Собственные и нарицательные имена существительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 116. Собственные и нарицательные имена существительные

(Урок-экскурсия по Московскому Кремлю)

Цели:

1. Образовательные:

- активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных терминов);
- познакомить учеников с понятиями "собственное" и "нарицательное";
- формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать чёткость, выразительность речи учащихся;
- развивать внимание учащихся;
- развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных

Формирование УУД:

Личностные действия:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Регулятивные действия:

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные действия:

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные действия:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- учащиеся научатся различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен супу тельных: называние одного (единичного) предмета или I однородных предметов;

- оценивать правильность выполнения действия;

- контролировать свои действия.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: распечатки текста, проектор, компьютер, путеводные листы

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, я очень рада вас видеть. Я шла на урок с отличным настроением. А вы? А почему, вы знаете? Да, у нас сегодня очень интересный урок.

Сначала повторим, что мы знаем об имени существительным.

  1. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.


  1. «Лови ошибку»

  • Раздел науки о языке, в которой изучается слово как часть речи

  • Имена существительные изменяются по родам

  • В предложении являются разными членами предложения

  • Имена существительные бывают одушевленнее и неодушевленные

  • Имя существительное обозначает признак предмета

  1. Словарный диктант

Панцирь, нарцисс, лекция, циркуль, цыкнуть, коллекция, операция, птицын, столицы

Слайд 3. Взаимоконтроль (поставьте оценки друг другу в путеводные листы)


  1. Постановка проблемы урока.

Слайд 4. Как вы понимаете слово столица?

- Дополните предложения:

… - столица России.

… - столица нашего округа

Вывод: Москва, Россия, Анадырь - собственные имена существительные.

- Как пишутся собственные имена? Какие слова относятся к собственным именам?

- Подумайте, чем будем заниматься на уроке, что еще узнаем про имена существительные?

- Мы сегодня отправляемся на экскурсию в Москву, побываем в Московском Кремле.

Слайд 5. Запишите тему нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные»

Слайд 6. Сформулируйте цели нашего урока

«Мозговой штурм»

- Что вы знаете об именах собственных?

- Об именах нарицательных?

- Чем они отличаются друг от друга?

Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.


  1. Открытие нового знания

Прием «Чтение с пометами».

Вам предлагается текст. Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами»

Текст.

В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных.

Река, книга, кошка - это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.

Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг.

К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова (имена собственные), но и устойчивые словосочетания (собственные наименования). Например, Млечный Путь, Московский Кремль.

Имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Это заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов и т.д. Например, издательство «Просвещение», газета «Крайний Север»

- Какие Ваши знания подтвердились?

- Какие Ваши представления не подтвердились

Слайд 6. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. Записи делаем краткие, вписываем в нее только ключевые слова или фразы. Таким образом, у нас получится мини-конспект.

V

-

+

?

Слайд 7. Вот что у нас получилось:

Уже знал

V

Узнал новое

+

Думал иначе

-

Есть вопросы

?

Собственные: имена, отчества, фамилии, географические названия, названия книг, картин и т.д.

Большая буква, кавычки

Обозначают единичные предметы и группу предметов

единичные однородные

что такое однородные, единичные предметы?

Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие - с маленькой, а третьи - в кавычках?

- Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения. (Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.)

(работа в парах)

Слайды 8, 9. Беседа по вопросам:

- Чем отличаются имена собственные от нарицательных? (единичные - однородные)

Какие существительные относятся к собственным?

- Названиями каких предметов являются собственные имена? Нарицательные?

- Как пишутся собственные имена? Приведите примеры.

- Приведите примеры устойчивых сочетаний, которые являются именами собственными (называют Млечный Путь, Московский Кремль)

  1. Первичное восприятие

Слайд 10. Молодцы, быстро приехали в столицу нашей Родины. Мы находимся у стен знаменитого Московского Кремля, который издавна называли каменной сказкой. Это настоящий музей под открытым небом. Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть... надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!.., - писал М.Ю.Лермонтов. Так какими же достопримечательностями он славится?

1)давайте прочитаем текст упр. 498.

