Внеклассное мероприятие по литературе Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное мероприятие

по литературе на тему:

«Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем» (Е.Евтушенко).


Разработала и провела: Баландина Алла Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 45»

Обоснование темы и формы проведения урока:

Знакомство с русской поэзией начала XX века занимает основное место в изучении курса литературы в 11 классе. Серебряный век отмечен совокупностью неповторимых поэтических талантов. Это и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и Николай Гумилёв, и Осип Мандельштам…

Индивидуальный путь каждого из поэтов был сложен, судьба некоторых оказалась трагичной. Почему личности поэтов вызывали такое внимание со стороны властей? Чем было опасно их поэтическое слово? Какова моральная и правовая оценка советского режима 30-х годов XX века?

Данное мероприятие решила провести в форме музыкально-литературной композиции. В процессе подготовки определила тему («Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем» (Е.Евтушенко), разработала план и последовательность проведения мероприятия. Наиболее активные учащиеся предложили свою помощь в подготовке презентации.

В качестве зрителей были приглашены учащиеся 7 класса. Так как в программе по литературе ученики данной возрастной категории изучают произведения Андрея Платонова, творческий путь которого проходил в условиях тоталитарного режима, то данное мероприятие способствует знакомству с определённой исторической эпохой. Затрагивается одна из важнейших проблем - свобода личности. Пусть не всё увиденное семиклассниками будет понято, но, я считаю, психологический настрой, яркая воспитательная направленность позволяют прочувствовать и закрепить в сознании учащихся мысль о неприятии насилия над личностью.

Поэт должен иметь свободу творчества, оставаясь при этом внутренне свободным человеком. Осип Мандельштам остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства.

Допускаю возможность в таком аспекте изучение творчества Осипа Мандельштама.

Цели и задачи мероприятия:

  • обобщение сведений о жизни и творчестве Осипа Мандельштама, определение жизненной позиции поэта по отношению к окружающей его действительности;

  • способствовать воспитанию у учащихся понимания безусловной ценности жизни;

  • закрепить мысль о недопустимости насилия одного человека над другим;

  • вызывать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, сохранять память о них.

.

Предмет: литература.

Тип занятия:

внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических и литературно-художественных процессов и явлений.

Форма организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная;

  • фронтальная.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • аудиомагнитофон, записи песен в исполнении Александра Малинина, Александра Матюхина;

  • материал к уроку в форме компьютерной презентации;

  • портрет Осипа Мандельштама;

  • выставка сборников стихотворений Осипа Мандельштама (если есть в наличии).

Методы и технологии обучения:

  • практический;

  • использование ИКТ;

  • оценки исторических процессов, явлений, событий.

Приёмы деятельности учителя:

  • использование аудиофрагментов;

  • консультирование подготовки сообщений;

  • образное повествование.


(Звучит песня «Дай Бог» в исполнении А.Малинина).

Вступительное слово учителя. [2 слайд]

30 октября - День памяти жертв политических репрессий. Вряд ли найдётся хоть один город или населённый пункт в России, которого не коснулись бы репрессии. Люди исчезали из жизни в мирное время на долгие годы. Нравственные и физические страдания испытывали не только заключённые, но и те, кто ждал и надеялся на встречу.

Статистика свидетельствует, что между 1931 и 1940 годами в системе ГУЛАГ умерло, без учёта погибших при побегах, 376 154 заключённых. Одним из них был Осип Эмильевич Мандельштам.

1-й ученик. [3 слайд]

Кажется сегодня мне,

Что у нас с тобою было

Две страны в одной стране.

Первая страна вставала

На виду у всей земли.

Радостно рапортовала!..

А вторую вдаль везли.

Так перерубались корни,

Поезд мчался по полям.

И у всех, кто есть в вагоне,

«116 пополам».

Роберт Рождественский.


