упражнении 1.

4. Какие варианты сопоставляемых конструкций более лаконичны, динамичны, экспрессивны? (Экспрессия [лат. expressio] - выразительность, сила проявления чувств, переживаний)

5. В данных ниже предложениях знаки препинания расставлены так, как это сделано в авторском тексте. В каких случаях объяснить постановку запятых или их отсутствие можно, опираясь только на интонацию? Подчеркните эти пунктограммы.

1) Дождливая и безморозная осень не давала лесу выцветиться, пожелтеть (И.Велембовская). 2) Одетая в валенки, шапку, шубку, Машенька смеялась-заливалась, вспоминая, как профессор высунул розовый язык и облизнулся (Г.Бакланов). 3) Три года не затихавшие, смолкли военные громы (В.Кетлинская). 4) Окрыленный, гордый невероятно столь ответственным поручением, полный энергии и жажды выполнить задание, ехал Андрей на станцию (В.Богомолов). 5) Ни на какой другой материк не похожа Антарктида... Прикрытый легким снежным одеялом, купол этот почти правильной сферической формы (В.Санин).

6. Произведите синтаксический и пунктуационный анализ текста.

Взлохмаченный, красный, растрепанный, молодой человек был растерян и удивлен. А тем временем его обступила со всех сторон многочисленная прислуга; наклонив головы и вытянув шеи, улыбаясь любовно и подобострастно, садовники и кухарки, официанты и парикмахеры, массажисты и экстрасенсы громко наперебой приветствовали долгожданного молодого хозяина... (В.Золотуха)

В какой конструкции есть обособление согласованных определений, которое можно объяснить только особенностями их интонации, значением добавочного сообщения и ролью второстепенного сказуемого? Как обосновать свой ответ?

7. В тексте из предыдущего упражнения найдите деепричастные обороты.

1. Сколько пунктуационных задач нужно было решить в связи с оформлением деепричастных оборотов в данном тексте? Поясните ответ.

2. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.


© 2010-2022