Статья Особенности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы для учащихся, страдающих тяжелой формой ДЦП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы для учащихся, страдающих тяжелой формой ДЦП.

Урок - основная форма организации обучения в современной школе. Любой урок требует сложной и кропотливой подготовки, учёта психологических и поведенческих особенностей учащихся. При работе с детьми, страдающими тяжелой формой ДЦП, эта подготовка несет в себе ряд определенных трудностей.

В первую очередь это усвоение программы. Дети с этим недугом не в состоянии писать, читать в слух, говорить, а ведь именно эти виды деятельности являются основными на уроках русского языка и литературы. Задачей учителя становится подбор таких упражнений и материалов, с которыми учащемуся было бы легко справиться физически.

Для объяснения нового материала можно использовать презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные диктанты, записи театральных постановок, схемы литературных явлений, таблицы на все правила русского языка и тому подобное. Наглядность и схематичность помогают лучше усвоить материал.

На этапе закрепления и применения знаний и умений арсенал учителя расширяется. На уроках русского языка можно использовать интерактивные диктанты (ребенку просто надо впечатать нужную букву или выбрать из предложенных). На сайтах gramota.ru , onlinetestpad.com можно воспользоваться интерактивными диктантами. А можно создать их самому. На сайте didaktor.ru есть обучающие инструкции не только по созданию интерактивных диктантов, но и тестов, и тренажеров.

Хорошим подспорьем на уроках русского языка, конечно, являются тесты. Ведь дети с ДЦП не могут писать, а вот напечатать цифру или букву им под силу. Сайтов с тестами по русскому языку на просторах интернета великое множество, но часто возникает потребность в создании собственных тестов. Для этого подойдет GoogleДиск, но он требует создания аккаунта и от учителя, и от ученика. А можно воспользоваться сайтами master-test.net, onlinetestpad.com и banktestov.ru, которые не требуют сложной регистрации. Такие формы обучения заменяют нам на уроках классические упражнения.

Основные трудности возникают на уроках литературы, так как основными видами деятельности являются говорение и чтение, но учащийся с тяжелой формой ДЦП физически не в состоянии их осуществлять. Но решить эту проблему нам под силу. На уроках литературы стоит использовать презентации, можно разбираться в литературных явлениях и художественно-изобразительных средствах (учащийся приводит свои примеры), составлять схемы и заполнять таблицы. Так как учащийся физически не в состоянии дать развернутый ответ на вопрос, то стоит подготовить тест с такими вариантами ответов, которые предполагают размышления. Интересной будет работа по поиску ключевых слов в тексте, в характеристике персонажа или в эпизоде ( напечатать два-три слова учащемуся под силу). Характеризуя героя, можно дать задание по поиску отрицательных черт у положительного персонажа, можно задать вопрос о том, каких черт характера не хватает главному действующему лицу. Выразительное чтение можно заменить прослушиванием записей чтения стихотворений и отрывков из прозаических произведений в исполнении актеров, поэтов и писателей.

Но урок это не только форма организации обучения, но и возможность правильной социализации учащегося. Таким образом, еще одной нашей задачей становится создание благоприятной психологической атмосферы. Учащийся с тяжелой формсой ДЦП должен чувствовать себя на уроке комфортно, иметь физическую возможность справиться с заданиями и быть заинтересованным в получении знаний. Для этого на уроках русского языка и литературы предполагается использование различных викторин и кроссвордов, которые можно создать в PowerPoint или с помощью вышеуказанных сайтов. Игровые виды деятельности на уроках позволяют наладить контакт с учащимися ,а получение знаний делают интересней и легче.

Современные образовательные технологии и педагогические находки помогают разработать уроки для учащихся с различным уровнем умственного и физического развития, таким образом, реализуя право каждого человека на образование.

© 2010-2022