Статья на тему Привлечение развивающего материала на уроки русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Привлечение развивающего материала на уроки русского языка и литературы. Несмиянова Лидия Григорьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 13 г. Челябинска

Теория развивающего обучения больше, чем какой-либо другой тип обучения, отвечает запросам современного общества, обеспечивает удовлетворение потребностей личности.

Основная задача РО - развить способности детей, раскрыть их творческий потенциал, повысить осознанность личностного поведения, сформировать мотивацию учебной деятельности, развить коммуникативные навыки - одним словом, научить мыслить.

Наиболее важным в деятельности учителя мне представляются усилия, направленные на создание самостоятельно мыслящей, творческой личности, на формирование у ученика собственной системы взглядов и ценностей, основных на нравственно-эстетических нормах общества.

Русский язык и литература всегда являлись предметами, играющими огромную роль в духовном, нравственном, культурном, художественном развитии ребенка, а также развитии его творческих и коммуникативных способностей.

Основные принципы, на которых базируется концепция преподавания, вытекает из принципов РО:

  1. Признание самостоятельности, самоценности, индивидуальности каждого ученика, отсюда личностно-ориентированный подход к обучению.

  2. Осознание различной мотивации учения у детей, разности их интересов и уровня сформированное™ тех или иных навыков и умений, отсюда индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

  3. Признание за ребенком потенциальных способностей к тому или иному роду деятельности, выявление детей с лингвистическими, филологическими, литературоведческими наклонностями, чтобы каждый смог найти свой путь к языку и литературе.

  4. Осознание роли учителя как помощника, наставника, вдохновителя творческой деятельности, источника знаний и информации, а не диктатора, подавляющего личностные качества ребенка.

Для решения поставленных перед нами задач необходимо воплотить вышеперечисленные принципы в реальную преподавательскую, педагогическую деятельность, но с учетом активизации мыслительной деятельности учащихся и продуктивных методов обучения.

Мной разработаны собственные наглядные пособия для уроков русского языка по пунктуации в 10 - 11 классах, подобран дидактический материал, соответствующий возрасту и интересам учащихся, совместно с ребятами создан учебно-тренировочный практикум по рецензированию фрагмента текста (часть С в ЕГЭ), учебно-тренировочный практикум по анализу лирического произведения. Собран дидактический материал, позволяющий в течение года в

рамках подготовки к сочинению и ЕГЭ анализировать речевые погрешности, проводить целенаправленную работу по их предупреждению.

Ведется работа по составлению разноуровневых контрольных и проверочных работ, тестов. Я пытаюсь помочь детям раскрыть творческий потенциал, привлекая их к написанию рефератов и творческих работ, к участию в уроках-семинарах, конкурсах чтецов, инсценировках .Думаю, что участие во внеурочных мероприятиях помогает детям раскрепоститься, обрести навыки общения, публичного выступления, самореализоваться, и тем самым развиваться как личности, обрести себя, утвердиться в глазах товарищей и учителей.

  1. Урок - это всегда сотворчество, соратничество, взаимодействие.

  2. Только то может быть интересно ученику, что интересно тебе самому.

  3. Если учитель не удивил, не заинтересовал, не озадачил ученика, то он его не научил.

  4. Только то понято и принято учеником, что он «пропустил» через свое сознание, пережил, к чему пришел сам, учитель должен помочь обрести навыки. направить по верному пути.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной лингвистической дидактике утверждается коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. Перспективность такого подхода сегодня не вызывает сомнений у методистов, это нашло отражение и в государственном стандарте и других нормативных документах о преподавании русского языка.

В стандарт введены понятия: коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, языковая компетенция. Лингвистическая компетенция предполагает, во-первых, знание метаязыка этой науки, основных ее понятий, во-вторых, сведения об ученых-лингвистах. Языковая компетенция включает в себя знания о системе языка, правил, их соединения и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности. Высшей ступенью в иерархии компетенций является коммуникативная; она представляет собой нерасторжимое их единство, расширяет и углубляет языковую и лингвистическую осведомленность.

