- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок литература-МХК Пиковая дама
Интегрированный урок литература-МХК Пиковая дама
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Голубева И.В. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Итоговая аттестационная работа
по мировой художественной культуре
Класс: 8
Учебная программа: Программа «Искусство 8-9» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Учебный раздел: Искусство открывает новые грани.
Тема
Музыкальный портрет
«Пиковая дама» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского
Педагогическая цель:
Познакомить учащихся с понятием музыкальный портрет
Воспитывать любовь к русской литературе и русскому искусству. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.
Тип урока
Урок изучения новых знаний.
Вид учебного занятия
Интегрированный урок
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать истоки, взаимосвязь и специфику музыки и литературы как временных искусств
Постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведения искусства
Освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного искусства
Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой
Личностные (ЛР)
Обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества
Формование предпочтения, эмпатии , эмоциональной отзывчивости
Основное содержание темы, понятия, термины.
Музыкальный портрет, опера, интродукция, ария
Образовательные ресурсы.
Презентация «Пиковая дама А.С. Пушкин. П.И. Чайковский» ,отрывки из оперы Чайковского «Пиковая дама», карточка-задание
Литература
Текст повести «Пиковая дама»
Музыкальный портрет гл. в учебнике «Искусство» стр. 40-41
Опера «Пиковая дама» (фонотека)
-
Организационный
Ведущая деятельность
учителя
учащихся
Адаптирует учащихся к новым учебным условиям
Вовлекает в процесс проектирования урока
«задает» настроение,
дисциплинирует и организовывает работу учащихся
Выполняет оценку/самооценку готовности к уроку
Вовлекается в процесс урока посредством ответов на вопрос учителя
-
Проверка домашнего задания
Выяснение пробелов в знаниях некоторых учеников
Устранение пробелов
Отвечают на вопросы
Пересказывают содержание
Дополняют, поясняют ответы одноклассников
-
Усвоение новых знаний
Рассказ учителя
Беседа
подготавливает к усвоению новых знаний
Организует усвоение
Создаёт проблемные ситуации
Активизация работы учащихся на данном этапе урока
Вовлекает в беседу по содержанию урока
Слушание музыки
Осмысление
познание
-
Проверка понимания учащимися нового материала
-
Закрепление нового материала
-
Инструктаж по выполнению домашнего задания
-
Подведение итогов урока
Конспект урока
1.Организационный
1. Эмоциональный настрой на урок
Добрый день. Я рада всех видеть на уроке мировой художественной культуры. Сегодня 20 октября, открываем тетради, записываем дату. В этот день в 1887 г. - состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Чародейка». Еще долгих 3 года нужно будет ждать появления оперы «Пиковая дама». Речь о которой пойдет у нас сегодня на уроке.
2. Мотивация на учебную деятельность
Сегодня на уроке каждый, проявивший себя на уроке, в награду получит жетон- карту «Пиковая дама» и даже не один, а потом сможет обменять их у меня на отметку в конце урока.
Записываем тему урока :
Музыкальный портрет.
«Пиковая дама» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского
3. Введение в тему
Героями сегодняшнего урока будут два бессмертных произведения. А как вы думаете, что делает произведение бессмертным?
Варианты ответов учеников
-
Актуальные вопросы, которые в нем поставлены
-
Произведение, которое заставит задуматься, переживать
-
Произведение, которое хочется перечитать , ещё раз послушать
-
Высоко художественное произведение ….
Сегодня речь пойдет о двух бессмертных произведениях в музыке и литературе. Это повесть «Пиковая дама» А.С Пушкина и одноименная опера П.И. Чайковского (презентация слайд 1)
2.Проверка домашнего задания
Дома (на уроке литературы) вы познакомились с повестью Пушкина.
Как зовут главного героя повести?
Кто он по профессии? Какова цель его жизни?
Германн- военный инженер
Гости характеризуют его так :
- А каков Германн, отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли (в карточной игре удвоение выигранной ставки), а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!
«Германн немец: он расчетлив, вот и все!
