Рабочая программа кружка по литературе Открытый микрофон-3 часа в неделю

         Данная программа разработана для проведения кружка «Открытый микрофон», содержание программы рассчитано на 102 часа. Кружок проводится 3 раза в неделю. В программе участвуют учащиеся 10-12 лет, стремящиеся к развитию творческого потенциала.           Задачи всемерного повышения роли русского языка и литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой. Ценность такой литературной работы заключается...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области



Рассмотрена

Руководитель

методического

объединения учителей

Абросимова Е.А

______/Абросимова Е.А./

ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2014 г

Согласована

Заместитель

директора по УВР

Новикова О.В

_________/_Новикова О.В./

ФИО

«___» ___________2014 г

Утверждаю

Директор школы

Плохих С.П

__________/Плохих С.П./

ФИО

Приказ №______

от «___» ___________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружковой деятельности (социально- педагогическая направленность)

«Открытый микрофон»

для обучающихся 10-12 лет

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

Шупикова Татьяна Сергеевна,

Руководитель кружка





2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана для проведения кружка «Открытый микрофон», содержание программы рассчитано на 102 часа. Кружок проводится 3 раза в неделю. В программе участвуют учащиеся 10-12 лет, стремящиеся к развитию творческого потенциала.

Задачи всемерного повышения роли русского языка и литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой. Ценность такой литературной работы заключается в том, что она расширяет и обогащает знания школьников, прививает им любовь и уважение к культуре, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы.

Основным местом организации и проведения литературно-кружковой работы с учащимися должна быть школа. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой. В зависимости от содержания занятий форма кружковой работы может быть лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы); семинарской (обучение навыкам литературно-музыкальной работы); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.); литературно-творческой (дневники, сочинения); оформительской (оформление выставки, создание литературной карты,.); организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров, проведение литературных олимпиад, викторин, игр, конкурсов) Успех работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и форм занятий.

Программа кружка «Открытый микрофон» имеет

- театральную направленность и включает в себя несколько этапов деятельности, определяющих творческие качества личности.

Первый этап направлен на освобождение ребёнка от психологической напряжённости, на физическое раскрепощение.

Второй этап построен на индивидуальных занятиях, стимулирующих изобретательность, творческую активность, технический тренинг участников.

Третий этап связан с воспитанием у детей и подростков умения верно осознавать результат своей деятельности, с развитием этого умения у воспитанников появляется большой стимул освоить выразительный язык искусства.

- Исследовательскую направленность: сообщения, доклады,

- Массовую: организация конкурсов, литературно - музыкальных праздников, викторины, выпуск стенных газет, журнала, участие в школьных концертах, посещение театра .

Основной принцип обучения кружковцев «от простого к сложному». Вначале осваиваются наиболее доступные задачи, учитывающие лишь простые условия. Постепенно задачи усложняются, и их выполнение требует еже более глубокого проникновения в психологию действующего лица.

На занятиях кружка осваиваются следующие разделы обучения:

- организация внимания;

- тренировка воображения;

- занятия логикой

- умения вскрывать подтекст;

- тренировка правильного дыхания;

- элементы речевой выразительности.

Данная программа позволяет вырабатывать умение чётко поставить перед исполнителем действенную задачу и подчинить этой задаче все художественные средства. При её освоении достигается и основная цель чтеца - художника : передать слушателям живую мысль в прочувственных образах, воздействовать на ум, чувства и волю зрителей, быть понятым, впечатляющим, убедительным.

Цель программы - научить воспринимать красоту родного языка, выразительно читать лирические тексты и отрывки прозаических произведений, владеть игрой голоса, умением пользоваться выразительными средствами языка. Формировать навыки владения художественным словом не только через чтение стихотворений и прозаических отрывков, но и газетных рубрик, статей.

Задачи программы:

-развитие творческих способностей детей, их литературного дара;
-помощь в самовыражении каждому;
-стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры;
-развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
-приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса;
-формирование исследовательских умений;
-формирование навыков общения в разных ситуациях;

- планирование работы;
- участие в обсуждении перспективных планов работы;
- организация заседаний кружка «Открытый микрофон»;
- организация досуга ребят.