Таким образом, в процессе обучения осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуры языка, усваивая правила построения речи, ученик овладевает ее высшими свойствами, такими, как логичность, точность, выразительность, уместность; учится строить свое высказывание соответственно ситуации и условиям общения.

Исходя из данной специфике, современного подхода к обучению русскому языку немаловажным фактором в системе обучения становится адекватная и дидактически обоснованная система контроля за уровнем усвоения учебного материала.

2. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Контрольный диктант.

Положительным аспектом является демократичность, экономичность в проведении и проверке. Отрицательно то, что этот вид контроля не учитывает психологические особенности, учащихся. Сегодня в наших школах достаточно высокий процент детей с плохо развитым фонематическим слухом, которые не могут успешно справиться с таким видом работы; не, учитывается личностно-ориентированный подход.

Изложение максимально ориентировано на коммуникативную ситуацию (слышу и воспроизвожу), однако не всегда дает возможность проверить орфографические и пунктуационные навыки; редко работает на зону ближайшего развития, так как ученик использует те языковые средства, которые характеризуют уровень его языкового развития, а не тот который бы предполагалось проверить.

Сочинение проверяет уровень творческого восприятия.

Предложенная система разноуровневых зачетов отражает современные требования к этапу обобщения знаний, так как заключает в себе не только задачу контроля, но и систематизацию полученных знаний по данной теме, проверку уровня основных мыслительных операций. Целью таких зачетов является освоение всеми учащимися необходимыми знаниями по изучаемому разделу, формирование умения применять эти знания в письменной речи. Во время зачета максимально реализуется индивидуальный подход, создаются условия для воспитания активных личностных качеств: самостоятельно отрабатывать языковой материал, работать в характерном для каждого учащегося режиме, овладевать навыками самоконтроля, бережно относиться к языку. Разноуровневый контроль дает возможность увидеть и отследить следующие навыки:

-уровень орфографической и пунктуационной грамотности письма;

-анализ текстовых свойств изучаемой единицы языка;

-опознавание, сравнение, моделирование, конструирование, анализ синтаксических конструкций.

-умение видеть стилистические особенности текста:

-знание теории языка;

-овладение различными видами речевой деятельности.

В курсе изучения синтаксиса русского языка в 8-9 классе планируется 8 зачетов по ведущим темам:

8 класс:

  1. Главные и второстепенные члены предложения.

  2. Односоставные предложения.

  3. Однородные члены предложения.

  4. Обособленные члены предложения.

9 класс:

  1. Сложносочиненное предложение.

  2. Сложноподчиненное предложение.

  3. Бессоюзное предложение.

  4. Способы передачи чужой речи.

МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1. Методика проведения зачета: - инструктаж учащихся; -выполнение работы;

г'

-анализ уровня выполнения.

2. План анализа полученных результатов: Разноуровневый зачет предполагает 3 уровня заданий:

  1. уровень - осмысление изученного материала. Он обязателен для всех, так как отслеживает орфографические и пунктуационные умения по данной теме. Форма -диктант, по объему он может быть меньше нормы, но по насыщенности орфограмм и пунктограмм соответствовать требованию стандарта. Возможны вариативные формы проведения, например, деформированный текст.

  2. уровень - осознанность полученных знаний; аналитический. Он проверяет отражательно-преобразующие умения и навыки: сопоставление, сравнение, моделирование, конструирование, перевод в другую знаковую систему.

  3. уровень - творческий. Он предполагает создание лингвистического текста, целью которого является действенность на стилистическом уровне.

МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Ф.И. класс

1 уровень

2 уровень

аналитический

3 уровень

навыки письма

синтаксический

анализ, конструирование

опознавание,

сравнение,

моделирование

стилистика

коммуникативные навыки

№ зачета

№ зачета

№ зачета

№ зачета

№ зачета

12 3 4

12 3 4

12 3 4

12 3 4

12 3 4


8 КЛАСС

ЗАЧЕТ № 4 «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

1 УРОВЕНЬ.