Германн о себе:
- «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» (презентация слайд 2)
Пушкин о Германне:
Герман был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение. Но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее,- а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры.
Расчет .синонимы выгода, польза.
Расчетливым быть хорошо или плохо?
Ответы детей
Расчетливый - бережливый. Это хорошо.
Расчетливый - не хватает души, действующий с выгодой для себя. Не очень хорошо
Завершая разговор о герое, прошу вспомнить «три верные карты». Жизненные принципы Германна, от которых он не отступал
Германн о себе :
«Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» (презентация слайд 3)
Какая карта будет бита?
Через какую карту он перешагнет? - умеренность
Что для Германна Лиза? - средство достижения цели.
В повести у Пушкина- любовный конфликт. Лиза -средство достижения цели, цель героя -деньги, обогащение. Вызывает симпатии такой герой?. Он расчетливый человек, карьерист, им движет желание обогатиться, нет любви к Лизе, ради достижения цели готов на убийство. (презентация слайды 4-7)
Как автор поступает с таким своим героем?
Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17 нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
(Презентация Слайд 8)
А.С Пушкин как писатель рисует нам портрет современного человека 19 века
. А каков музыкальный портрет современного человека у Чайковского?
Как музыка может нам раскрыть образ героя? Каково наше отношение к герою. Ваша задача познакомиться с музыкальным материалом на уроке, а дома ответить письменно на вопрос, предложенный вам в карточке.
Какой Герман мне ближе и почему? В чем отличие героя повести от героя оперы?
4. Подготовка к усвоению новых знаний (презентация слайд 9)
Петр Ильич оперу пишет в Венеции, либретто составляет его брат. Петр Ильич влюбился в оперу, пишет ее за 44 дня. И когда Герман сойдет с ума , застрелится, Петр Ильич скажет: «Прочь! Прочь! Я не могу находиться здесь, где умер мой Герман»
«Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда - нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: мой брат Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского и в течение этих трех лет понемногу сделал очень удачное либретто…Но сей последний от сочинения музыки отказался… Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где - нибудь в уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его» ,-так писал Чайковский Надежде Филаретовне Фон Мекк.
«Пиковая дама» была написана в невероятно кроткий срок - за 44 дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре декабря 1890 года и имела огромный успех. Ни в одной из опер на пушкинские сюжеты мы не найдем такой свободы обращения с литературным материалом: Чайковский не только самостоятельно истолковал образы, приближая их к современности, но и дорисовал их, подчас меняя психологические черты.
5. Этап усвоения новых знаний
С чего начинается любая опера? (с увертюры или интродукции)
Что такое увертюра? (вступление, в котором представлены ведущие темы)
Какие образы, темы мы услышим? (образ трех карт, темы любви, тема старухи ( рока(судьбы))
Слушание интродукции
Каков характер этих тем?
1 картина (презентация слайд 10)
Солнечный Летний сад, заполнен гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется сам Герман в сопровождении графа Томского. Герман признаётся, что страстно влюблен, хотя имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о своей скорой женитьбе: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!» Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.
Герман- гусар, он беден, гуляя по Летнему саду с другом, он рассказывает ему, что безответно влюблен. Та, которую он любит ,« богата и знатна». Герман мрачен, молчалив, сдержан.
Томский спрашивает : «Ты болен? Чем-то недоволен?»
Герман:
- Я сам не свой я влюблен. Свою возлюбленную Герман называет святой, не может ее позабыть. Звучит ария Германа
Я имени её не знаю
Вы верите этому Герману?
Чем герой Чайковского отличается от пушкинского героя?
Любовь- страсть, которая завладела Германом.
Друг, Томский, утешает:
-Найдем другую.
Звучит вторая страстная ария Германа «Ты меня не знаешь»
Герман истинно влюблен, он понимает, что он Лизе не пара, Чайковский добавил в оперу социальный конфликт. Лиза - внучка богатой графини.
Томский, шутя, предлагает Герману разбогатеть, узнав тайну 3 карт.