2-й ученик. [4 слайд]

3 января 1891 год, город Варшава. В семье Эмилия Вениаминовича и Флоры Осиповны Мандельштамов родился сын Осип. Позднее, в 1937 году, Мандельштам напишет о времени своего рождения: [5 слайд]

Я рождён в ночь с второго на третье

Января в девяносто одном

Ненадёжном году…

О своей семье Мандельштам писал в книге «Шум времени»: «У отца совсем не было языка, это было косноязычие и безъязычие… Совершенно отвлечённый, придуманный язык, витиеватая и закрученная речь самоучки…» Речь матери, учительницы музыки, была совсем иной: «Ясная и звонкая, литературная великая русская речь…» От матери Мандельштам унаследовал обострённое чувство русского языка, точность речи.

3-й ученик. [6 слайд]

Родным городом для Мандельштама стал Петербург. Здесь он вырос, учился в Тенишевском коммерческом училище, затем на романо-германском отделении филологического университета. [7 слайд] В Петербурге Мандельштам начал писать стихи [8 слайд], выпустил свою первую книгу «Камень».[9 слайд] Покидая столицу на Неве, Мандельштам будет возвращаться сюда, но всякий раз ненадолго. [10 слайд]

(Звучит песня «Ленинград» на стихи О.Мандельштама в исполнении Александра Матюхина).

Учитель. [11 слайд]

Становление поэтической личности Мандельштама было определено его встречей с Н. Гумилёвым и А.Ахматовой, дружбу с которыми считал одной из главных удач своей жизни. Через много лет после расстрела Н.Гумилёва Мандельштам писал Анне Андреевне, что её муж был единственным, кто понимал его стихи и с кем он разговаривает, ведёт диалоги и поныне. Об отношении Мандельштама к Ахматовой ярче всего свидетельствуют его слова: «Я - современник Ахматовой». Чтобы такое публично заявить в годы сталинского режима, когда поэтесса была в опале, нужно было быть Мандельштамом.

Ученица. Анна Ахматова - Осипу Мандельштаму

Я над ним склонюсь, как над чашей,

В них заветных заметок не счесть.

Окровавленной юности нашей

Эта чёрная нежная весть.


Тем же воздухом, так же над бездной

Я дышала когда-то в ночи,

В той ночи и пустой и железной,

Где напрасной зови и кричи.


О, как пряно дыханье гвоздики,

Мне когда-то приснившейся там -

Там, где кружатся Эвридики,

Бык Европу везёт по волнам;


Там, где наши проносятся тени,

Над Невой, над Невой, над Невой;

Там, где плещет Нева о ступени, -

Это пропуск в бессмертие твой.


Это ключики от квартиры,

О которой теперь ни гу-гу…

Это голос таинственной лиры,

На загробном гостящей лугу.

4-й ученик.

Отношение к революции у Мандельштама было сложным. «Уходящий державный мир вызывает у поэта сложное переплетение чувств, - писал Сергей Аверинцев. - Это и ужас, почти физический. Это и торжественность… И третье, самое неожиданное, - жалость…» Наверное, к этому можно ещё добавить растерянность. Любые попытки найти своё место в новой России заканчивались неудачей. [12 слайд] Мандельштам так и не смог найти своего места, не смог приспособиться к тоталитарному порядку.

Вскоре выяснилось, что ради будущего торжества идей добра, справедливости уничтожалось многое из того, что было так дорого поэту. И самое главное - уничтожалось достоинство человеческой личности.

1-й чтец Век

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь - строительница хлещет

Горлом из земных вещей

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней.

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна,

И невидимым играет

Позвоночником струна.
Словно нежный хрящ ребёнка

Век младенческой земли -

Снова в жертву, как ягнёнка,

Темя жизни принесли.
Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.
Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.
И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап.
Кровь - строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
И горячей рыбой мещет
В берег теплый хрящ морей.
И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льётся, льётся безразличье
На смертельный твой ушиб. (1922 г)


5-й ученик. [13 слайд]

Мандельштам был человеком открытым, не умевшим притворяться, ловчить и лгать. Он никогда не хотел торговать своим даром, предпочитал сытости и комфорту свободу. Благополучие не было для него условием творчества. «Я должен жить, дыша и большевея...», - уговаривал он себя в ссылке в Воронеже в 1935 году, но он не мог «большеветь», подыгрывая властям.

