Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел по образованию и делам молодежи Суетского района, Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Суетского района, Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО русского

языка и литературы Заместитель директора по УВР Директор школы

« » августа 2015 г. «___» августа 2015 г. «____» сентября 2015 г.

Протокол № _______ _____________________ ______________________

________ А.С.Шималина М.Н.Строкова Д.Ю.Глущенко


Рабочая программа по литературе

для 7 класса,

основное общее образование.

Срок реализации: 2015-2016 учебный год


Составитель:

Зинченко Нина Владимировна,

учитель русского языка

и литературы.


с.Александровка, 2015г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса составлена на

основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год. (Приказ от 31 марта 2014 года №253).

  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения МКОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа».

  • Учебный план основного общего образования общеобразовательного учреждения МКОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год. (Приказ от 28.08.2015г. №50)

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МКОУ «Александровская СОШ» от 30.08.12 г. №41.

  • Примерная Программа основного общего образования по литературе 5-9 кл М; Просвещение, 2009 г .

  • Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.

Коровиной, 11-издание, М. Просвещение, 2009.

Согласно ФК ГОС ООО(2004г.), изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Обоснование рабочей программы:

Авторская программа ориентирована на федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ и рассчитана на 68 часов (из учета 2 учебных часа в неделю).

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, так как учебный план школы предполагает 35 учебных недель в 7 классе при 2-х часовой недельной нагрузке по предмету. Программа также включает базовые знания и умения, которыми должны обладать все учащиеся общеобразовательной школы и полностью реализует авторскую программу.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МКОУ «Александровская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VII классе - 70 часов; (2 часа в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных, обобщающих уроков. Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;

  • репродуктивные, проблемно-поисковые;

  • методы самостоятельной работы и работы под руководством;

  • методы стимулирования и мотивации;

  • методы контроля и самоконтроля;

  • интерактивные методы обучения.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована программа: учащиеся 7 класса.

Режим занятий:

Авторская программа разработана для проведения 68 уроков в течение учебного года, рабочая программа разработана для проведения 70 уроков в течение учебного года, 2 часа резервных (чтение и анализ изученного)

Обоснование выбора УМК

В состав линии учебно-методических комплектов, реализующих программу под редакцией проф. В.Я.Коровиной входят:

УМК «Литература» для 7 класса.

Рабочие программы. Завершенная предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы. «Просвещение», 2009.

  • Учебник «Литература» 7 класс. Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. 2012г.

  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (1 CD MP3).

  • В.Я.Коровина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 7 класс.

  • Н.В.Беляева. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей.

Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

30

Из русской литературы XX века.

22

Зарубежная литература

6

Повторение изученного

2

Итого

70

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение 1ч.

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 4ч.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула - носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3ч.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 30ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаило Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Рабочая программа по литературеМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 22ч.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Интервью с поэтом - участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6ч.

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Повторение изученного 2часа.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война». 1-2 стихотво­рения по выбору учащихся

(К. М. Симонов «Ты по­мнишь , Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. «Москвичи»).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A. П. Сумароков. Эпиграмма.

B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A. И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C. А. Есенин. 3-4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A. Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что

происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B. С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих

обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из

литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ..

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса на 2015-2016 учебный год.


№ урока

Дата

Тема

Теория литературы

Наглядность

Словарная работа

Домашнее задание


Введение (1ч.)

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Жанр

Литературоведение, специфика, сущность

Стр. 8-9, прочитать предания, подготовить пересказ.

Устное народное творчество (4ч.)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. исторические события в преданиях.

Предание

Фонохрестоматия

Стр.7,9-10, пересказ предания «Петр и плотник»

3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Былина, гипербола

Иллюстрации к былинам Библии на и Васнецова карта Киевской Руси, фонохрестоматия

Сказка, миф, содержание, идея

Стр.11-17(пересказ), стр.17-23(читать, ответить на вопросы).

4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Роль гиперболы в былинах. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос

Эпос

Диск mp3, презентация

Стр.24 - 40(читать), стр.41-работа по вопросам.

5

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Пословица, поговорка

Различные издания сборников пословиц и поговорок

Стр.42-49,№7 сочинение-миниатюра; стр.42-43 пересказ.

Древнерусская литература (2 час.+1ч.)

6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Летопись

Фонохрестоматия

Поучение, послание, хождение, житие

Стр.54, задание №3(письменно), стр.54-63( читать).

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Фонохрестоматия

С63 (работа по вопросам),подготовиться к чтению по ролям.

8

Развитие речи.

Подготовка к письменной работе на одну из тем:

  1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

  2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

  3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

  4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

  5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?