ДИКТАНТ.

Когда говорят о Пушкине, го невольно вспоминают имена его друзей, лицейских братьев, товарищей. И все же некоторых из них незаслуженно забывают , в особенности "маленьких людей" - спутников удивительной жизни А.С.Пушкина. А люди эти интересные, настоящие, достойные светлой памяти. И первый из них - Никита Тимофеевич Козлов, дядька поэта.

Между прославленной няней Ариной Радионовной и дядькой Пушкина очень много общего. Они были потомственными крепостными крестьянами. Всю жизнь прожили при господском дворе. Состояли между собой в родстве. Никита Тимофеевич бьш женат на дочери Арины Радионовны, Надежде Федоровне.

Родившись в 1770 году в нижегородской вотчине Пушкиных в селе Большое Болдино, Козлов прошел весь путь подневольного человека, подвергаясь самым разнообразным превратностям жизни. (4).

От природы любознательный и настойчивый, он самоучкой освоил грамоту. Мальчонкой был причислен Сергеем Львовичем к дворне и скоро занял в ней не. последнее место, ибо слыл балагуром,,грамотеем и остряком. Начинал он казачком: разжигал барину трубку, бегал на побегушках, потом возвысился и стая лампочником и наконец, к семнадцати годам, был возведен в ранг камердинера. Натура живая, он увлекался игрой на балалайке и гитаре, не был лишен интереса к стихотворству и сочинял сказки.

2 УРОВЕНЬ.

1 .Озаглавьте текст, какова основная мысль текста?

2.Найдите в первом абзаце обособленные приложения и выделите их.

3.Постройте схему осложнения последнего предложения.

4.Сделайте синтаксический анализ указанного предложения.

5.Какое из следующих утверждений верно?


  1. Сформулируйте один вопрос по данной теме,

  1. Можно ли определить число знаков препинания при однородных членах предложения по формуле : X = N - 1 (где X - число запятых, а N - число однородных членов предложения.)

3 УРОВЕНЬ.

Напишите лингвистический этюд с употреблением однородных членов предложения на тему «Мой родной город».

Обособленными членами предложения могут быть:

а) Любые члены предложения,

б) Второстепенные члены предложения,

в) Все, кроме подлежащего.
6. Найдите лишнее:

Обособленные обстоятельства выражаются существительньми со следующими предлогами: благодаря, из-за, согласно, ввиду, вокруг, по причине, после, в силу.

3 УРОВЕНЬ.

Напишите лингвистический этюд с употреблением обособленных членов предложения на тему " Мой Пушкин".

-

ЗАЧЕТ № 1

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1 УРОВЕНЬ

ДИКТАНТ.

Январь.

В степной полосе нашей родины январь - самое холодное время года. День уже заметно прибавился, морозы же нисколько не ослабевают, а даже усиливаются. Утром в морозной мгле тонут степные дали, и солнце из-за горизонта поднимается нередко в сопровождении "столбов" или одного, а иногда и двух кругов. (4). Это интересное явление можно наблюдать не только при восходе, но и при закате солнца.

Красивы январские морозные вечера. Садится солнце, и все горит, переливается, искрится в последних холодных лучах. Меркнет день - и снежную равнину заволакивает синяя дымка. На степь, далекие перелески, уходящую в даль дорогу и села медленно опускается ночь; и ярко загораются звезды, рассыпанные в темном небе (4). В такую морозную ночь звонко похрустывает снег и далеко слышен скрип полозьев саней, шаги человека. Иногда в январе морозы достигают тридцати и даже сорока градусов. Больше половины январских дней пасмурны, но снега выпадает немного.

2 УРОВЕНЬ.

1. Сделайте синтаксический анализ одного (на выбор) из двух указанных предложения.

2.Исследуйте второе предложение. Каковы смысловые отношения между частями данного предложения, дайте характеристику союзу, соединяющему эти части.