6-й ученик. [14 слайд]

После выхода второй книги Осипа Мандельштама «Tristia» (в переводе с латыни - «скорбные песни»), которая была откликом на катастрофические события войны и революции, вторая половина 20-х годов - это годы кризиса. Не написано ни одного стиха. Ни одной строчки. Поэт молчал. И в 1929 году он обращается к прозе. Из-под его пера выходит книга под названием «Четвёртая проза» [15 слайд]. Она полна боли и презрения поэта к беспринципным писателям, чья судьба и благополучие напрямую зависели от благосклонности властей. Книга даёт представление о характере Мандельштама - неуживчивом, импульсивном, ярком.

2-й чтец Из книги «Четвёртая проза»:

«Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые - это мразь, вторые - ворованный воздух. Писателям, которые пишут заранее разрешённые вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Доме Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда.

Этим писателям я запретил бы вступать в брак и иметь детей - ведь дети должны за нас продолжить, за нас главнейшее досказать - в то время как отцы запроданы рябому чёрту на три поколения вперёд».

Учитель. [16 слайд]

Можно себе представить, какой резонанс вызвали эти слова: ненависть тех, кого отвергал Мандельштам, и кто отвергал Мандельштама. Все послереволюционные годы поэт жил в ожидании неминуемой смерти. И в 1931 году, когда поэтическое сопротивление Мандельштама существующему режиму достигает высокого напряжения, он пишет знаменитое стихотворение о «веке-волкодаве».

3-й чтец.

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей,


Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.


Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе,


Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

7-й ученик.

Возвращение к стихам вернуло Мандельштаму чувство личной значимости. Было организовано и прошло зимой 1932-1933 года несколько его авторских вечеров, где его принимала с почётом «старая интеллигенция». С помощью Бухарина поэт получает пенсию и заключает договор на выпуск собрания сочинений в двух томах, которое так и не вышло. Но всё это только подчёркивало несовместимость Мандельштама с тоталитарным режимом в литературе. [17 слайд]

Борис Пастернак, побывавший в гостях у Мандельштама, когда поэт в 1933 году получил двухкомнатную квартиру, уходя, сказал: «Ну вот, теперь и квартира есть - можно стихи писать». Мандельштам пришёл в ярость. Поэт проклял квартиру и предложил вернуть её тем, для кого она предназначалась: предателям, приспособленцам.

8-й ученик.

Искренность Мандельштама была на грани самоубийства. «Теперь каждое стихотворение пишется так, будто завтра смерть», - говорил он. И в ноябре 1933 года поэт написал небольшое, но смелое стихотворение, с которого начался его мученический путь по ссылкам и лагерям. [18 слайд]

4-й чтец.

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, -
Там припомнят кремлёвского горца
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подковы куст за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, - то малина
И широкая грудь осетина.

8-й ученик.

Это стихотворение Мандельштам читал многим знакомым, в том числе и Б.Пастернаку, который в тревоге за судьбу Осипа Эмильевича заявил: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу Вас не читать их никому».

Учитель.

Приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. В то время люди погибали и за гораздо меньшие «провинности». Резолюция, поставленная Сталиным, гласила: «Изолировать, но сохранить». Сталин понимал, что Мандельштама можно убить, но стихи уничтожить невозможно. Мнение потомков во многом будет зависеть от того, что о нём, о Сталине, пишут поэты. Значит, надо заставить Мандельштама написать другие стихи - возвеличивающие вождя. Такие стихи, воспевающие Сталина, писали многие поэты. Но Сталину хотелось, чтобы его воспел именно Мандельштам. И Мандельштам понял намерения вождя. Доведённый до отчаяния, загнанный в угол, он решил попробовать спасти жизнь ценой нескольких вымученных строк. [19 слайд] Так появилась «Ода» Сталину, заканчивающаяся такими строчками:


9-й ученик.