Для решения цели и задач программы создать временные инициативные группы. Такая работа поможет вовлечь ребят в самостоятельное обдумывание предстоящих дел, участие в коллективном планировании и анализе КПД, в оценивании сделанного. Все это позволит создать предпосылки для коллективного творчества, что будет способствовать появлению коллективных праздников, встреч, традиций, которые помогут интересно организовать работу. Это будет способствовать выявлению и развитию творческих способностей детей, учить их делать самостоятельный выбор, поможет каждому осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений. А главное - воспитает человека, увлеченного литературой и разбирающегося в искусстве

.

Учебно - тематический план

№ занятия



Тема занятия

Общее количество часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Организационное занятие.

1

1

-

2-4

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

3

1

2

5-6

Художественное чтение и задачи чтеца

2

1

1

7-8

Чтец и актёр

2

2

-

10-11

Понятие и функции интонации

2

2

-

12-13

Понятие интонации

2

2

-

14-15

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

2

-

2

16-17

Логика изолированной фразы

2

2

-

18-19

Основные виды фразовой мелодии

2

2

-

20

Природа в лирике поэтов 19 века. Прослушивание музыкальных произведений.

1

1

-

21-22

Логика связного текста

2

2

-

23-24

Ритм

2

1

1

25

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

1

-

1

26-27

Образная мелодия

2

1

1

28-29

Номинация озвученного литературного героя героя

2

1

1

30

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

1

-

1

31

« я лиру посвятил народу своему…»

1

1

-

32

Любимые произведения

1

-

1

33

Мы о Родине поём( героические страницы Родины своей)

1

-

1

34-35

Работа над текстом произведения

2

1

1

36

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

1

-

1

37-40

Приспособление литературного текста для исполнения

4

2

2

41-43

Принципы ритмической организации стиха

3

1

2

44

« Если бы я …»Беседа о профессии

1

1

1

45-47

Звуковая организация стиха

3

1

2

51-53

Рифма

3

2

1

54-56

Строфа

3

2

1

57-59

Художественное значение технических норм произнесения стихов

3

2

1

60-62

Система технических упражнений

3

1

2

63-65

Механизм дыхания

3

1

2

66-68

Исполнение стихотворений. Жесты , осанка

3

1

2

69-71

Исполнение прозы

3

1

2

72-74

Техника сложных двигательных навыков

3

1

2

75-77

Сольный конферанс

3

1

2

78-80

Скороговорки

3

1

2

81-83

Парный конферанс

3

1

2

84-85

Парный конферанс. Чистоговорки

2

1

1

86-88

Басня

3

1

2

89

Осанка

1

-

1

90

Позы сидя

1

-

1

91-92

Скетч

2

1

1

93-94

Фельетон

2

1

1

95-96

Пародия

2

1

1

97-98

Исполнительский стиль

2

1

1

99

Стиль эпохи

1

1

-

100

Авторский стиль

1

1

-

101

Подготовка к отчётному литературному вечеру

1

1

-

102

Отчетный вечер

1

-

1









Содержание рабочей программы

Теоретическая часть программы

Раздел 1.Введение в предмет

Темы :

  1. Художественное чтение и задачи чтеца

  2. Чтец и актёр

Раздел 2. Элементы речевой выразительности

Темы:

  1. Понятие и функции интонации

  2. Элементы интонации.

  3. Логика изолированной фразы

  4. Основные виды фразовой мелодии

  5. Логика связного текста

  6. Ритм

  7. Образная мелодия

  8. Номинация озвученного литературного произведения

Раздел 3. Работа над текстом

Темы:

1. Выбор произведения

2. Приспособления литературного текста для исполнения

Раздел 4.исполнение стихотворных произведений

Темы :

  1. Принципы ритмической организации стиха

  2. Рифма

  3. Строфа

  4. Художественное значение технических норм произнесения стихов

Раздел 5. Сценические литературные жанры

Темы :

  1. Исполнение стихотворений

  2. Исполнение прозы

  3. Сольный конферанс

  4. Парный конферанс

  5. Басня

  6. Скетч

  7. Фельетон

  8. Пародия

Раздел 6. Стилевые особенности исполнения литературных произведений

Темы :

  1. Исполнительский стиль

  2. Стиль эпохи

  3. Авторский стиль

Практическая часть программы

Раздел 1. Пластическая выразительность

Практические занятия :