3.Укажите предложения, структура которого соответствует схеме:

4. Какой сочинительный союз в данном тексте самый частый. Его смысловые
особенности и стилистические функции.

5. В каком предложении допущена ошибка и постановке -такой препинания:

а) К полудню опять появились тут и начал капать дождь.

б) Когда началась гроза, игра прекратилась, и дети бросились бежать домой

в) Это кто такие и что им надо?

ЗАЧЕТ № 2 СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1 УРОВЕНЬ.

ДИКТАНТ

Благодаря некоторым особенностям компьютерных игр они стали мощным ускорителем в деле распространения идеи программирования. Дети, которые первоначально лишь пользовались программами, составленными другими, начали проявлять стремление к самостоятельному программистскому творчеству. Многие из них предпочитают получать игры не в виде готовых кассет или дисков, а в виде исходных тестов, так как в этом случае в программу можно вводить любые изменения, которые становятся достоянием друзей, так что игра начинает жить своей жизнью, развиваясь и совершенствуясь, поэтому создание игр стало популярным способом проведения досуга для тех, кто серьезно занимается программированием.

Новые компьютерные игры позволяют полностью раскрыться творческим способностям программиста, и только бедность его воображения может положить пределы тем мирам и приключениям, которые возможны на экране ЭВМ. Когда игроки манипулируют фантастическим миром внутри компьютера, они начинают осознавать свои силы в том реальном мире, что находится за пределами экрана. (4).

2 УРОВЕНЬ.

1 .Озаглавьте текст.

  1. Произведите синтаксический анализ указанного предложения.

  2. Выписать подчинительные союзы и указать, какие придаточные предложения они соединяют.

4.Какова стилистическая роль данных придаточных в тексте? 5.Какие придаточные предложения легко заменить синонимическими конструкциями с обособленными членами предложения.

б.Есть ли в тексте предложения, соответствующие схеме?

3 УРОВЕНЬ.

Согласны ли Вы с главной мыслью данного текста? Напишите сочинение -миниатюру о вашем отношении к компьютерам, употребляя сложноподчиненные предложения.

"Компьютеры в моей жизни".

ЗАЧЕТ № 3

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 УРОВЕНЬ.

ДИКТАНТ.

Эстафета в надежных руках.

Державин очень устал. Юноши в синих мундирах с золотыми пуговицами один за другим проходили перед его затуманенным взором; он сквозь дремоту слышал: они отвечают на вопросы профессоров , одни бойко, без запинки, другие робея и заикаясь.

Наконец начался экзамен по русской словесности. Читали его стихи, разбирали, хвалили; он преобразился: глаза заблестели, даже мундир, еще мгновение назад напоминавший домашний халат, сидел на нем молодцевато. Фамилии учеников Державин не запоминал. К столу подошел смуглый , курчавый юноша - он встретил его равнодушно, ничем не выделил среди прочих лицеистов. Но что это?

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес... Какие прекрасные стихи !

Лицеист окончил чтение - все взгляды устремились на Державина. Старик стоял, выпрямившись во весь рост, лицо сияло, по щекам катились крупные слезы. Неожиданно легко отодвинул он кресло и рванулся вперед -захотелось обнять чтеца.

Благословив юного Пушкина, Державин передал эстафету Великой русской литературы в надежные руки. (По Л. Либединской).

2 УРОВЕНЬ.

1 .Озаглавьте текст сами ( возможны 2-3 варианта заглавий).

2.Сделайте частичный синтаксический анализ указанных предложений (Укажите грамматические основы, определите смысловые отношения между частями БСП. объясняя пунктограммы, начертите схему предложения).

3.Проанализируйте данные БСП , выявите объединяющую их особенность в характере смысловых отношений между предикатами.

4.0бъясните постановку знака ТИРЕ в БСП , употребленных в тексте.

5. Выберите правильный ответ на задание:

Двоеточие ставлю, когда

а) Второе предложение дополняет первое.

б) Второе предложение содержит в себе вывод, результат, следствие.