… и шестикратно я в сознаньи берегу
Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы,
Его огромный путь через тайгу
И ленинский Октябрь - до выполненной клятвы.
Правдивей правды нет, чем искренность бойца:
Для чести и любви, для доблести и стали.
Есть имя славное для сильных губ чтеца -
Его мы слышим и мы его застали.

10-й ученик.

Для человека очень опасна утрата собственной правоты, а для творческой личности - тем более. [20 слайд] Ещё хуже, когда поэт вырывает себе право на жизнь своими стихами. В далёком северном посёлке Чердынь Мандельштам пытался покончить с собой. Помогли друзья. Николай Бухарин, теряющий своё влияние, в последний раз пишет Сталину письмо: «Поэты всегда правы; история на их стороне». И Мандельштама переводят в Воронеж.

5-й чтец. [21 слайд]

Это какая улица?

Улица Мандельштама.
Что за фамилия чёртова -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он не был лилейного,
И потому эта улица
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...

11-й ученик. [22 слайд]

Воронеж приютил поэта, но приютил враждебно. В маленьком одноэтажном домике по ул. Линейной удобств никаких не было. Две кровати, стол, какой-то нелепый длинный чёрный шкаф и старая, обитая дерматином кушетка. Мандельштаму приходилось сражаться с подступающим отчаянием: не было средств к существованию, с ним избегали встречаться. Поэт мучительно искал, кому бы можно прочесть стихи. Однажды он бросился к телефону-автомату и читал новые стихи следователю НКВД, к которому был прикреплён: «Нет, слушайте, мне больше некому читать!»

12-й ученик.

Стихи из воронежских тетрадей, как и большинство стихотворений Мандельштама 30-х годов, проникнуты ощущением близкой гибели:

Еще не умер ты, еще ты не один,

Покуда с нищенкой-подругой

Ты наслаждаешься величием равнин

И мглой, и холодом, и вьюгой.

(15 - 16 января 1937г.)

Ученица. [23 слайд]

Анна Ахматова, навестив поэта в изгнании феврале 1936 года, так передала своё впечатление от его жизни в известном стихотворении "Воронеж", посвященном Мандельштаму:

И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским - вороны,
Да тополя, и свод светло-зелёный,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.

А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черёд.
И ночь идёт,
Которая не ведает рассвета.

13-й ученик. [24 слайд]

Стихи из «Воронежских тетрадей» долгое время оставались неопубликованными. Их не назовёшь политическими, но даже и такие стихи воспринимались как вызов, потому что это была Поэзия с большой буквы. Неподконтрольная, неостановимая, не менее опасная для власти.
В роскошной бедности, в могучей нищете

Живи спокоен и утешен.

Благословенны дни и ночи те,

И сладкогласный труд безгрешен.

Несчастлив тот, кого, как тень его,

Пугает лай и ветер косит,

И беден тот, кто сам полуживой

У тени милостыню просит. (15-16 января 1937)

14-й ученик.

16 мая 1937 года истёк срок воронежской ссылки. Осип Мандельштам год провёл в окрестностях Москвы, пытаясь добиться разрешения жить в столице. Редакторы журналов отказывались от встреч с ним: боялись последствий. Поэт нищенствовал. Ему помогали друзья и знакомые: Виктор Шкловский, Илья Эренбург, Валентин Катаев. Борис Пастернак. О 1938 годе писала А.Ахматова: «Время было апокалиптическое. Беда ходила по пятам за всеми нами. У Мандельштамов не было денег. Жить им было совершенно негде. Осип плохо дышал, ловил воздух губами».