(Презентация слайд 11)
Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной московской «львицей» проиграла все состояние и «ценой одного рандеву», узнав роковую тайну трех всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: "Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, придет, чтобы силой узнать у тебя три карты, три карты, три карты!"»
Герман внимает рассказу с особым напряжением. Приятели подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам ее, не знаю как, но отниму!».
Слушаем балладу Томского
Какие звучат темы, инструменты?
(на тему любви, звучащую постоянно, наступает тема трех карт, рока и судьбы)
Картина 2 оперы - центральная в развитии чувства любви Лизы и Германа, кульминация их взаимной любви. (Презентация. Слайд 12)
Гобой и флейта передают состояние умиротворенной любви. Это спокойный островок в опере. Островок полного счастья Лизы и Германа.
Герман находится в состоянии безумной влюбленности:
- Могу ли день прожить без тебя?
Я жил тобой
И мысль любовная владеет мной,
Но перед тем, чтобы с жизнью проститься,
Дай мне хоть побыть с тобой
Твоей красотой налюбоваться, а потом- смерть.
Красавица! Богиня! Ангел!
Картина 3
В ней происходит роковой сдвиг в сознании Германа. Им всецело овладевает тайна трех карт, страсть к игре. Он предает любовь Лизы
Сцена бала. Графиня уезжает на бал. (Презентация. Слайд 13)
На балу происходит разговор между друзьями. Они недоумевают, что происходит с Германом?
- То мрачен был, то увлечен.
Здесь он признается Лизе:
- Я Вас люблю
Люблю безмерно, без Вас не мыслю дня прожить.
Сердца свободу не хочу стеснять.
Готов скрываться Вам в угоду.
Готов совершить подвиг.
О, милая, доверься мне
И после этого лирического монолога вдруг звучит тема рока, судьбы.
-Что ж это ? Бред или насмешка?
Что если? Безумец я?
Тема рока, судьбы наступает на тему любви.
- Три карты знат и я богат.
Могу бежать прочь от людей.
Проклятая мысль эта меня с ума сведет.
(снова как рефрен, эхо повторяется тема 3 карт)(кто страстно любя, придет. Чтобы силой узнать у тебя 3 карты)
Безумец я !
Герман прочь гонит мысль о 3 картах, которая пришла к нему на балу.
4 картина
Чайковский: «От музыки в этой картине волосы встают дыбом»
Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости. Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трех карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом. Старуха падает.
«Она мертва, а тайны не узнал я», - сокрушается близкий к помешательству Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.
Дом графини. Она спит. В музыке звучит мотив рока, любви, судьбы.
Герман умоляет графиню назвать ему 3 карты, задает вопросы графиня молчит.
-Вы можете составить счастье целой жизни. Оно Вам ничего не будет стоить. Вы знаете 3 карты. Для кого Вам беречь свою тайну? (Презентация слайд 14)
Если в вашей груди билось когда- нибудь сердце.
То я вас умоляю чувством супруги, любовницы, матери
открыть мне Вашу тайну.
Герман готов взять на себя дьявольский грех.
Звучит скрипка и виолончель. Почему именно эти инструменты?(передают человеческие чувства, переживания)
Кульминация сцены монолог Германа «Она мертва, а тайны не узнал я »
слушаем
ПОЛНАЯ ПОБЕДА ДЕНЕГ, ВЛАСТИ СТАРУХИ. НЕТ ЛЮБВИ!
Лиза, узнав о смерти графини , произносит:
- Не я тебе нужна была!
Чудовище! Убийца! Изверг! Прочь, злодей!
5 картина
Герман находится в раздвоенном состоянии. Его полностью охватила идея 3-х карт. Он постоянно думает о них
6 картина
Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение. Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: «Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семерка! Туз!» «Тройка… Семерка… Туз…» - как заклинание повторяет Герман. (Презентация. Слайд 16)
Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Ее разрывают сомнения: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман - виновник смерти Графини. Он с криком убегает в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.
Лиза назначает свидание Герману.
