- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект фрагмента урока. «Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно?» (Морально-философские истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц)
Конспект фрагмента урока. «Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно?» (Морально-философские истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фоменко М.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект фрагмента урока
Тема: «Если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно?» (Морально-философские истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц).
Цель: продемонстрировать разнообразные методы и приемы интерактивных технологий, которые можно использовать на уроке при работе с литературным текстом.
Ход фрагмента урока:
-
Организационный момент.
-
Мотивация обучения.
-
Проблемные изложение:
Познакомившись со сказкой Экзюпери «Маленький Принц», мы увидели, какое незабываемое впечатление произвели на Маленького Принца встречи с обитателями звезд-астероидов. Для него эти встречи - открытия, познание неизвестного. Только путешествуя по ним, он постигает определенные истины, то что «глазами не увидишь», потому что «чутко только сердце».
-
Выразительное чтение стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
-
Слово учителя
Именно строки стихотворения В.В.Маяковского мы возьмем эпиграф к сегодняшнему уроку и вместе с Маленьким Принцем попытаемся зажечь еще одну звезду, которая соберет в свои лучики весь тот жизненный опыт, который взрослые смогли отдать младшему поколению.
-
Работа с литературным текстом:
-
Познакомиться с главами, где Маленький Принц путешествует по астероидам. Выберите фразу из текста сказки, которая как вам кажется, чему-то научила Маленького Принца.
-
Организация работы в малых группах:
-
создание малых групп;
-
ознакомление с правилами работы в малых группах;
-
работа в малых группах.
-
-
Презентация работы в малых группах
-
выборочное изложение прочитанного текста;
-
выразительное чтение цитат прочитанного.
-
Постановка проблемного вопроса:
Заполните таблицу, какой положительный и отрицательный опыт получает Маленький Принц.
«+» «-»
-
Слово учителя:
Маленький Принц - символ ребенка, детства; а лучики, полученные с планет-астероидов, - жизненный опыт, который взрослые передают детям. Жаль, что полученный опыт не всегда так хорош, как нам хотелось бы…
-
С помощью чего мы сможем зажечь звезду Познания?
-
Смогла бы она зажечься без опыта взрослых и его передачи?:
-
Кому и для чего нужно зажечь звезду Познания?
-
Подведение итога фрагмента урока
Психологическая игра «Соломинка». У каждого из вас есть рабочая тетрадь и ручка. Может не случайно говорят: утопающий хватается за соломинку.
Кому было легко и комфортно на уроке - поднимите символ уверенности - плот - тетрадь. Те, кому сегодня нужна была помощь - покажите карандаш - соломинку, которая вам бы пригодилась как помощь в океане знаний.
Правила работы в группах:
-
Перед началом работы выбрать лидера, секретаря, докладчика, посредника.
-
Внимательно читать задания.
-
Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
-
Придерживаться отведенного времени.
-
Презентацию работы проводит командир группы.
-
Придерживаться правила поднятой руки.
-
Работать так, чтоб не мешать другим.
Спикер (лидер):
-читает задание группе;
-организует порядок проведения;
-предлагает всем высказаться по очереди;
-подводит итоги работы;
-назначает отвечающего;
Секретарь:
-ведет записи результатов работы группы;
-записи ведет четко и разборчиво;
-должен быть готов высказать мнение участников группы;
Посредник:
-следит за временем;
-привлекает группу к работе;
Отвечающий:
-четко высказывает ответ группы;
-рассказывает про результаты работы в группе;
Задание:
-
Познакомиться с фрагментом произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»
-
Сформулировать тот жизненный урок, который получил Маленький Принц на посещенной планете.
-
Закончить предложение-вывод на «лучиках» звезды Познания: «Маленький Принц научился (понял)…»
-
Аргументировать свой выбор на основе прочитанного текста (5-7 предложений; 2-3 мин.)
Образец выполнения
Что понял Маленький Принц, путешествуя по звездам-астероидам.
1. гл. 11 - честолюбец:
тщеславные люди глухи ко всему кроме похвал.
2. гл 12 - пьяница:
понял, что пить совестно, и становится жаль этих людей
3. гл 13 - деловой человек:
-
Что серьезно, что несерьезно - каждый понимает по-своему;
-
По мнению взрослых, от всего должна быть польза.
4. гл14 - фонарщик:
-
всегда красиво то, что по-настоящему полезно;
-
нужно думать не только о себе.
5. гл15 - географ:
-
можно полноправно рассуждать только о том, что знаешь наверняка;
всегда переживаешь и волнуешься о том, что тебе по-настоящему дорого.