в) Второе предложение противопоставлено первому

6. Какой знак в БСП можно охарактеризовать следующими определениями:

а) Традиционный, строгий, академический.

б) Вольный, энергичный, экспрессивный.

7. Приведите примеры БСП с ритмико-эмфатическим качеством.

3 УРОВЕНЬ.

Сочинение-миниатюра. Самые яркие читательские впечатления при изучении творчества А.С.Пушкина.

ЗАЧЕТ № 4

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

1 УРОВЕНЬ

ДИКТАНТ

ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Антон Павлович Чехов был человеком большой совести, любящего сердца, великий художник. Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень теплые воспоминания. Называя Чехова "несравненным художником". Толстой любил в писателе "прелестного, искреннего и честного человека". "Это был обаятельный человек, - говорил он, - скромный, милый."

"Красиво-простой, он любил все простое, настоящее, искреннее,"- писал Горький о Чехове. По воспоминаниям Горького, "всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее..."

Нужно особенно подчеркнуть любовь Чехова к жизни, людям и труду. Обреченный неизлечимой болезнью на преждевременную смерть, он, по свидетельству Станиславского, был самым жизнерадостным человеком. Он верил в преобразующее значение труда. "Я не видел человека, - вспоминал Горький, - который чувствовал бы значение труда так глубоко и всесторонне, как Антон Павлович. Он любил строить, разводить сады. Украшать землю, он чувствовал поэзию труда."

П.Воробьев.

2 УРОВЕНЬ.

  1. Подберите эпиграф к данному тексту.

  2. Запишите первое предложение из текста Н.Воробьева в виде цитаты, использовав при этом все известные способы цитирования.

  3. Установите, сколько способов передачи чужой речи использовано в тексте.

4. Преобразуйте последнее предложение с прямой речью в предложение с
косвенной, проанализируйте, как при этом изменяется строение предложений, средства
передачи информации, стилистические особенности текста.

5. Распределите слова в 3 колонки, по какому признаку вы их будете группировать?

Точная, приблизительная, частичная, дословная, пересказывающая, сохраняющая, измененная, подтверждающая, поясняющая. 6. Найдите ошибку в схемах:

  1. «П. - а, - п»

  2. «П?-А.-П»

  3. «П, - а. -п»

  4. «П, - А. - П?»

3 УРОВЕНЬ

Создание лингвистического текста.

Напишите диалог, включая в речь одного из участников диалога слова А.П. Чехова: «Праздная жизнь не может быть чистою».

Опорные слова и сочинение

Крыжовник, шорох, шов, капюшон - слова-исключения из правила «Буквы е - о после шипящих в корне». Эти слова надо запомнить. Известно, что, если разрозненные слова объединяются в какие-то смысловые ряды, они (слова) легче и лучше запоми­наются. Не случайно этим приемом пользуются многие фокусники, демонстрирующие исключительные способности своей памяти. Не случайно поэтому в школе издавна обращались к такому виду работы, как сочинения но опорным словам. С точки зрения задач орфографии здесь эффект налицо, а вот то, что тексты при этом нередко получаются весьма далекими от совершенства, - это хорошо известно и объяснимо: ученик затрачивает свои силы главным образом на то, чтобы всё (или / почти все) опорные слова употребить в сочинении. И такое речевое произведение напоминает плохо скроенное и плохо, белыми нитками сшитое платье, непонятно для кого и для какого сезона предназначенное.

Можно ли преодолеть трудность создания текста по опорным словам? Можно (хотя и не в полной мере), если дети будут знать, что они не должны употреблять в сочинении непременно все опорные слова, если умело подбирать тему и вводить речевую ситуацию.

Вернемся к нашему примеру.

На доске записаны слова-исключения: крыжовник, шорох, капюшон, шов.