Литература XVIII века (2 часа)

9

М.В Ломоносов. Личность, судьба. Оды. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года». Мысли автора о родине, русской науки и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

Ода

Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова, фонохрестоматия

Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр,

Стр.64-66(пересказ), стр.66-67(читать, составить словарь устаревших слов)

10

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Стихи, рифма

Портрет Г.Р.Державина, фонохрестоматия

Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх

Стр.68-71,сообщение о Державине; стихотворение наизусть(на выбор)

Литература XIX века (30 часов)

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте.

Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Перт I и Карл XII.

Поэма, повесть

Презентация с изображениями Петербурга, памятника Петру I, иллюстрации к поэме

Стр.72-77(пересказ); стр.77-79 (наизусть отрывок)

12

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Поэма

Работа с текстом.

13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Жанр, летопись, поэма, баллада.

особенности композиции. Своеобразие языка.

Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия

Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща

Стр.82-87, отрывок наизусть; №3, стр.87.

14

Развитие речи. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».

Драма, драматургия, трагедия

Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова

Стр.97, задание №2,3.

15



16

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

Повесть, сборник, вымышленный автор

Иллюстрации к «Повестям Белкина», фонохрестоматия

Притча, лубок, лубочная картинка

Стр. 99113(перечитать), ответить на вопросы, задание №3-письменно.

Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель»

17

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Научная биография, художественная биография

Презентация «Тарханы», тест

Составить план статьи стр.114-118, II часть поэмы прочитать.

18

.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

Фольклоризм литературы, жанр поэмы

Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия

Стр.118-134(читать), наизусть отрывок: восход зари: мини-сочинение по иллюстрации.

19

Практикум. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».

Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения

Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия

Сага

Стр.138-139(выучить наизусть стихотворение по выбору, анализ этого стихотворения), стр.144-162-перечитать I.II главы «Тарас Бульба»

20

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование).


21

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Художественная деталь

Портрет писателя.

Художественная деталь

Стр.154-177 (одно из описаний выучить наизусть), устный рассказ о Тарасе Бульбе.

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Повесть, историческое, эпическое.

Литературный герой.

Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Стр.167-185, перечитать: подготовиться к анализу.

23

Развитие речи.

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Авторская оценка образа Тараса Бульбы.

  2. Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба».

  3. Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Образец плана

Гордость, полководец

Написать сочинение по составленному плану: стр.214-описание природы прочитать.

24

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состоянии я человека. Художественные достоинства рассказа.

Рассказ, очерк.

Портреты Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, художественный фильм об И.С. Тургеневе

Дрожки, челнок

Стр. 214-223 (читать), работать по вопросам

25

.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях, в прозе. Особенности жанра.

Характеристика героев рассказа «Бирюк».

Роль пейзажа в рассказе «Бирюк».

Очерк.

Репродукции Маковского «Ночное», Лебедева «Бежин луг»

Быличка

Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя.

Составить рассказ о главном герое.

26

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Поэма.

Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

Стр.227 - 244, выразительно читать. Чтение по ролям диалога княгини и генерала(выбрать, подготовить)

27

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом». Боль поэта за судьбу народа. Образ родины.

Обучение выразительному чтению.

Фонохрестоматия

Стр.245 - 250 -выучить наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

28

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Жанр.

Тесты для учащихся

Стр.251-260, читать, работать по вопросам.

29

.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества . смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Гротеск, иносказание.

Аллегория, гипербола.

Фонохрестоматия

Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия

Стр.261-263-пересказ: стр.263-273 (чтение и пересказ сказки).

Читать сказку «Дикий помещик»

30

Развитие речи.

Сказка «Дикий помещик».

Смысл названия сказки.

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина».

Гротесковые эпитеты.

Иллюстрации

Уродство

пригоршня

Нарисовать к сказке иллюстрацию, составить и записать сатирическую сказку.

31

Урок контроля.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина.


32

.

Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство».

Главы из повести «Классы», «Наталья Савишна». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Автобиография, автобиографический роман.

Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого

Составить план статьи, пересказ одной из глав

Сочинение «Дом моего детства»

33

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Тесты для учащихся

Стр.251-260, прочитать и ответить на вопросы.

34

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Рассказ

Фонохрестоматия

Стр.3-18.Подготовить характеристику главных героев рассказа.

35

Развитие речи.

И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина.

36

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь

Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведениям Чехова

Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление

Стр.297-301(пересказ), стр.301-305-чтение, работа по вопросам.

37

Практикум.

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Юмор, сатира.

38

Два лица в России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Жанр рассказа

Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник»

Юмор

Стр.305-309, №1,2-ответить на вопросы.

Прочитать рассказ «Тоска».

39

Внеклассное чтение.

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

Жанр

Фонохрестоматия

Сочувствие

горе

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Тоска», написать отзыв на героя.

40

Практикум.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!», «Благовест» , И.А.Бунин «Родина».

Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XX века.

Лирический герой

портрет

Фонохрестоматия

Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь

Стр. 312-316- наизусть стихотворение, написать эссе.

