- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи (5 класс)
Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валетова Ю.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Имя существительное как часть речи».
Цели:
-
повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
-
формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
-
воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Организация учащихся.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три - ротик на замок,
На четыре - помолчи,
А на пять - урок начни!
-
Организация рабочего места учащихся.
- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.
II. Введение в тему
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить, Слайд 1
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
- А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
- А как называются такие слова? Назовите часть речи.
- Действительно, это имя существительное. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. Слайд 2
-Русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик Лев Васильевич Успенский писал: "Имя существительное - хлеб языка." Слайд 3
- Как вы понимаете значение слова хлеб?
(Хлеб 1 - пищевой продукт, который выпекают из муки. Ты только попробуй, какой вкусный хлеб! (Основное значение многозначного слова в словаре дается под цифрой 1).
Второстепенные (производные) значения:
Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку, идущую на выпечку такого продукта. Надо было прикинуть места для ссыпных пунктов, куда можно было бы хлеб свозить. (Д.Фурманов)
Хлеб 3 - растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие хлеба. (В.Короленко).
Хлеб 4 (перен.) - средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое. Мой учительский хлеб).
-Какова значимость имени существительного как части речи мы и разберем сегодня на уроке. Понаблюдаем, проведем исследование, сделаем выводы.
- Давайте познакомимся с целями урока Слайд 4
III. Работа по теме урока.
1. - Прочитайте , рассказ Людмилы Стефановны Петрушевской "Пуськи бятые" и найдите в нем имена существительные, опираясь на свои знания об этой части речи. Запишите их в тетрадь. Слайд 5
(Кстати, Людмила Стефановна Петрушевская отчасти наша землячка. В военное время она жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.)
Какие слова вы выписали и почему? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?).
Какие грамматические признаки, уже известные вам вы можете определить у этих слов? (Род, число, падеж). Слайд 6,7,8.
Определите синтаксическую роль существительных в тексте.(Подлежащее, дополнение, обстоятельство)
Физминутка. Игра.
Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.
2. - Продолжим. Перед вами слова, к какой части речи они относятся? (Сущ.)
- Определите соответствия, подберите к каждой группе существительное по значению.
(в тетрадях.) Слайд 10
- Что же скрывается под словом "предмет"? (Перечислить группы.)
Однако, несмотря на семантическое разнообразие, всем именам существительным присуще общее, одинаковое для всех значение - предметное.
III. Закрепление
1.- Выполнить на доске и в тетради упражнение 478, сделать вывод.
-В отличие от имён прилагательных, которые выражают свойства и качества не самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, имена существительные выражают отвлечённые свойства и качества (радость, внимательность, доброта и др.) самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойства присущи.
2. Выполнить упражнение 479, (самостоятельно в тетрадях), выводы учеников.
3. Выполнить тест. Слайд 11 ,12
Самопроверка.
5. Выводы по теме.
IV. Итоги.
1.Дом. задание.
-.Выполнить упр.480
-Составьте рассказ на основе текста «Пуськи бятые»
2. Оценки.