- Выпишите имена собственные: Московский Кремль, река Неглинная, князь Дмитрий Иванович Донской, Успенский собор, Архангельский собор, Тайницкая башня, Царская башня, Спасская башня, Боровицкий холм.

Слайд 11. Главные достопримечательности Кремля - это соборы и башни. Сейчас мы находимся у Троицкой башни, отсюда мы можем попасть в Кремль. Есть еще «парадный» вход - Спасские ворота, но нас туда не пустят, они считаются «святыми»: через них нельзя было проходить с непокрытой головой, и отсюда по традиции въезжали в только русские цари и императоры. Мы сейчас будем проходить по двое, так что нам нужно собрать пары.

Слайд 10. «Собери пару» (работа в парах)

Газета Андерсен

Море Байкал

Озеро «Волга»

Машина «Известия»

Сказки Черное

Слайд 12. Самоконтроль (по количеству правильных ответов). Оценки в листы.

Перед тем как осмотреть достопримечательности Кремля, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Я буду вам кидать мяч и называть нарицательное имя, а вы мне его возвращаете называя имя собственное.

Девочка (Катя), собака (Шарик), рассказ («Муму»), поэт (Лермонтов), река (Лена), село (Лорино), город (Москва).

- Молодцы! Хорошо отдохнули. А теперь начинаем нашу экскурсию.

Слайд 13. Мы находимся в Кремле, и, конечно же, сразу бросается в глаза башня с курантами. Это символ Кремля - знаменитая Спасская башня. Здесь, в Кремле, 20 башен. Давайте подойдем к самой «старшей» башне - Тайницкой (слайд 14.) . Так ее назвали потому, что от нее к реке вел тайный подземный ход. Нам разрешат осмотреть ее, если мы выполним

самостоятельную работу (упр. 500 с. 56)


  1. Самостоятельная работа (упр. 500, с. 56)

Слайд 15. Проверь соседа!


  1. Включение знаний в систему повторения.

Слайд 16. Слева от Спасской башни прямо на кремлевской стене находится самая маленькая Царская башня, которая считается самой «юной». Ей нет еще и 300 лет. Ее высота - 16, 7 м. Давайте сначала поиграем, а затем подойдем к ней и посмотрим на нее поближе.

  1. Игра «Кто это? Что это?

  • А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой, Ю.Рытхэу (писатели).

  • Москва, Анадырь, Билибино, Певек, (города).

  • Шарик, Жучка, Рекс, Мурка, Полкан, Мухтар (клички собак).

  • П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Д.Шостакович, Бетховен (композиторы).

  • Лоринка, Аккани, Обь, Ока (реки)

  • «Морозко», «Репка», «Лиса и Волк», «Гуси - лебеди» (сказки).

  • «Лада», «Опель», «Жигули», «Нива» (марки машин)

Слайд 17. В Кремле можно увидеть не только башни, но и соборы. Самые известные храмы - это Успенский и Архангельский. 1 группа пойдет к Успенскому (изображение в учебнике на с. 55), другая - к Архангельскому. Для этого нужно составить кластер: 1 группа - по теме «Имена собственные», 2 - «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него.

Составление кластеров.

1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 2 группа составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает.

1 группа

Ключевые слова: имя собственное, единичный предмет. Иллюстрации с изображением, например, котёнка Гав, собаки Каштанки, Буратино, куклы Мальвины и .др. Каждая иллюстрация или фотография подписана только именем собственным.

2 группа

Ключевые слова: имя нарицательное, однородные предметы. Иллюстрации с изображением горы, реки, ребенка, собаки и т. д. (абстрактные предметы) не подписаны.

Каждая группа выступает с презентацией кластеров.

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Понравилась экскурсия?

Слайд 18. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите фразу:

- Мне сегодня понравилось …

- Меня удивило …

- Мне понятно …

- Мне не очень …


  1. Домашнее задание.

§91, 1) упр. 489 (на «3»), 2) упр. 495, 496 (на «4»), 3) творческая работа «В Московском Кремле»

Использованная литература.



  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2.. - Москва: просвещение, 2013 г.

  2. doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-sobstvennie-i-naricatelnie-imena-sus2.html

  3. liveinmsk.ru/places/a-5.html

  4. mos-holidays.ru/moscow-kremlin-towers/



© 2010-2022