Методический комментарий к мастер-классу по теме Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс учителя русского языка и литературы Дорожко С. Н.

Тема: Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках русского языка (в урочной деятельности).

Цели: научить применять технологию деятельностного метода обучения на уроках русского языка.

Задачи: 1) показать роль деятельностного метода обучения в развитии познавательной активности обучающихся в урочной деятельности;

2) познакомить с теоретическими основами деятельностного метода обучения;

3) дать представление об опыте применения деятельностного метода обучения на уроках русского языка;

4) дать возможность каждому участнику мастер-класса принять участие в разработке одного из этапов урока по данной технологии.

Ход мастер-класса.

Слайд 1.

Представление педагогического опыта. Имитационная игра.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2.

«Хорош лишь тот учитель, в котором ещё не умер ученик».

  • Согласны ли вы с этим утверждением? Если да - хлопните в ладоши.

  • Предлагаю всем вам ещё раз утвердиться в том, что вы хорошие учителя. Иными словами, на время моего мастер-класса стать учениками.

Уважаемые участники мастер-класса, вам был продемонстрирован этап: мотивация к учебной деятельности. На данном этапе я использую такие приемы, как апелляция к жизненному опыту обучающихся, создание проблемной ситуации, игры, конкурсы, кроссворды, ребусы и т. д.

Переходим к следующему этапу.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Слайд 3.

  • Обратите внимание на экран и ответьте на вопрос: «Как одним словом можно назвать то, что изображено на картинках?»

(деятельность)

Слайд 4.

  • Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Слайд 5.

  • Не случайно на сегодняшнем мастер-классе я обратилась к понятию «деятельность».

«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю», - гласит китайская мудрость. Лишь в деятельности, по мысли Л. С. Выготского, возможно «формирование любых личностных новообразований».

  1. Выявление места и причины затруднений.

Возникает вопрос: возможно ли традиционным объяснительно-иллюстративным способом обучения достичь формирования любых личностных новообразований?

Действительно, ответ на этот вопрос нам дала сама жизнь.

Тогда перед нами, учителями-практиками, встает ещё один вопрос:

  • Как же организовать деятельность, которая бы способствовала формированию и развитию личности обучающегося?

  • Предлагаю вам сформулировать тему моего мастер-класса.

  • Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках русского языка (в урочной деятельности).

Слайд 6.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

  • Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего мастер-класса, исходя из темы.

  • В рамках урока по данной технологии далее предлагается определить задачи как этапы достижения цели.

Слайд 7.

Задачи нашего мастер-класса представлены на слайде.

  • А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • Как можно научиться применять технологию деятельностного метода обучения на уроке?

(Можно познакомиться с теоретическими основами данной технологии, с имеющимся опытом применения данной технологии другими учителями-практиками и т. д.)

  • Но лучше всего выстроить свой план действий или алгоритм по овладению данной технологией.

  • Поэтому я предлагаю вам простроить свой алгоритм или план действий по овладению технологией деятельностного метода обучения.

  • На этапе постановки учебной задачи мною используется учебный диалог, проблемные задания, проблемные вопросы, мозговой штурм и др.

Обычно обучающимся я предлагаю выбрать форму работы: групповую, парную или индивидуальную. В этом нам помогают карточки с буквами: г, п, и.

Если обучающиеся выбирают групповую или парную формы работы, то мы проговариваем правила групповой или парной работы.

Слайд 8.

Также мы определяемся с критериями оценивания работы на уроке, которые, как и формы организации работы на уроке, находят отражение в оценочных листах обучающихся.

  1. Реализация построенного проекта.

Итак, предлагаю участникам мастер-класса разделиться на 2 группы и разработать алгоритм или план действий по овладению данной технологией. Время разработки алгоритма 3 мин. Время представления 1 мин.

Выступление представителей групп.

На этапе решения поставленной задачи или на этапе первичного закрепления использую составление опорных схем, памяток, алгоритмов, инструкций, сводных таблиц и т. д.



  1. Далее следует самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или взаимопроверкой. А потом включение в систему знаний и повторений.

Теоретическое обоснование опыта.

Внедрение любой педагогической технологии в практику логично начинать с изучения теоретических основ. Предлагаю вашему внимание краткое теоретическое обоснование применения технологии деятельностного метода обучения.

Слайд 9.

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Идея применения деятельностного метода обучения на уроках русского языка сложилась на основе возникших в ходе обучения противоречий, которые привели к постановке проблемы.

Слайд 10.

Изучением деятельностного подхода к обучению занимаюсь на протяжении трех лет. За методологическую основу мною была взята технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» Людмилы Георгиевны Петерсон.

Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 11.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип целостности;

  • принцип минимакса;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип вариативности;

  • принцип творчества.

Слайд12.

Реализация деятельностного метода обучения на уроках русского языка позволяет повысить уровень усвоения знаний обучающихся путем развития их познавательной активности. Результаты применения данной технологии представлены на слайде.

Слайд13.

Для выявления уровня развития познавательной активности обучающихся мною используется диагностика Е. В. Коротаевой.

Новизна педагогического опыта представлена на слайде.

Слайд 14.

В дидактической системе деятельностного метода обучения существует своя типология уроков:

• уроки «открытия» нового знания;
• уроки рефлексии;
• уроки общеметодологической направленности;
• уроки развивающего контроля.

Каждый из них имеет свои структурные особенности. Для всех этапов урока мною были отобраны оптимальные, на мой взгляд, приемы обучения, позволяющие развивать познавательную активность обучающихся.

Следующий шаг овладения технологией - разработка уроков по данной технологии. В связи с этим предлагаю вам разработать один из этапов урока по предложенной теме. А именно этап постановки учебной задачи.

В раздаточном материале есть рекомендации по этому этапу урока с указанием приемов обучения и материал для урока.

Тема урока: Творчество.

Время на выполнение задания 3 мин., на представление - 1 мин.

Выступление групп.

Слайд 15.

  1. Рефлексия - завершающий и очень важный этап урока. На данном этапе урока я использую рефлексивный экран вопросов, пятиминутное эссе, синквейн, игру «Светофор».

А вам, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю высказать свое мнение о проведенном мастер-классе, используя метод незаконченного предложения.

Положительным моментом в данном мастер-классе считаю…

Думаю, что надо продумать…

Слайд 16.



© 2010-2022