- Мы сейчас будем устно сочинять рассказ, постараемся употребить в нем
записанные слова-исключения. Пусть в основе нашего рассказа будет слово крыжовник.
Что-то случилось - именно в связи с крыжовником. Согласны? Итак, я начинаю
(от первого лица):

-У нас на даче растет замечательный крыжовник. Чем он замечательный? (Высказывания учащихся выделяются шрифтом.)

-Замечательный крыжовник... У него много ягод, крупные такие, сладкие... вкусные.

-Замечательный крыжовник... необыкновенного сорта, он хорошо разросся. Когда урожайный год, ягод на нем много-много. Правда, и колется он хорошо. И т. д.

-И понятно, что, когда он поспевает, он очень притягивает к себе соседских ребятишек. Ягод не жалко, а вот затаптывают они все вокруг основательно. И решил я поймать незваных гостей. Вот сижу я как-то вечером на террасе и слышу шорох в кустах крыжовника. Что было дальше?

  • ...слышу шорох... Я быстро побежал в сад к крыжовнику...

  • ...слышу шорох... Я замер, прислушался. Что-то шуршит и шуршит. Есть

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

г. Челябинска

Активизация познавательного интереса через систему занимательных заданий

Методические рекомендации

Челябинск, 2011 г.

шорох. И я стал осторожно подкрадываться к кустам крыжовника. И т. д.

- И вот я уже на месте. И вижу... Что? Кого?

-И вижу знакомого мальчика. Капюшон его куртки зацепился за колючки...

-И вижу незнакомого мальчишку в куртке с капюшоном. Он никак не может вырваться из объятий нашего колючего крыжовника...

-И вижу моего друга Колю. Он в последнее время щеголял в желтой капроновой куртке с оранжевым капюшоном.

-И я говорю... Что я говорю? Какой разговор (диалог) мог произойти между ребятами?

Не стоит дальше так подробно описывать весь ход работы. Ученики сочиняют диалог и концовку рассказа, конечно, в соответствии

СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИЦЫ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ

На рассвете

На улице еще темно, но уже слышен грохот машин. Я сажусь в автобус. Шофер берется за рычаг, и машина мчится по шоссе.

Дома в темноте кажутся большими плитками шоколада, даже хочется съесть одну такую плитку. Но вот на горизонте показывается солнце, и сразу становится ясно, что дома совсем не шоколадные, а сделаны из настоящего кирпича.

с тем поворотом сюжета, который наметился в кульминационном моменте, т. е. в зависимости от того, кто в их рассказе оказался в кустах крыжовника. Один из вариантов: «И я говорю:

-Эй, Коля! Как ты тут очутился?

-Да, вот спешил к тебе. Решил перемахнуть через забор, чтоб было быстрее, а вместо этого... поцарапал щеку и порвал куртку.

-Ну.пойдем ко мне, зашьем.

Мы зашили с Колей куртку. И прямо скажу: шов у нас получился не очень-то красивый. Вот так и закончилась эта история с крыжовником».

Ученики записывают свои варианты этого рассказа или сочиняют другие.

Устные коллективные рассказы, где учитель исподволь раскрывает некоторые «механизмы сочинительства» (по выражению Л. Толстого), помогают детям овладеть этими механизмами, умениями создавать текст. А это - главное!

Чтение - восприятие готового письменного текста

Чтение - сотворчество понимающих.

М.М. Бахтин

Чтение - вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т.е. букв. Суть процесса чтения состоит в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая иногда достигает 75%. Существуют две причины избыточности: а) особенность самой структуры языка и б) склонность некоторых людей к многословию, неумение говорить кратко.

Чтобы защитить мозг от избыточной информации, используется интегральный алгоритм чтения.

Это последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом.

Сравним два текста. Определите содержание информации в каждом из них.

1 .Лошадь пьет из ведра.

2.Представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади.

(По В. Сухачевскому)

??? Как можно преодолеть «пустоту» второго текста и извлечь из него действительно полезную информацию? За счет чего создается его избыточность?

Статья на тему Привлечение развивающего материала на уроки русского языка и литературы

Полезной информацией, содержащейся в тексте, является название текста (статьи, книги и т.п.), имя, фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели лежат в основе интегрального алгоритма чтения.

