Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цели:

  • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;

  • формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;

  • воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Организация учащихся.

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три - ротик на замок,

На четыре - помолчи,

А на пять - урок начни!

  1. Организация рабочего места учащихся.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

II. Введение в тему

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить, Слайд 1

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

- А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?

- А как называются такие слова? Назовите часть речи.

- Действительно, это имя существительное. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. Слайд 2

-Русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик Лев Васильевич Успенский писал: "Имя существительное - хлеб языка." Слайд 3

- Как вы понимаете значение слова хлеб?

(Хлеб 1 - пищевой продукт, который выпекают из муки. Ты только попробуй, какой вкусный хлеб! (Основное значение многозначного слова в словаре дается под цифрой 1).

Второстепенные (производные) значения:

Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку, идущую на выпечку такого продукта. Надо было прикинуть места для ссыпных пунктов, куда можно было бы хлеб свозить. (Д.Фурманов)

Хлеб 3 - растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие хлеба. (В.Короленко).

Хлеб 4 (перен.) - средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое. Мой учительский хлеб).

-Какова значимость имени существительного как части речи мы и разберем сегодня на уроке. Понаблюдаем, проведем исследование, сделаем выводы.

- Давайте познакомимся с целями урока Слайд 4

III. Работа по теме урока.

1. - Прочитайте , рассказ Людмилы Стефановны Петрушевской "Пуськи бятые" и найдите в нем имена существительные, опираясь на свои знания об этой части речи. Запишите их в тетрадь. Слайд 5

(Кстати, Людмила Стефановна Петрушевская отчасти наша землячка. В военное время она жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.)

Какие слова вы выписали и почему? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?).

Какие грамматические признаки, уже известные вам вы можете определить у этих слов? (Род, число, падеж). Слайд 6,7,8.

Определите синтаксическую роль существительных в тексте.(Подлежащее, дополнение, обстоятельство)

Физминутка. Игра.

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

2. - Продолжим. Перед вами слова, к какой части речи они относятся? (Сущ.)

- Определите соответствия, подберите к каждой группе существительное по значению.

(в тетрадях.) Слайд 10

- Что же скрывается под словом "предмет"? (Перечислить группы.)

Однако, несмотря на семантическое разнообразие, всем именам существительным присуще общее, одинаковое для всех значение - предметное.

III. Закрепление

1.- Выполнить на доске и в тетради упражнение 478, сделать вывод.

-В отличие от имён прилагательных, которые выражают свойства и качества не самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, имена существительные выражают отвлечённые свойства и качества (радость, внимательность, доброта и др.) самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойства присущи.

2. Выполнить упражнение 479, (самостоятельно в тетрадях), выводы учеников.

3. Выполнить тест. Слайд 11 ,12

Самопроверка.

5. Выводы по теме.

IV. Итоги.

1.Дом. задание.

-.Выполнить упр.480

-Составьте рассказ на основе текста «Пуськи бятые»

2. Оценки.




© 2010-2022