15-й ученик. [25 слайд]

Ранним утром 2 мая 1938 года Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют на Дальний Восток [26 слайд]. В двадцатых числах октября 1938 года Осип Эмильевич писал брату Александру и жене Надежде Яковлевне: «Дорогой Шура! Из Москвы из Бутырок… приехали 12 октября. Здоровье очень слабое, истощён до крайности, исхудал, не узнаваем почти, но посылать деньги, вещи и продукты - не знаю, есть ли смысл. Попробуйте всё-таки. Очень мёрзну без вещей…»

Но оттуда он уже не вернулся. Мандельштам умер в пересыльном лагере под Владивостоком «Вторая речка» 27 декабря 1938 г. от паралича сердца.

Учитель.

Наш разговор о судьбе Осипа Мандельштама нельзя считать законченным, не сказав о его жене, Надежде Яковлевне. Евгений Евтушенко назвал её «самой великой вдовой поэта в XX веке» [27 слайд].

Может быть, она была ему послана свыше. Она охраняла, сопровождала его, берегла. Была первой слушательницей его стихов. Переписывала, редактировала, собирала. Надежда Яковлевна знала наизусть все неопубликованные стихи Мандельштама. В «Воспоминаниях» не только воскресила страдальческий облик Осипа Эмильевича, но и рассказала о таких сторонах той жизни, о которых многие тогда молчали. Сохранилось письмо Надежды Яковлевны к мужу, так и не дошедшее до адресата.

Ученица. [28 слайд]

«Ося, родной, далёкий друг! Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтёшь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернёшься, а меня уже не будет…

Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка - тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, слепой поводырь…

Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня. Знаешь ли, как люблю. Я не успела сказать, как я тебя люблю. Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе… Ты всегда со мной, я - дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать,- я плачу, плачу, плачу.

Это я - Надя. Где ты? Прощай».

16-й ученик.

Мандельштам не был физически смелым человеком. Он боялся высоты, панически боялся милиционеров... Многого боялся. Но при этом иногда совершал поступки, на которые ни у каких смельчаков решимости не хватало. В 1918-м году порвал стопку смертных приговоров, в 1928-м вступился за совершенно незнакомых людей - пятерых безвинно арестованных стариков-бухгалтеров, пол-Москвы поставив на ноги. Это был человек с обостренным неприятием несправедливости. А если несправедлива сама жизнь - что может сделать поэт? Только писать.

17-й ученик.

Имя Мандельштама оставалось в СССР под запретом много лет [29 слайд]. Но оно осталось в воспоминаниях его современников. Оно осталось в его стихах, в песнях, написанных на эти стихи. Едва ли можно отыскать в истории русской литературы поэта, судьба которого была бы так трагична. Осип Мандельштам остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства. [30 слайд].

Уходят вдаль людских голов бугры,

Я уменьшаюсь там - меня уж не заметят,

Но в книгах ласковых и в играх детворы

Воскресну я сказать, что солнце светит.

(Звучит песня на стихи О.Мандельштама «О свободе небывалой сладко думать у свечи» в исполнении Александра Матюхина).


Учитель. [31 слайд].

На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть самую память о людях, создать иллюзию их небытия. Уничтожение памяти о человеке - одна из форм репрессий.

  • Нужно ли нам, живущим в XXI, веке вспоминать те страшные годы?

  • Можно ли оправдать действия государства в отношении людей, не совершивших опаснейших преступлений?

  • Или поэтов и писателей тоже можно назвать «врагами народа»?

(Ответы учащихся).

Сегодня в Российской Федерации и 12 странах, образованных на территории бывшего СССР, установлено более 1200 памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий. Поэтому говоря о трагических событиях тех времён, мы не только отдаём дань памяти безвинно погибшим, но и хотим, чтобы это время не повторилось.

(Звучит песня «Дай Бог» в исполнении А.Малинина).


© 2010-2022