Авторская адаптационная педагогическая разработка

Секретырусскогословообразования Факультативный (элективный) курсдля 8-9 классов Пояснительнаязаписка   Данная программа создана на основе «Программы факультативныхи элективных курсов. Русский язык.7-11 классы» под редакцией С.И.Львовой. Вента-Граф, 2008 Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах. Задачи преподавания: - повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

Заседание МС МКОУ

«Ключи-Булакская СОШ»

Протокол №___

от «____» _________ 20___ г.

Зам. директора по УВР

Н.Н. Бухтиярова ___________

РЕКОМЕНДОВАНО

ЭС отдела образования АМО

«Братский район»

Протокол №___

от «____» _________ 20___ г.

Заведующий ИМК

И.Г. Бусыгина __________

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №___

от «____» _________ 20___ г.

Директор МКОУ

«Ключи-Булакская СОШ»

Е.Д. Рябцева __________





Авторская адаптационная педагогическая разработка

«Секреты русского словообразования»

Программа факультативного курса

для обучающихся 9 класса общеобразовательных учреждений

Образовательная область: русский язык





Автор разработки:

Луненок Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

вторая квалификационная категория




с. Ключи-Булак

2014 г

Секреты русского словообразования

Факультативный (элективный) курс для 8-9 классов

Пояснительная записка

Данная программа создана на основе «Программы факультативных и элективных курсов. Русский язык.7-11 классы» под редакцией С.И.Львовой. Вента-Граф, 2008

Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.

Задачи преподавания:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;

- формирование интереса к изучению родного языка.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Курс посвящён одному из самых интересных разделов лингвистики - русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения в языке новой жизни - слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

Курс служит достаточно действенным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: …истка, …инный, …расс…анного, …сский и т. п.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.

Методы и формы, технологии обучения:

- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;

- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;

- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа

- тестовые работы;

- практические работы.

Формы занятий:

- уроки - лекции;

- конференции;

- практикумы;

- защита рефератов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;

- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов.

Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).

1. Конференция «Изменения в структуре слова»

2.Практическая работа «Словообразовательные кальки»

3.Практическая работа «Этимология слов»

4.Практическая работа со словарями

5.Защита рефератов. «Семантизация морфем»

6.Практическая работа «Приёмы этимологизации»

7.Практическая работа «Использование приёмов в художественной литературе»

8.Итоговая конференция. Защита рефератов.

Секреты русского словообразования

9 КЛАСС

(34ч)

№ урока

Тема урока

Дата

Исторические изменения в структуре слова (17 ч)


1-2-3

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).


4-5-6

Использование иноязычных элементов при образовании слов.


7-8-9

Словообразовательные и семантические кальки.


10-11-12

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.


13-14

Этимологический анализ слова и его написание.


15-16-17

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с этими словарями.


Изобразительные возможности русского словообразования (17ч)

18-19-20

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.


21

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём.


22

Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества.


23

Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.


24

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова.


25-26

Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.


27

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.


28-29-30

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.


31

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.


32

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.


33

Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.


34

Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы.


Список литературы

Для учащихся

Аверьянова А.П. Как образуются слова. - М.; Л., 1966.

Вартанъян ЭА. Путешествие в слово. - М., 1986.

Вартанъян ЭА. Рождение слова. - М., 1970.

Голанова Е.И. Как возникают названия. - М., 1989.

Львова С.И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

Львова С.И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. - М., 1996.

Максимов В.И. К тайнам словообразования. - М., 1980.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. - М., 1986.

Сахарный Л.В. Как делаются слова. - М., 1978.

Феллер МЛ. Как рождаются и живут слова. - М., 1964.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. - М., 1996.

Словари

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. - М., 1986.

Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.

Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М., 2004.

Панов В.Т., Текучее А.В. Школьный грамматика-орфографический словарь русского языка. - М. 1991.

Потпиха ЗА. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ. - М., 1981.

Потпиха ЗА. Школьный словарь строения слов русского языка.-М., 1987.

Тихонов АЛ. Словообразовательный словарь русского языка: Т. 1,2.- М., 1985.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.

Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.

Цыганенка Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. - Киев, 1982.

Цыганенка Т.П. Этимологический словарь русского языка. - Киев, 1989.

Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.

Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)

Для учителя

Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. - Киев, 1986.

Жуковская О.Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. - М., 1983.

Земская Е.Н. Как делаются слова. - М., 1963.

Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

Лопатин В.В. Рождение слова. - М., 1973.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. - М., 1977.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2000.

Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М., 2000.

Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5-9 классах: Книга для учителя. - М., 1996.

Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. - М., 1996.

49Панов М.В. Изучение состава снова з национальной школе. - Махачкала, 1977.

Потиха ЗА. Современное русское словообразование. - М., 1970.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977.

Чуковский К.И. От двух до пяти. (Любое издание.)

Шехикачева М.Ш. и др. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка. - М., 1993.

5


© 2010-2022