Звучит ария «Ах, истомилась, исстрадалась»
Я знаю, он придет, рассеет подозренья
И преступленья не сможет совершить.
Ночью и днем только о нем
Думой себя истерзала я.
Где же ты, радость моя, была?
Туча пришла и грозу принесла,
Счастье, надежды разбила.
Бьют часы. Германа нет.
О время, подожди! Он сейчас будет здесь!
О милый. ПРИХОДИ! Сжалься надо мной!
С убийцей вместе проклята!
- Ты здесь? Ты не убийца? Ты мой опять?
-Да, здесь я, милая.
звучит дуэт Лизы и Германа полный страсти, (презентация слайд 15)
но Герман только повторяет за Лизой окончания фраз. Мысли его заняты другим. Он пытается объяснить Лизе про 3 карты. Герман безумен. Идея обогащения заняла его мысли целиком и полностью
Лиза:
- Спасу тебя, идем со мной
Герман:
-Кто ты? Тебя не знаю? Прочь! Отстань!
Лиза бросается в воду
(в 9 классе на уроке литературы вы познакомитесь с повестью Н.М Карамзина «Бедная Лиза» и увидите, как похожи сюжеты поведения героинь!)
НЕТ ЛЮБВИ! ПОЛНАЯ ПОБЕДА ДЕНЕГ! КАРТ! СТАРУХИ!
В музыке звучит злоба, торжество!
Картина 7
Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», - возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!» Он закалывается. В проясненном сознании возникает образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.
Сцена в игорном доме
Диалог приятелей, из которого вытекает мысль «несчастному в любви везет в игре»
звучит Ария Томского «Если б милые девицы»
Если б милые девицы
так могли б летать, как птицы
и садились на сучках,
я желал бы быть сучочком,
чтобы тысячам девочкам
на моих сидеть ветвях.
Пусть сидели бы и пели,
вили гнезда и свистели,
выводили бы птенцов;
Никогда б я не сгибался,
вечно ими любовался,
был счастливей всех сучков.
Входит Герман
-Где был? Уж не в аду ли? Смотри, на что он похож?
Ты не болен?
Герман6
-Разрешите поставить карту (40 тысяч)
-Да ты с ума сошел!
-Уж не узнал ли ты 3 карты у графини?
Шум в зале:
- Он сумасшедший. Он сам не свой.
Герман бросает 2 карту
звучит ария «Что наша жизнь?- Игра»
Добро и зло -одни мечты
Труд, честность- сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я
Так бросьте же борьбу
Ловите миг удачи. Пусть неудачник плачет ,
Кляня свою судьбу…
Герман в опере застрелился, но перед этим попросил прощения у князя Елецкого, жениха Лизы. Перед смертью увидел Лизу и умер с ее именем на устах.
Занавес.
6 этап Инструктаж по выполнению домашнего задания. Подведение итогов урока.
Два равновеликих произведения. Пушкин. Чайковский. Две знаковые фигуры русского искусства дали нам 2 портера современников один Герман - в литературе, другой- в музыке.
Определите, какой вам Герман ближе и почему? Обратите внимание на карточку, которая у вас на столе. Дома вы напишете небольшую работу , отвечая на вопросы в карточке.
Наш урок окончен. Всем спасибо за работу. Прошу подойти к столу и обменять ваших пиковых дам на отметку.
Сообщение группы обучающихся :В результате сравнительного анализа сюжета можно представить следующий вывод:
Слайд :
У А.С.Пушкина
У М.И.Чайковского
Германн - военный инженер
Герман - Гусар
На первом плане алчная идея Германна - разбогатеть любой ценой
На первом плане - любовная драма Германа и Лизы
Лиза - бедная воспитанница
Лиза - родственница графини и ее наследница
Лиза свободна
У Лизы есть жених - князь Елецкий
Лиза выходит замуж
Введена сцена встречи Лизы и Германа у канавки, после которой Лиза погибает
Германн сходит с ума и пребывает в сумасшедшем доме
После неудачной игры Герман заканчивает жизнь самоубийством
Место действия - Петербург
Место действия Петербург
Время действия сдвинуто на несколько десятилетий
Петра Ильича называли певцом Женщины, ее рыцарем и другом. Голос женщины царственно раздавался во всех темах любви радостной и печальной нотой. Это, возможно. Зависело от того, что композитор так часто сталкивался с трагическими женскими судьбами в своей семье. Образ Лизы особенно интересовал Чайковского.