  1. Техника простых двигательных навыков

  2. Осанка

  3. Походка

  4. Позы сидя

  5. Жесты

  6. Техника сложных двигательных навыков:

А) целенаправленность физических действий

Б) освобождение мышц

В) непрерывности и прерывности движений

Г) характер движений

Д) рече - двигательная координация

Е) развитие выразительно- действующих рук

Раздел 2. Освоение техники речи

Практические занятия:

  1. Таблица гласных звуков

  2. Скороговорки и чистоговорки

  3. Артикуляционный тренинг:

А)подвижность губ

Б)подвижность нижней челюсти

В) подвижность языка,гортани

Раздел 3.Правильное дыхание

Практические занятия

  1. Система технических упражнений

  2. Механизм дыхания







Прогнозируемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты: первый год: обучения создание условий для коллективного творчества, выявление творческих способностей детей, увлечение занятиями в кружке, постепенное привитие навыков выразительного чтения. эстетического вкуса, умения владеть художественным словом через участие в школьных праздниках, выпуск стенных газет ,работу с текстом.

Второй год обучения: продолжение работы над формированием технологии речи. Новое: воспитание любви к театру, анализ игры актеров. театральных пьес.

Третий год: научить детей словесному рисованию. При изображении картин природы использовать художественные средства выразительности языка. Иллюстрировать стихотворения, создать условия для написания стихов одаренными детьми, научить выпускать журнал.

Четвертый год обучения: научить самостоятельно распределять роли, готовить декорации, участвовать в коллективной разработке сценария литературно- музыкальной композиции.

Пятый год обучения: уметь вживаться в образ при чтении басни, лирического стихотворения, владеть голосом, темпом речи., мастерски читать диалог, монолог. Уметь работать над поэтическим, прозаическим текстом, выбирать произведение. Место жительства» кружка - школьный кабинет русского языка.























Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов




Дата

План

Факт

1

Организационное занятие.

1

3-5

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

3

6-7

Художественное чтение и задачи чтеца

2

8

Чтец и актёр

1



10-11

Понятие и функции интонации

2

12-13

Понятие интонации

2



14-15

Упражнение по развитию речи; знакомство детей с технологией формирование речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

2

16-17

Логика изолированной фразы

2

18-19

Основные виды фразовой мелодии

2

20

Природа в лирике поэтов 19 века. Прослушивание музыкальных произведений.

1

21-22

Логика связного текста

2

23-24

Ритм

2

25

Упражнения по развитию речи; технология формирования речи, обучение способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

1

26-27

Образная мелодия

2

28-29

Номинация озвученного литературного героя

2

30

Упражнение по развитию речи; технология формирования речи, обучение способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

1

31

«Я лиру посвятил народу своему…»

1

32

Любимые произведения

1

33

Мы о Родине поём (героические страницы родины своей)

1

34-35

Работа над текстом произведения

2



36

Упражнение по развитию речи; технология формирования речи, обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии; привитие навыков выразительного чтения

1

37- 40

Приспособление литературного текста для исполнения

4

41-43

Принципы ритмической организации стиха

3

44

«Если бы я…». Беседы о профессии

1



45-47

Звуковая организация стиха

3

48-50

Звуковая организация стиха. Таблица гласных звуков

3

51-53

Рифма

3

54-56

Строфа

3

57-59

Художественное значение технических норм произнесения стихов

3

60-62

Система технических упражнений

3

63-65

Механизм дыхания

3

66-68

Исполнение стихотворений. Жесты , осанка

3

69-71

Исполнение прозы.

3

72-74

Техника сложных двигательных навыков

3

75-77

Сольный конферанс.

3

78-80

Скогороворки

3

81-83

Парный конферанс.

3

84-85

Парный конферанс. Чистоговорки

2

86-88

Басня

3

89

Осанка

1

90

Позы сидя

1

91-92

Скетч

2

93-94

Фельетон

2

95-96

Пародия

2

97-98

Исполнительский стиль

2

99

Стиль эпохи

1

100

Авторский стиль

1

101

Подготовка к отчётному литературному вечеру

1

102

Отчётный вечер

1





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Материалы газеты « Литература. Первое сентября»

2. Материалы журнала «Литература в школе»

3 .Интернет ресурсы .материалы «Открытый урок»2010-2015

4.КИМ литература 5 класс, Москва «Вако»2013



© 2010-2022