  1. Наименование читаемого источника (Н).

  2. Автор (А).

3.Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п. (В).

4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О). 5.Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п. (Ф).

  1. Новизна материала, его критическая оценка (К).

  2. Возможность использования на практике (П).

Многословие возникает в результате художественно неоправданных повторов, употребления ничего не прибавляющих к содержанию высказывания слов, близких к местоимениям: определенный, известный, некоторый, многие, целый ряд, например, в таких конструкциях: работа представляет определенный интерес, добились известных успехов, в некоторых вопросах сам автор не разбирается, многие положения остались нераскрытыми, целый ряд вопросов не разрешены (Лившиц В.А. Практическая стилистика русского языка. - М., 1964. - С. 41).

Как вы думаете, действительно ли это многословие?

В приведенной фразе Работа представляет определенный интерес слово определенный следует опустить. Но ведь определенный здесь означает «некоторый». Одно дело сказать; Работа представляет интерес (тогда уж лучше - работа интересна), и совсем другое дело: представляет определенный интерес. В первом случае работе ставят «пять», а во втором - «три». Неужели это одно и то же?

Аналогично - во фразе Добились известных успехов. Известных здесь означает «некоторых». И уж, конечно, лучше добиться успехов (значит, глобальных), чем добиться известных успехов (читай: лишь некоторых, частичных). Нельзя так просто вычеркивать слово, которое несет ограничительный смысл, вычеркивать его только на том основании, что вне контекста значение этого слова представляется несколько неопределенным и оно поэтому, как кажется автору учебного пособия, «ничего не прибавляет к содержанию

высказывания». Прибавляет! А вернее сказать - убавляет. И еще как! Наверно, автору учебного пособия будет небезразлично, если в рецензии на его труд в одном случае скажут, что он добился успеха, а в другом - известного успеха.

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется при интегральном алгоритме чтения, но и ее анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. Такая работа требует различных умственных приемов. Одним из них является выделение смысловых опорных слов текста. На нем основывается дифференциальный алгоритм чтения. Это последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка.

Рассмотрим блоки дифференциального алгоритма чтения.

Выделение ключевых слоев (КС) в каждом смысловом абзаце текста. Эти слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета при описании, состояние или действие в повествовании, логику мысли в рассуждении. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда и абзац является вспомогательным и не содержит ключевых слов.

Составление смысловых рядов (СР). Это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзацев. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию - как бы сжимается, прессуется. Ч, Выявление доминанты (Д). Это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования

текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты - главная задача чтения.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти подсознательно. Однако эффективность такого анализа у большинства людей не одинакова. Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, т.е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму - это упражне­ния, позволяющие сформировать такой навык, показав мозгу, как надо правильно понимать текст.

Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза.

При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова.

Второе чтение - построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке.

В т р е т и й раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста - доминанта.

Изучите по таблице порядок обработки текста по дифференциальному алгоритму. {Текст взят из книги О.А. Андреева иЛ.Н. Хромова «Учитесь быстро читать.)

№ абзаца

Ключевые слова

Смысловые ряды

Значение абзацев

Доминанта текста

1

Статистика, набор цифр, наука, научный метод

Статистика - это набор цифр, наука и метод

Статистика - это наука и метод

Журналисты должны изучать статистику для повышения каче­ства своей работы

2

Статистическая

малограмотность

журналистов

Многие журна­листы статисти­чески малогра-

Многие журнали­сты не знают ста­тистики

3

Средняя продол­жительность жизйи, величина расчетная и ус­ловная

Средняя про­должительность жизни - вели­чина расчетная и условная.

Средняя продолжи­тельность жизни - это интервал жизни группы людей од­ного года

Наш век не без основания называют веком статистики. Статистика - слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все относящееся к вопросам народонаселения прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов.

Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов средняя продолжительность жизни! Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная.

© 2010-2022