Урок литературы в 9 классе Тема: Процесс «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе

Тема: Процесс «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека в повести

М. Булгакова «Собачье сердце»

Цели:

Ход урока

1.Постановка целей урока.

- Дома вы прочитали всю повесть, и сегодня на уроке нам предстоит

обсудить последствия физического и идеологического насилия над человеком, обществом и выяснить причины «расчеловечивания» человека.

Эпиграфом к нашей беседе можно отнести слова профессора Преображенского:

«Теоретически это интересно… Ну, а практически что?

Кто теперь перед нами?»

Этот вопрос нам и предстоит выяснить.

2.Реализация домашнего задания

В повести мы видим 2 стороны эксперимента профессора. Можете ли вы их назвать? (гениальность операции и ужасные последствия, о которых профессор не задумывался).

Давайте проследим последовательность чудовищного превращения «милейшего пса» в «отъявленную мразь» Шарикова.

-Сначала расскажите о превращении собаки в человека с точки зрения медицинской операции. Какое чудо совершил профессор?

(проверяется домашнее задание слабых учащихся, которые в это время пересказывают сцены эксперимента. Учитель усложняет вид деятельности, включая вопросы аналитического характера:

-Что вы можете сказать об «исходных» качествах собаки? (милый, безобидный, разбирающийся в людях, умный (даже умеющий читать). Эти определения доказываются текстом и выписываются потом на доске.

-Кто в качестве донора достался собаке? Что говорит о Климе Чугункине автор? (алкоголик, дебошир, хулиган, грубиян)

В это время сильные учащиеся восстанавливают «цепочку» превращения «милейшего» существа в «мразь»:

Пёс___+_____ _операция___+______ влияние Швондера= Шариков

«милейший» Клим Чугункин (желание поделить всё, «мразь»

(наследственность) устройство Шарикова

на работу, его прописка,

по его совету Шариков

читает политическую лит.

-Беседа со всем классом.

-Кто прав: профессор, считающий, что у Шарикова- человечье сердце, или Борменталь, считающий, что -собачье? Докажите свою точку зрения, приведите примеры наглости, необразованности, доносительства Шарикова. Чем он заслужил свою должность, какими способами отстаивает свои права?

- Почему же повесть названа «Собачье сердце»? Какое значение вложил Булгаков в эпитет «собачье»? Почему автор так внимателен к внутренним монологам пса и лишает Шарикова таких монологов?

- Почему эксперимент профессора не удался?

-Только ли профессор создаёт Шарикова? Почему Преображенский называет Швондера «главным дураком»? (проверка индив. домашнего задания)

3.Дискуссия

-Шариков смешон или опасен?

-Какие пороки сконцентрированы в Шарикове?

-Чем опасно его желание «всё взять и поделить»?

4. -В чём смысл финала комедии?

- Можно ли насилием «улучшить» человеческую породу? Какие формы насилия мы увидели в повести? (Человек - неповторимое существо. Никакая форма насилия (ни физическая операция, которую блестяще провёл профессор, ни и идеологическая пропаганда Швондера не могут привести к успеху, если это сделано с давлением на личность. Сам профессор отвечает на этот вопрос: «Лаской, только лаской». Только ласковым отношением, любовью можно изменить человека. Пёс был ласковым, пока ему не пересадили органы хулигана и уголовника.)

5. Вывод

-Какие проблемы волнуют писателя? О чём это произведение заставило задуматься нас?

-Почему сатирическая повесть не была опубликована сразу?

6. Итоги урока, домашнее задание (на выбор):

- придумайте монолог от лица Шарикова, сохраняя его особенности речи, на одну из тем:

Какой должна быть справедливость?

Что такое дружба? (или на любую другую тему)

- Как относится автор к образу профессора? Докажите текстом.

- Сколько рассказчиков в повести? Почему в роли повествователя не выступает Шариков?

© 2010-2022