Слайд образ Лизы
Сообщение обучающегося: У Пушкина Лиза - единственная привлекательная личность, она не только «во сто раз милее» светских барышень, она одна не лишена настоящих хороших человеческих чувств; она одна способна к глубокой, благородной и бескорыстной любви, в свете играла самую жалкую роль, была самолюбива и ждала своего избавителя, мечтая выйти замуж. Мечта ее сбылась.
А какова Лиза у Чайковского?
Слушание Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер»
Что общего в образе Лизы у поэта и композитора?
Можно ли встретить такую девушку в современном обществе?
А каков же образ Германна?
Слайд - образ Германна
Сообщение обучающегося: Германн - сын обрусевшего немца, расчетлив, бережлив, честолюбив, имел сильные страсти и огненное воображение, в душе - игрок, но за игру не садится. Обладал необузданным воображением. Для него тайна трех карт - путь к богатству, а любовь Лизы - путь к тайне графини.
А каков Герман у Чайковского?
Каков характер его Ариозо?
Какие чувства охватывают героя?
Слушание Ариозо «Я имени ее не знаю»
(То элегически нежная, то порывисто взволнованная, чистота и сила его чувств любви. Чувство нежности сменяется подавленной страстью при мысли о недоступности счастья. Одинокий, бедный, но самовлюбленный до боли юноша с сильными страстями. Способный на любовь и нежные чувства. Любовь к Лизе - вот та страсть, которая целтком владеет Германном)
Как изменяется образ Германна в последствии?
Слушание сцены у Зимней канавки (фрагмент видеофильма оперы) «О, да, миновали страданья»
(охвачен идеей выигрыша. Машинально повторяет за Лизой слова любви, не замечая ее. Несвязный рассказ. )
Чем различен образ Германна у Пушкина и Чайковского? (У Пушкина - он статичен. У Чайковского - он показан в развитии)
Каких три злодеяния совершил Германн? (убил старуху, себя и любовь)
Каков характер героя в следующем фрагменте оперы(бравый, он в азарте, в предвкушении выигрыша) ?
Слушание «Что наша жизнь? Игра!»
А какие мысли и чувства выражает следующий фрагмент?
Слушание «Князь, князь, прости меня!»
( в оркестре возвращается трепетно - нежный образ Лизы - тема любви)
Почему Чайковский возвращается к этой теме? (только чувство любви может возвратить в человеке все лучшее, только оно способно вдохновлять на подвиги, научить нас прощать и сделать человека счастливым)
Почему Чайковский изменил судьбу Германна?
(Чайковский не мог отдать своего героя во власть такого конца, как у Пушкина, он предпочел физическое его уничтожение. Умирая, Германн освобождается от навязчивой идеи.)
Можно ли оперу и повесть, написанных более века назад назвать современными?
Какие актуальные темы они затрагивают?
(Тема любви, игры, азарта, жертвенности ради любви)
В каком городе происходят события этих произведений? (Петербург)
Этот город вдохновил многих людей искусства на создание своих шедевров.
Исполнение песни «Петербург»
Литература:
Слово о музыке. Русские композиторы 19 века//В.Б.Григорович и З.М.Андреева-Изд.2-ое, исправленное -М:Просвещение, 1990
Сто великих композиторов//Д.К.Самин - М: Вече, 2000
Абрамовский Г. И др. Сто опер - Ленинград: Музыка, 1997
Берлянд - Черная Е/Пушкин и Чайковский - Музгиз, 1950
Платек Я.//Единый лавр их дружно обвивает//Музыкальная жизнь, 1990 №11 и «12
Сидельников Л.С. Петр Ильич Чайковский - М: Искусство, 1998
12