Урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности. (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 «А» класс.

Русская литература

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности - черты романтической личности.

Тип: применение полученных знаний.

Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Цель: научить характеризовать Мцыри как романтического героя.

Задачи:

  1. актуализировать знания учащихся о романтизме, особенностях романтического характера; выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;

  2. развивать навыки аналитической работы с текстом, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь и память учащихся;

  3. воспитать самостоятельность мышления, прививать интерес к произведениям русской литературы.

Оборудование: проектор и интерактивная доска, листы А4, ручки, презентация (тема урока, цель урока, литературоведческие понятия, вопросы беседы, структура синквейна, цифровой диктант и домашнее задание), раздаточные листы с незаполненным кластером.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать, дорогие учителя. Я желаю вам всем здоровья, бодрости и успехов в ваших начинаниях. И нам успешной работы на уроке. Садитесь.

  1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны рассмотреть Мцыри как романтического героя. Для этого должны вспомнить, что такое романтизм и романтический герой. Таким образом, тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности - черты романтической личности.

  1. Актуализация полученных знаний.

1) Работа с литературоведческими понятиями.

- Для начала выясним, что такое романтизм.

Романтизм - это направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств;

В центре художественной системы романтизма - личность.

Основной конфликт - между личностью и обществом.

Романтическая личность - страстная личность.

- Кто такой романтический герой?

Романтический герой - это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром.

Стремление к свободе как одно из проявлений романтического героя. Что такое свобода? Кто как понимает?

1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

3. Вообще - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.

4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе.

О своем восприятии слова «свобода» расскажет Айтаков Диас.

2) Прием «Пресс-конференция с героем».

Прежде чем приступим к анализу поэмы, вспомним немного содержание поэмы. Для этого проведем пресс-конференцию с Мцыри.

Каждая группа должна подготовить по одному вопросу, который вы бы хотели задать Мцыри по поэме.

  1. Эвристическая беседа.

Приступаем к основной части нашего урока. Мы должны выявить черты романтической личности в Мцыри и заполнить кластер.

- Скажите, пожалуйста, почему Лермонтов не дает нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре?

Потому что жизнь в монастыре была однообразной и предсказуемой.

- Как Мцыри воспринимал монастырь, где он вырос?

Как тюрьму, место заточения «с кельями душными», чувствовал себя пленником.

Значит, выделяем первую черту романтического героя - неудовлетворенность окружающим миром.

Записывайте в первый лепесток кластера.

- Лермонтов еще в начале произведения показывает нам сильную личность, таящуюся в мальчике. Найдите в тексте подтверждение моим словам.

И слаб, и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

- О какой цели, которую он «имел в душе» говорит Мцыри?

Одну лишь пламенную страсть:

Она, как червь во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

- Какую черту романтической личности можем выделить исходя из сказанного?

Вторая черта романтического героя: интерес к сильным чувствам и страстям.

Одной из этих сильных страстей является стремление к воле, к свободе. Найдите в тексте цитаты, где Мцыри говорит о воле.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости моей.

Это третья черта романтической личности.

Физминутка

Вправо-влево, вправо-влево,

Вправо-влево, видим смело,

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Будем четко видеть всех.

Обведем глазами круг,

Станем лучше видеть вдруг.

Резво крутим мы глазами,

Без очков мы видим сами!

Нарисую я восьмерку,

Вижу все теперь уж зорко!

Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль,

Близорукость, убегай.

А теперь согрей ладошки,

Отдохни совсем немножко.

Работаем дальше, ребята!

- Как показывает поэт восторг Мцыри от полученной кратковременной свободы?

Через восторженное восприятие Мцыри окружающей природы.

- В каком эпизоде проявляются физические и духовные силы Мцыри, о которых он и не подозревал?

В эпизоде боя с барсом.

- Какую черту романтизма мы можем, исходя из сказанного, выделить?

Четвертая черта романтического героя - победа в схватке с силами природы.

- Слова Мцыри:

Но верь мне, помощи людской

Я не желал… Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил - клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

говорят нам о чем?

Об одиночестве героя.

А это еще одна черта романтического героя - одиночество.

Смотрим на заполненный кластер. Прочитай, пожалуйста, _________, что составило кластер.


Таким образом, мы доказали, что Мцыри - романтический герой. Молодцы!

  1. Синквейн.

Составим синквейн на тему «Мцыри». Каждая группа представит свой синквейн.

На экране:

Синквейн.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Словесное рисование.

Цель: развивать наглядно-образное мышление, устную связную речь учащихся.

Так как мы не видели иллюстраций, а в поэме не описания Мцыри, то вам задание: исходя из ваших впечатлений, создайте, пожалуйста, портрет Мцыри, каким вы его себе представляете.

  1. Рефлексия. Цифровой диктант.

Пишете только цифры 1 или 0.

  1. Бой с барсом - центральный эпизод в сюжете.

Да-1, нет-0

  1. В исповеди Мцыри звучит смирение и покаяние.

Да-1, нет-0

  1. Мцыри добился своей цели - увидел родную землю, родственников.

Да-1, нет-0

У кого получилась цифра 100? Молодцы! Значит, вы усвоили материал на сто процентов.

  1. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы доказали, что Мцыри - романтический герой, об этом свидетельствуют его одиночество, стремление к вольности и другие черты, которые мы выделили.

  1. Оценки за урок…

  2. Домашнее задание: Выучить наизусть 5 или 8 главу поэмы на выбор.


Литература.

  1. Русская литература: Периоды и стили. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. - 2-е изд., перераб., доп. Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.

  2. Литература: Методическое руководство. пособие. для учителей 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2004.

  3. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я) - Издательство "Азъ", 1992.


© 2010-2022