Литература XX века (22 часа)

41

М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Псевдоним, повесть, трилогия

Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство»

Трилогия

Задания к 2, 3, 4 главам.

Стр.19-83 (перечитать)

42

М.Горький «Детство».

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

Автобиография, художественная биография

Фонохрестоматия

Венчик, влаз, врази, голицы, гривна, дресва, дьячок, запон, киот, кисея, комель, косушка, молосная, набойка, однова, плис, плицы, подпечек, поземок, пятишница, расточатся, ризы, сандал, скоромное, фуксин, целковый, чело, шелковая головка

Дочитать повесть, стр.83, задание №4.

43

Практикум.

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» (по выбору). Портрет как средство характеристики героя.

Литературный портрет героя.

44

Внеклассное чтение.

«Легенда о Данко» из рассказа

М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Легенда, романтизм, реализм

Фонохрестоматия, иллюстрации к повести «Старуха Изергиль»

Наизусть отрывок из легенды стр.86-87.

45

В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Гипербола.

Юмор.

Ритм и рифмы.

Фонохрестоматия

РОСТА, призвание; горбил, златолобо, взорим.

Наизусть стихотворение стр.106-109, читать статью учебника стр.100-105.

46

Урок внеклассного чтения.

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Звукопись.

Понятие о лирическом герое.

Фонохрестоматия, картинки с изображениями лошадей

Круп, зевака, Кузнецкий

Стр.110-112, наизусть стихотворение

47

Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Рассказ

Фонохрестоматия, картинки с изображением собак

Написать рассказ о домашнем животном, стр.89-99, работа по вопросам

48

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка».

Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Фонохрестоматия, портрет Платонова

Стр.113-123(читать, пересказывать), задание №4.

49

Урок внеклассного чтения.

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.

Притча, рассказ

Фонохрестоматия

Депо, тупик

Стр.123-138, задание №3 (письменно)

50

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века.)

Портреты писателей, иллюстрации к их произведениям, эпиграфы, высказывания, посвященные их творчеству

Стр.3-138(перечитать, подготовиться к итоговому тесту)

51

Л.Б.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль».

своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Иллюстрации Верейского с стихам Твардовского, фонохрестоматия , портрет Твардовского

Стр.144-149, стихотворение на выбор наизусть стр.141-142; 148-149.

Стр.150-158-ознакомиться с материалом.

52

Урок контроля.

Контрольная работа ( письменный анализ эпизода или одного стихотворения).

Тестовые задания

Стр.139-143(читать), стр.143, задание№1-3(выполнить).

53

Урок внеклассного чтения.

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Сурикова, А.Твардовского, Н.Тихонова.

Интервью как жанр публицистики.

54

Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».

Рассказ.

Понятие о литературной традиции.

Выставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия

Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор

Стр159.167.

Выразительное чтение рассказа, пересказ эпизодов, сообщения о судьбе братьев наших меньших.

55

Е.И. Носов «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия

Внапашку, выгон, глумиться, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, споро, стожок, телогрейка, худо, язь

Стр.168-176, задание №4 (письменно).

56

Урок внеклассного чтения.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Фонохрестоматия

Дом. сочинение «Яшка - верный товарищ».

57

Урок внеклассного чтения.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий и др.), единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.


58

А.Т.Твардовский. слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Лирический герой.

59

Д.С.Лихачёв. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Публицистика, мемуары как жанры литературы.

Фонохрестоматия, репродукции картин по теме

Памятник, искусство

Сообщение «Искусство моего родного края».

60

.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Художественные средства

Фонохрестоматия

Пущай, восторг, торг

Стр.211 - работа по вопросам.

61

Урок внеклассного чтения.

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге..».

Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Фонохрестоматия

Стр.212 - 227 (наизусть на выбор)

62

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля..», «Я вновь пришел сюда и сам не верю..», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Зарубежная литература (6 часов)

63

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Рефрен

Портрет Бернса, карта Великобритании

Художественный перевод

Наизусть, с. 230 -232, задание №1,2.

64

Практикум.

Д.Г. Байрон. Слово о поэте.

«Ты кончил жизни путь, герой» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

Лирика, романтизм

Эпиграфы, портреты Байрона

Стр.233-234, №2-устно.

65

Практикум.

Японские хокку (хайку).

Особенности жанра.

Репродукции японских миниатюр

Медитация

Стр. 240, №1,2-задание выполнить, составить хокку на тему «Жизнь».

66-67

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Новелла

Фонохрестоматия

Пересказ, стр.242-248.

Стр.248 - наизусть.

68

Рэй Дуглас Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Рассказ

Стр.249-262, читать, работа по вопросам.

69-70

Проверка техники чтения учащихся.

Повторение изученного. Задание на лето.










Лист изменений и дополнений.



































1

© 2010-2022