Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-Ребята, понравилась ли вам «Песня…»? С каким чувством вы её читали?

-Скажите, в какие годы жил М.Ю. Лермонтов? А когда была написана «Песня..»? А о событиях какого времени повествуется в «Песне..»?

._______________._______________.

1814-1841 1837 16 век

-Давайте посмотрим на наш временной отрезок. Какой вопрос у нас может возникнуть?

-Возможно, вы вспомните примеры подобного обращения к событиям прошлого в других текстах. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

.______________._______________.

1809-1852 1842 15 век

-А как вы думаете, почему происходит возвращение к прошлому? Почему у писателей не угасает к нему интерес?

-А чтобы нам с вами ответить на данные вопросы, что нам нужно сделать на уроке? Какие цели мы поставим?

-Я хочу начать нашу работу с чтения небольшого отрывка из произведения «Князь Серебряный».

Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.

- Спасите! Спрячьте! - кричал он, хватаясь за полы мужиков.

- Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?

В один миг оба хоровода собрались в кучку; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить.

- Там, там, - произнес он дрожащим голосом, - за огородами, я пас телят… они наехали, стали колоть телят, рубить саблями, пришла Дунька, стала просить их, они Дуньку взяли, потащили, потащили с собой, а меня…

Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни.

- Беда, беда! - кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергеевну убили насмерть!

В то же время показались всадники, человек пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.

- Гойда! Гойда! - кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!

-Какое впечатление у вас осталось от прочитанного?

Кто такие опричники? О каком историческом времени идет речь в отрывке?

-Как вы думаете, зачем я прочитала вам этот фрагмент?

-Сегодня ы подробнее познакомимся с эпохой Ивана Грозного и самой личностью этого великого правителя.

Перед вами 2 исторических источника:

В.О. Ключевский:

Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел - на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросши среди чужих, без отцовского призора и материнского привета Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К тому же он был испуган в детстве. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки. В 1577 г. на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена.

В каждом встречном он прежде всего видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие.

Н. М. КАРАМЗИН

ИЗ "ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО"

<...> Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства.

И россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего венценосца как пример монархов благочестивых, мудрых, ревностных ко славе и счастию государства. Так изъясняются первые: "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме и в молитве уединенной, и в совете боярском и среди народа у него одно чувство: "Да властвую, как всевышний указал властвовать своим истинным помазанникам!" Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских... Ласковый к вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству - щедростию искореняя бедность, а зло - примером добра, сей Богом урожденный царь желает в день Страшного суда услышать глас милости. Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, англичане, приезжавшие в Россию для торговли. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце и, несмотря на то, умеет быть повелительным; скажет боярину: "Иди!" - и боярин бежит; изъявит досаду вельможе - и вельможа в отчаянии; скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока царь не объявит ему прощения.

Государь возмужал: страсти зреют вместе с умом, и самолюбие действует еще сильнее в летах совершенных. Государь престал чувствовать необходимость в дальнейшем руководстве со стороны бояр.

……С сего времени умолк плач во дворце. Начали забавлять царя, сперва беседою приятною, шутками, а скоро и светлыми пирами; напоминали друг другу, что вино радует сердце; смеялись над старым обычаем умеренности; называли постничество лицемерием. Ежедневно вымышлялись новые потехи, игрища, на коих трезвость, самая важность, самая пристойность считались непристойностию. Еще многие бояре, сановники не могли вдруг перемениться в обычаях; сидели за светлою трапезою с лицом туманным, уклонялись от чаши, не пили и вздыхали: их осмеивали, унижали: лили им вино на голову. Между новыми любимцами государевыми отличались боярин Алексий Басманов, сын его кравчий Федор, князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов-Бельский, готовые на все для удовлетворения своему честолюбию. Москва цепенела в страхе. Кровь лилася; в темницах, в монастырях стенали жертвы; но... тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим! Нет исправления для мучителя, всегда более и более подозрительного, более и более свирепого; кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови: оно делается лютейшею из страстей. - Любопытно видеть, как сей государь, до конца жизни усердный чтитель христианского закона, хотел соглашать его божественное учение с своею неслыханною жестокостию: то оправдывал оную в виде правосудия, утверждая, что все ее мученики были изменники, чародеи, враги Христа и России; то смиренно винился пред Богом и людьми, называл себя гнусным убийцею невинных….

-Найдите и подчеркните в данных текстах слова и выражения, которые характеризуют Ивана Васильевича как историческую личность.

-Обсудите в группах.

- Письменно дайте ответ на вопрос: «Так каким же был, по мнению историков, Иван Васильевич Грозный?»

-Но ведь Иван Грозный Лермонтова это вымышленный персонаж. Так какими же чертами наделен он в тексте «Песни..»?

-Обратимся к эпизодам пира и кулачного боя. Подчеркните слова и словосочетания, характеризующие личность царя.

-Письменно сделайте вывод: «Каким предстает И.В. в произведении? Имеет ли созданный образ что-то общее с образом исторической личности?»

-Ребята, как в данных эпизодах разрешается конфликт власти и отдельной личности?

Письменное задание: «Имеет ли право личность противостоять власти?»

© 2010-2022